NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 15.10.2024 11:03 ast
09:03 msk

Предвыборные платформы казахстанских партий: сравнительный анализ
Повышение бюджетных расходов и "более справедливое" перераспределение доходов от экспорта углеводородного сырья – с различием в предлагаемом инструментарии – присутствует в той или иной степени во всех партийных документах
06.09.2004 / аналитика

Данияр Ашимбаев, ЦКТ "Репутация", 4 сентября

В период проведения предвыборной кампании партийная платформа формально имеет более чем высокое значение, это своего рода контракт партии с избирателем, базовый документ, на котором строится ее агитация и пропаганда. Однако данный тезис в условиях казахстанских политических реалий представляется больше теорией. Тот факт, что большинство респондентов при проведении социологических опросов указывает, что его отношение к партийным программе является одним из главных причин голосования за ту или иную партию, – это, скорее, дань моде, традиции, нежели отражение реального положения. Как показывают данные все тех же опросов, избиратель черпает информацию о деятельности партий преимущественно из электронных СМИ, которые по своему формату способны донести до него лишь небольшой набор лозунгов и выступлений лидеров партий. И таким образом, выбор избирателя основывается не на платформе, а на визуально-вербальном восприятии образа партии и ее вождей. Единственное, пожалуй, прикладное значение предвыборных платформ состоит в том, что они являются набором тезисов для листовок и прочего наглядного агитационного материала кандидатов в депутаты от данной партии.

При ознакомлении с опубликованными партийными платформами и программными выступлениями лидеров партий складывается впечатление, что в целом все они являются весьма близкими друг другу, как по форме, так и по сути. Первое и самое главное сходство выражается в отсутствии целевой аудитории, все программы обращаются к народу Казахстана в целом, без деления его по национальным, возрастным, имущественным или каким-либо иным признакам.

Что касается поднимаемой проблематики, то почти все в своих платформах выделили место для освещения своей позиции по проблемам политического реформирования, развитию местного самоуправления, проведения активной социальной политики, защите малого и среднего предпринимательства, экологии, проблемам женщин, молодежи, учителей, врачей, ветеранов, борьбе с коррупцией, преступностью, борьбе с бедностью, свободе слова, внешней политике и национальной безопасности и т.д. (Некий элемент "специализации" есть, правда, в документах "Ауыла").

Сходство состоит и в том, что почти все партии механически отнеслись к составлению программ: были выделены темы, но без увязки с остальными пунктами программы. Единственный документ, где все положения и детали являются частью одного целого, – это программа АИСТа. Одной из наиболее любопытных особенностей его программы является то, что политическое реформирование названо "политическим сопровождением экономического курса", т.е. имеет прикладное, а не самоценное, как у остальных партий, значение.

Необходимость децентрализации власти и реформы местного самоуправления присутствует практически во всех партийных платформах. Что касается выборности акимов, то "Отан" полагает, что следует избирать только местных акимов, в то время как оппозиция настаивает на выборности всех акимов подряд. В программе АИСТа данный раздел представлен в виде необходимости разработки соответствующих концепций, но четкой фиксации позиции здесь нет.

Во всех программах (кроме АИСТа) отмечена необходимость расширения полномочий представительной власти. "Отан": "Мы будем добиваться расширения количества депутатов в обеих Палатах парламента; повышения роли партийных фракций в формировании руководящих органов Палат; введения практики консультаций Премьер-министра с парламентскими фракциями партий по кандидатурам членов Правительства". "Ак жол": [Программа предусматривает] повышение полномочий Парламента по формированию и контролю за деятельностью Правительства, выборность Сената непосредственно гражданами, избрание половины депутатов Мажилиса по партийным спискам".

"Отан" предлагает предоставить маслихатам права участия в контроле за исполнением местных бюджетов, использовании коммунальной и социальной инфраструктуры. Схожие позиции занимают АИСТ и "Ауыл", а вот "Ак жол" на маслихаты внимания не обратил. "Оппозиционный блок" же объявил приоритетом передачу большинства полномочий от президента (причем не абстрактного, а действующего) парламенту.

