СТРАНЫ СНГ ПЕРЕД СТРАТЕГИЧЕСКИМ ВЫБОРОМ
Тарас Кузио Комментарий EurasiaNet От редакции. Тарас Кузио – научный сотрудник Центра российских и восточноевропейских исследований Торонтского университета.
02.VII.2002 © Eurasianet
В последние недели Совет национальной безопасности и обороны Украины занимался вопросом о выведении на новый уровень отношений с НАТО, основывающихся на Хартии об особом партнерстве 1997 г. Украина первой из стран СНГ будет работать по специально разработанному для этой страны плану. Некоторые аналитики задают вопрос, какие еще страны СНГ на Кавказе и в Средней Азии примут в ближайшее время условия Хартии?
Геополитическая ситуация, сложившаяся после 11 сентября, характеризуется серьезным сближением России и Соединенных Штатов. Однако, несмотря на то, что Вашингтон и Москва заявляют об общих целях в глобальной войне с терроризмом, оба государства остаются соперниками на Кавказе и в Средней Азии. Это обстоятельство ставит множество вопросов о характере стратегической ситуации, которая сложится в регионе в будущем.
Майский российско-американский саммит в Москве открыл путь для дальнейшего повышения военной роли США в регионе. Совместная декларация президента США Джорджа У. Буша и российского лидера Владимира Путина гласит: "В Центральной Азии и на Южном Кавказе мы признаем наш общий интерес в содействии стабильности, суверенитету и территориальной целостности всех государств этого региона".
Кроме того, повышение статуса России в отношениях с НАТО до формата 19+1 (19 членов НАТО плюс Россия) и образование нового Совета Россия-НАТО ослабили возражения России против планов расширения НАТО. А на практическом уровне ввод в Среднюю Азию американских и других западный войск и присутствие американских военных инструкторов в Грузии поставили под сомнение распространенные представления о том, что "ближнее зарубежье" является собственностью России.
В совместном заявлении Буш и Путина нигде не упоминается СНГ, "миротворческие силы" СНГ, "антитеррористический центр" СНГ или Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это кажется странным, поскольку именно Путин за неделю до американо-российского саммита осуществил реорганизацию Договора о коллективной безопасности в ОДКБ. Кроме России, в ОДКБ входит пять стран СНГ – Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Помимо этого Казахстан и Кыргызстан наладили собственные тесные военные отношения с США.
Некоторые аналитики задаются вопросом, что будут делать страны СНГ наряду с вхождением в ОДКБ. До сих пор только Украина заявила о своем твердом намерении стать членом НАТО. Примеру Украины могут последовать и некоторые члены ГУУАМ – организации сотрудничества, пытающейся сохранить свое политическое влияние в регионе [историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].
Образованная в 1998 г., ГУУАМ всегда склонялась к НАТО, что позволило Грузии, Азербайджану и Узбекистану укрепить двусторонние связи в военной области с отдельными членами НАТО, в том числе с США, и способствовало участию этих стран в программе НАТО "Партнерство во имя мира".
Наиболее решительную позицию в вопросе о членстве в НАТО занимают Грузия и Азербайджан, которые, вполне вероятно, последуют за Украиной и вступят в партнерские отношения с Североатлантическим блоком. Д-р Дженнифер Морони, работающий в Вашингтоне консультант по оборонным вопросам, говорит, что после 11 сентября привлекательность НАТО для многих стран СНГ повысилась. Она указывает, что в феврале этого года к программе "Партнерство во имя мира" решил присоединиться Таджикистан, а другие страны расширили области сотрудничества с НАТО, приняв участие в Процессе планирования и анализа, который служит ступенькой на пути вступления в партнерские отношения с Североатлантическим союзом.
Вступив в ГУУАМ, как Азербайджан, так и Грузия заявили о своем желании вступить и в НАТО. После сентября 1999 азербайджанские войска в составе Турецкого батальона участвовали в операциях НАТО в Косове. В прошлом году Азербайджан принял участие в 250 мероприятиях НАТО, в том числе в проводившихся на ее территории учениях "Cooperative Determination 2001". Министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев сказал уже в декабре 2000 г. на заседании Совета евроатлантического партнерства, что его страна стремится войти в партнерские отношения с НАТО, рассматривая это как шаг к "последовательной интеграции" с Североатлантическим альянсом.
По словам Морони, среди остальных членов ГУУАМ подобного энтузиазма не наблюдается. В частности, не намерен добиваться членства в НАТО Узбекистан, важный стратегический партнер США в Центральной Азии. Морони отметила, что Узбекистан достаточно равнодушно относится к своему участию в программе "Партнерство во имя мира".
Узбекистан рассматривает свое участие в программе "Партнерство во имя мира" как "способ укрепления собственной независимости и суверенитета, получения современных военных технологий и обучения на высоком уровне военного персонала", – сказала Морони. Она добавила, что узбеки "предпочитают получать содействие от других стран на основе двусторонних договоренностей".
Узбекистан часто вел себя как ненадежный союзник в многосторонних организациях, таких, как СНГ, Шанхайская организация сотрудничества и ГУУАМ. Узбекистан отказался участвовать "по техническим причинам" в учениях НАТО в Грузии, прошедших в середине июня. Кроме того, Ташкент до сих пор не подтвердил своего участия во встрече министров иностранных дел стран ГУУАМ в Азербайджане, намеченной на 2 июля. 25 июня представитель МИД Узбекистана сказал, что его страна приостановила свое участие в деятельности ГУУАМ (отреагировав на распространенное ранее в СМИ сообщение о полном выходе Узбекистана из этой организации).
Что касается других бывших советских республик, то вероятным кандидатом на возвращение к близким отношениям с Москвой является Молдова. Туркменистан, дорожащий своим нейтралитетом, – единственное государство, не собирающееся примыкать ни к ОДКБ, ни к НАТО. |