"Чапаев: Эх, Петька, победим белых и заживем при коммунизьме! Консерваторию построим… Петька: - А на крыше - пулемет! Чапаев: - Зачем? Петька: - А чтоб консервы не воровали!" Из мудростей "Анекдот.Ру"
Итак, премьер-министр утвердил новое распределение обязанностей между собой и своими замами (хотя, их лучше стоит называть "вице-премьеры" - так точнее). На 16 министров и одного члена правительства (Тлеубердина) приходится теперь четыре вице-премьера. Но, с учетом того, что вице-премьера одновременно руководят министерствами, это не страшно - в том же 1990 году из семи зампредов Совмина трое были первыми. И ничего, работали…
Интересно, другое структура правительства и система отношений внутри него явно усложняется - этот процесс идет по нарастающей с начала года и никак не может остановится. Делается это (естественно, по очень объективным соображениям), исключительно за счет полномочий Карима Масимова: в январе забрали экономику и финансы, теперь - сельское хозяйство и природные ресурсы.
Как гласит Третий закон Паркинсона "Расширение означает усложнение, усложнение - разложение". Правительство - как об этом верно заметил премьер-министр, находясь в Москве - нуждается в определенном структурной перестройке. Взять тех же вице-премьеров: четыре штатные единицы - это все-таки слишком. К тому же на 16 министерств (по четыре на брата). Варианта реформирования правительства сверху два - либо довести конструкцию до состояния: "премьер - первый вице-премьер - три простых вице-премьера". Однако, первый вице-премьер, как показывает опыт новейшей мировой истории, является в силу своей функции рабочего координатора не столько правой рукой премьера, сколько дамокловым мечом, зависшем над карьерой шефа. Если же премьер и обуздает гипотетического первого вице и в правительстве появится четкая иерархия, то против них тут же выступают "простые" вице, в миг оказавшиеся на обочине политической жизни.
Если, как мы писали раньше, премьер станет лидером парламентского большинства, то проблема вообще отпадает: он будет бегать по парламенту, ловить и сплачивать недисциплинированных депутатов, то первый вице-премьер будет в качестве первого заместителя потихоньку руководить правительством. Все это, естественно, чушь - если смысл назначения человека премьер-министром состоит в том, чтобы оторвать его от работы и возможности хоть как-то самореализоваться, то зачем, спрашивается, еще Терещенко снимали?
Намного более реально увеличить нагрузку на вице-премьеров путем роста их полномочий, то бишь, не по четыре министерства, а по пять. Исходный материал есть - Тасмагамбетов ткнул пальцев в амбициозные агентства и взял паузу (указ готовить?). А ведь есть еще и комитеты.
Немного статистики: в правительство входят 15 министерств, 1 министр без портфеля и один член правительства - руководитель канцелярии премьер-министра, все это первая категория.
Затем идут 9 агентств (во исправлении стандартной ошибки уточняем, что (1) агентства по стратегическому планированию и по делам госслужбы в правительство не входят и подчиняются непосредственно президенту; (2) антимонопольщик Ербол Досаев в отличии от Берика Имашева министерский ранг не получил). Потом идут 34 комитета (не считая уплывших в Нацбанк пенсионных фондов, Главного управления внутренних войск и Национальной академии наук). Еще дальше стоят бесчисленные департаменты, главные управления, управления, отделы, сектора, рабочие группы и так до последней уборщицы.
Тасмагамбетов ополчился на агентства, начав (устно) борьбу с бюрократией именно с них - и очень правильно!
Агентство по защите государственных секретов (кураторство над ним оказалось не нужным никому из вице-премьеров) явно нуждается в упразднении. Его функции можно безболезненно отдать либо КНБ, либо той же канцелярии премьер-министра.
Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса можно либо преобразовать в самостоятельное министерство, либо объединить с Министерство экономики и торговли. Самостоятельный, но низкий статус ведомства позволяет ему с криком отбить из запрошенных каким-нибудь монополистом 100 тенге за квтч 2 копейки и гордо хвастать ими на пресс-конференциях.
Агентство по статистике должно быть отдельным, но раз взялись сокращать, то вполне можно впихнуть его в структуру Минэкономики, а можно назвать каким-нибудь КазНИИ статистических исследований (или КазНИИ национальных статистических исследований - чтоб не обидно было).
Агентство по туризму и спорту следует поделить между Минздравом (спорт) и любым другим (туризм). Туризм от наличия госконтроля над собственным развитием выигрывает мало.