Можно выделить и указанную многими необходимость повышения роли партий в политической системе Казахстана. "Отан": "Мы будем добиваться расширения количества депутатов в обеих палатах парламента, введения бюджетного финансирования партий, преодолевших 7%-ый барьер на выборах; (…) повышения роли партийных фракций в формировании руководящих органов палат Парламента". АИСТ: "[Необходимо] законодательно закрепить статус руководителя фракции политической партии, преодолевшей 7%-й барьер на последних парламентских выборах, в качестве заместителя председателя Мажилиса (или Сената)". (Учитывая электоральные перспективы блока, можно предположить, что "аистята" внесли такой пункт из чистого альтруизма).

Все партии поддержали введение выборности судей и внедрение суда присяжных. В отношении информационной политики, "Отан" в своей платформе поставил вопрос о повышении прозрачности работы тендерных комиссий по распределению эфирных частот, усилении общественного контроля над деятельностью государственных телеканалов и разработке нового закона о СМИ. В этом вопросе позиция АИСТа идентична "отановской", а "Ак жол" указал на необходимость "демонополизации рынка СМИ" и "создание общественного телевидения". "Асар" благоразумно свою позицию не зафиксировал.

В целом же, можно отметить, что политическая часть максимально проработана лишь в платформе "Отана", что вполне объяснимо. Во-первых, глава государства озвучил свои инициативы по политическим реформам на последнем съезде партии, а ряд других, судя по всему, были переданы "Отану" в качестве "эксклюзива", и перспектива их реализации представляется довольно высокой. Во-вторых, за исключением "АИСТа", у которого "политическое сопровождение" настолько диссонирует с остальным текстом, что наводит на размышления о незаинтересованности лидеров блока вообще в каком-либо реформировании, все остальные партии предпочли не фокусировать внимание на своих подходах к этой теме. Отчасти из-за слабого внимания электората к этой проблематике, отчасти – для того, чтобы дать своим лидерам возможность для маневра.

В этих условиях основной упор партии сделали на экономическую политику и связанный с ней "социальный пакет", как наиболее важный для привлечения избирателя. Во всех программах общим является подход к решению экономических проблем. Повышение бюджетных расходов и "более справедливое" перераспределение доходов от экспорта углеводородного сырья – с различием в предлагаемом инструментарии – присутствует в той или иной степени во всех партийных документах.

"Отан": "Рассматривая нефтегазовую и горнодобывающую отрасли как основу нашего экономического роста, мы выступаем за диверсификацию структуры экспорта. Доходы от экспорта нефти и руд мы должны использовать для развития машиностроительной, химической, легкой, пищевой, строительной индустрии". "Ак жол": "С 1 января 2005 года будет введена подготовленная партией система непосредственного и равного распределения между всеми гражданами Казахстана доходов государства от продажи богатств недр". АИСТ: "В настоящее время объем присваиваемой ренты только в нефтегазовом секторе составляет, по самым скромным оценкам, не менее 5-6% ВВП. Изъятие этой ренты в пользу общества могло бы существенно пополнить бюджет страны независимо от конъюнктуры цен на сырье на мировом рынке, повысить источники инвестирования национальной экономики, решить многочисленные социальные и экологические проблемы, восстановить государственную систему управления воспроизводства минерально-сырьевой базы". "Оппозиционный блок": "В качестве первого и важнейшего шага в этом направлении [превращение народа Казахстана в реального хозяина национальных природных ресурсов и национальной экономики] мы предлагаем учредить Народный акционерный фонд, участниками которого должны стать все граждане Казахстана. Капитализация фонда должна осуществляться за счет передачи ему в собственность активов Национального фонда РК, а также госпакетов акций нацкомпаний (…) Для контроля за деятельностью фонда будет учрежден Общественный наблюдательный совет, состоящий из представителей политических партий, общественных движений и регионов". "Асар": "Сегодняшний уровень добычи – 50 миллионов тонн нефти – это не просто мало, это очень мало! Необходимо повысить уровень добычи нефти и полученные средства направить на строительство социального государства, реконструкцию производственной инфраструктуры, развитие коммуникаций, развитие высокотехнологичных отраслей экономики, на мощный социально-экономический прорыв Казахстана в третье тысячелетие".

