Кайрат Байсынов
На днях Григорий Марченко поставил своеобразный рекорд, проработав в казахстанском правительстве на должности первого вице-премьера около трех месяцев. Как известно, прошлый "рекорд" - три месяца - был достигнут в 1994 года, когда двое министров занимали свои посты с июня по октябрь месяц. Подобное достижение, в общем-то, не слишком оптимистичное, особенно если учесть недавнее выступление президента о завершении очередного этапа кадровых перестановок в правительстве и областных акиматах. Кстати, смену министра финансов, по имеющейся информации, сам Марченко как лидер экономического блока правительства и инициировал. Но насладиться успехом первый вице-премьер не успел…
"Яркость" правительства поблекла: ведь Григорий Марченко по своим PR-показателям (сбривание/отращивание бороды, борьбу с "овощами-фруктами) намного превосходил почти всех остальных коллег по кабинету министров. В чем же причина столь скорой и неожиданной на первый взгляд отставки?
Надо начать с того, что Марченко оказался в своем, теперь уже бывшем кресле волей обстоятельств. В январе 2004 года Национальный банк, который он возглавлял в течении четырех лет, был разделен на два ведомства - собственно Нацбанк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - Агентство по финнадзору - Н.С.). В новую структуру перешла значительная часть полномочий - работа с банками 2-го уровня, страховыми компаниями, пенсионными фондами, рынком ценных бумаг - та сфера, которую по традиции курировал непосредственно председатель Нацбанка. Таким образом, Марченко, оставшись на своей прежней должности или возглавив новое агентство, терял почти половину своих полномочий. С другой стороны, первый вице-премьер Александр Павлов подал в отставку, будучи достаточно измотан в ходе последнего прихода в правительства (на нем висел огромный фронт работы - регионы, экономика, социальная политика и т.д.). Поэтому и было принято решение о том, что на место Павлова придет Марченко: помимо "шестой графы" экс-председатель Нацбанка по сути шел на повышение. А Нацбанк и Агентство по финнадзору возглавили его бывшие замы - Анвар Сайденов и Болат Жамишев.
На деле же оказалось, что Марченко оказался не на месте, да и должность оказалась не для него. Во-первых, Марченко - человек яркий, амбициозный, авторитарный, к тому же не отличающийся сдержанностью. В правительстве в целом и в блоке первого вице существует достаточно жесткий баланс интересов и полномочий; реализуемые же программы (стратегия индустриально-инновационного развития, жилищная программа, реформа образования) при всей своей объективной необходимости небесспорны с точки зрения механизма реализации (и контроля над этим механизмом).
Новый первый вице-премьер попытался с известным успехом "войти в роль" кавалерийским наскоком (вспомним, к примеру, заявление о необходимости проверки порядка приватизации шести крупных алматинских вузов). В итоге, не выстроив предварительно собственную аппаратно-кадровую опору, Марченко настроил против себя ряд министров, да и самого премьера. Учитывая многочисленные слухи о том, что январское назначение Марченко является лишь трамплином для занятия премьерского кресла, сложно рассматривать активность собственного первого зама иначе как прямую и явную угрозу. Вдобавок Марченко добился отставки министра финансов Ерболата Досаева и его перемещения в кресло главы Минздрава. Досаев, конечно, проигрывал Марченко как специалист, но он тоже был выдвинут летом не за красивые глаза… В итоге, срок работы первого вице-премьера резко сократился.
Новая должность Марченко - помощник президента по экономике (ее раньше занимали Ураз Джандосов и Мажит Есенбаев) - более адекватна для него самого: он получает возможность отдохнуть, оценить результаты своей работы, а заодно - трибуну для критики правительства и Нацбанка, т.е. возможность стать "казахстанским Илларионовым". Правительству же критика профессионала, облеченного тем более доверием президента, также явно не помешает.