Сложнее с Агентством по государственным материальным резервам. Специфика есть. Но есть и оригинальное решение - соединить его с Комитетом государственным закупкам и Комитетом государственного имущества (оба в составе Минфина) и назвать получившуюся конструкцию Министерством государственного имущества.
Агентство по управлению земельными ресурсами можно включить в состав Министерства сельского хозяйства (откуда оно когда-то и вылезло) или в кокшетауский МПРиООС. Последнее, в связи с планируемым переездом в Астану, может явно выиграть в полномочиях - по крайней мере, Комитет геологии и охраны недр был отдан Школьнику исключительно по той причине, что его (комитета) клиентам надоело постоянно мотаться в далекий Кокшетау.
С Агентством по миграции и демографии тоже есть трудности. В свое время его создавали сначала для трудоустройства Турисбекова, потом - Жагановой (аккурат к 8-му марта). Поразмыслив, делим агентство между Минтрудом (миграция), Минздравом (демография) и МКИОСом (Жаганова).
Агентство по чрезвычайным ситуациям тоже переросло свой статус, да и название явно устарело - атавизм какой-то. "Министерство техногенных катастроф" - красиво, современно и драматично. Драматичнее будет только "Министерство по делам стихийных бедствий"; представляете, как звучит: "Министр по делам стихийных бедствий такой-то".
Агентство финансовой полиции… В нашей схеме места для него не остается - все остальные силовики собрались либо в Министерствах, либо в Комитете, а финполы до этого уровня не тянут. Их можно соединить с Комитетом финансового контроля, с 9-м департаментом МВД, с департаментом экономической безопасности КНБ, со Счетным комитетом. Предложение есть - спроса нет. Путь один - обратно в МГД, к таможенникам и налоговикам.
С агентствами разобрались, теперь очередь за комитетами. Комитет - сильная штука, а хороший комитет с неплохой родословной - это вообще потенциальное министерство. По беглым подсчетам авторов, из 34 комитетов половина стала таковыми из бывших министерств образца 1995-1997 годов. Ни одного комитета не имеют только Министерство обороны (ему "Казспецэкпорта" хватает) и Минсельхоз (спасибо Мынбаеву, который аж четыре карибжановских комитета упразднил!).
Некоторые комитеты имеют сугубо практические функции (Таможенный, фармации, санэпиднадзора, культуры, аттестационный, казначейства, регистрационной службы, тюремный) - их подчиненный статус и автономные функции очевидны, и спорить с этим бесполезно.
Некоторые комитеты созданы исключительно для облегчения участи своих кураторов: аэрокосмический и атомно-энергетический в таковом статусе облегчают перманентную переброску из одного министерства в другое - вслед за Владимиром Школьником. Часть комитетов (антиалкогольный, по должникам, транспортного контроля, по госэнергонадзору, по оборонной промышленности, по антидемпинговому контролю) подчеркивают аппаратный статус соответствующего министра. С такими жен целями был создан Комитет дорожной полиции МВД. Абсолютно бесполезный Комитет по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в составе Минюста позволяет министру юстиции ощущать себя силовиком (а не просто тюремщиком или регистратором), хотя данный комитет намного лучше смотрелся бы в МВД или в Минздраве.
Комитет по делам строительства уже предложили преобразовать в министерство (инициатива депутата Тшанова - бывшего министра строительства). Неплохо было бы восстановить и Министерство культуры, да разве ж отдадут? Некоторые министерства вполне можно разделить на два, а то и на три - тот же МЭМР (министерство энергетики и минеральных ресурсов) - на (1) министерство нефтяной и газовой промышленности, (2) министерство энергетики, (3) министерство атомной энергии и космических исследований и даже (3,5) пару департаментов и комитетов МПРиООСу достанется.
Комитет по инвестициям в составе МИДа - тоже явный реликт, его присутствие в дипломатическом ведомстве имеет в качестве смысловой нагрузки лишь наличие у дипломатов возможности проводит не только дипломатические приемы и конференции, но также и инвестиционные.
У нас явно заброшено Министерство экономики: если собрать все вышеперечисленные соображения, то в его состав можно включить Комитет по инвестициям, Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, Агентство по статистике, даже Агентство по стратегическому планированию (если президент отдаст), и сделать из него экономический штаб, благо, что последние министры вышеупомянутой экономики весьма недурные специалисты.
Такими вот усилиями мы получаем из сложной и противоречивой бюрократической махины стройную и функциональную систему, с управлением которой справится любой премьер. Каждый вице-премьер получит еще по 1-1,5 министерству в нагрузку.
Нужно только желание и воля, а умные мысли всегда где-то рядом витают. |