Однако вернемся к началу статьи: кто станет первым заместителем Даниала Ахметова? В правительстве сейчас остались два вице-премьера - Сауат Мынбаев (промышленность, энергетика, коммуникации) и Ахметжан Есимов (сельское хозяйство, земельная реформа, экология). Как показывает практика, в казахстанском правительстве объективно требуются четыре вице-премьера - помимо двух названных сфер нужны замы по экономике и по социальной политике (идеологии). Вдобавок, кто-то из них должен замещать премьера и вести регионы, ЧС, кадры и т.д., т.е. быть первым вице-премьером. В последних правительствах все эти обязанности выполнял Александр Павлов - человек сверхработоспособный, опытный и авторитетный. На днях, кстати, исполнилось десять лет с момента прихода Павлова в правительство; все эти годы он занимал такие ключевые посты, как глава налоговой инспекции, министр финансов, вице-премьер, первый вице-премьер (единственный перерыв в 2000-2002 гг., когда Павлов работал, а по сути находился на отдыхе, в корпорации "Казахмыс"). Теперь Павлов занял две, по сути не слишком обременительные должности - зампреда президентской партии "Отан" и председателя совета директоров Народного банка, хотя очевидно, что через какое-то время он вернется обратно в правительство. Но не сейчас.
Даниал Ахметов - трудоголик не меньше Павлова, но ему необходим как минимум один вице-премьер по экономике. Социальная политика (Минтруда, Минобразования, Минздрав) по сути, относится к экономическому блоку, а "идеологические министерства" (культуры, информации) не слишком обременительны в качестве "нагрузки" к любому другому блоку, тем более, что они плотно опекаются президентским аппаратом.
Ныне вариантов решения данной кадровой проблемы несколько.
По одному из них, самому простому, назначается вице-премьер по экономике. При этом он может стать как первым, так и "простым" (в таком случае прежние обязанности Павлова и Марченко распределяются между всеми). На роль экономического вице-премьера могут претендовать Кайрат Келимбетов (министр экономики), Жаксыбек Кулекеев (министр образования), Карим Масимов (помощник президента), Зейнулла Какимжанов (президент Инвестиционного фонда). Келимбетов - сильный аппаратчик, Масимов - умеет организовать работу в команде, Кулекеев - сильный экономист и сильный аппаратчик, Какимжанов - жесткий и опытный руководитель. У каждого есть свои плюсы и свои минусы, однако должность вице-премьера по экономике сейчас, по большому счету, "расстрельная": с одной стороны, он будет находится под критикой Марченко, парламента, оппозиции, а с другой - осенью, после выборов, возможны новые перестановки и шанс сохранить место достаточно мизерен.
Второй вариант подразумевает выдвижение на пост первого вице-премьера кого-либо из акимов с большим стажем, например, Аслана Мусина или Виктора Храпунова. Оба достаточно сильные и опытные руководители, при этом, у первого есть определенные проблемы с местным истеблишментом (почти на всех ключевых постах в Атырау расставлены актюбинцы), а второй - "засиделся". Забрав одного из них в правительство (на повышение!) можно решить текущую проблему смены власти в регионе, усилить Кабмин практиком, а к осени - если что - подобрать иной участок работы.
Третий вариант: пост первого вице-премьера получает "новичок", т.е. фигура, стоящая в кадровом резерве, но по большому счету нераскрученная и потенциально сильная. К таковым можно отнести президента нацкомпании "Казахстан темир жолы" Ерлана Атамкулова, Каната Бозумбаева, акима Мангистауской области Болата Палымбетова, зампреда партии "Отан" Амангельды Ермегияева. Таким образом, можно опробовать человека в деле и заполнить возникший в правительстве вакуум.
Не исключен и вариант, что пост первого вице-премьера может получить Сауат Мынбаев, который мог бы вести и свой прежний блок, и экономику (не стоит забывать, что он в свое время работал и министром сельского хозяйства). Однако, нынешняя сфера полномочий Мынбаева, старательно держащегося последнее время в тени, сегодня имеет более чем стратегическое значение: именно он курирует деятельность институтов развития (Инновационный фонд, Инвестиционный фонд, Государственную страховую корпорацию), реформы в сфере телекоммуникаций, жилищное строительство.
Доводя итоги, можно сделать вывод, что главное не то, кто станет вице-премьером, а какие задачи и какое время ему придется решать: градус политической борьбы стремительно повышается, новому зампреду правительства придется помимо реализации экономической, региональной, социальной политики работать в условиях выборного марафона.
См. также Премьер-Министр РК распределил обязанности |