Во всех платформах есть тезисы о снижении налогов, стимулировании инвестиционной активности, реформе естественных монополий, мерах по защите малого и среднего бизнеса, создании новых рабочих мест и т.д. Однако, если проанализировать соотношении "общих" и "специфических" партийных методик по повышению эффективности казахстанской экономики, то следует выделить три основных подхода:

Первый, прописанный в программе "Отана", является вполне реалистичным, что связано не столько с экономическими воззрениями лидеров партии, сколько с тем тезисом, что "Отан" – партия Президента Казахстана и его политическая опора. Основу партийной экономической программы составляют блоки из Стратегии-2030, Стратегии индустриально-инновационного развития и прочие, уже реализуемые президентско-правительственные программы ("Жилье", "Ауыл").

Второй подход читается между строк в программе АИСТа, он связан с интересами реальных вождей блока. Сохранение, как минимум, нынешнего уровня налоговой нагрузки на горно-металлургический комплекс и крупных сельхозпроизводителей – с одной стороны и комплекс необходимых мер в экономике, реализация которых позволила бы избежать политических катаклизмов, – с другой стороны. "Масштабы бедности, особенно в сельской местности, представляют реальную угрозу национальной безопасности (…) Наша цель – в ближайшие два года создать предпосылки для формирования среднего класса".

Третий подход, на ниве которого отметились все остальные партии, – это экономический популизм. Характерным примером может служить название "акжоловской" платформы: "Достойную жизнь – всем и сегодня". В ней достаточно ясно прописан механизм обеспечения всех достойной жизнью: партия намерена выполнить то же, что и остальные, но буквально завтра же (сразу после своей победы). Схожие идеи представлены в и платформе "Оппозиционного блока". Не вызывает оптимизма и программа "Асара", с одной стороны, она настолько расплывчата, что выявить какую-либо конкретику не представляется возможным, а с другой – заявленные руководством партии идеи по поводу необходимости повышения уровня добычи нефти и введения госконтроля над ценами на хлеб являются, мягко говоря, безответственными.

Свои задачи по решению социальных проблем "Отан" сформулировал следующим образом: "Через удвоение ВВП – к практическому удвоению социальных расходов государства, через удвоение социальных расходов – к удвоению качества жизни. Через пять лет Казахстан может и должен иметь лучшее в СНГ здравоохранение, лучшую систему образования, лучшее социальное обеспечение". Программа партии предусматривает целый комплекс мер по реформированию образования, здравоохранения, культуры, науки, охраны материнства и детства, демографической политики, повышению пенсий, пособий для инвалидов, созданию новых рабочих мест, обеспечению граждан жильем, охране природы. То же, но в декларативном виде есть у "Ак жола" (в цели партии включено "двукратное снижение уровня социального расслоения"), в более конкретизированном – у АИСТа. Остальные партии предпочли сформулировать не столько конкретный комплекс мер, сколько свое видение социальной политики (например, Демпартия: "Казахстан должен стать страной социальной солидарности, где экономически активная и преуспевающая часть общества будет осознанно поддерживать социальную стабильность в стране").

В области экологии наиболее ярко выступила партия Гани Касымова: "Партия за экологичность как внешней, так и внутренней политики государства. Партия за создание экологических военизированных частей, а также за воспитание экологического сознания у солдат армии, юношей и девушек. Партия за ноосферные принципы развития Республики Казахстан".

В целом, что касается "обещательной" части партийных платформ, то она повсеместно является наиболее крупным сегментов всех имеющихся документов. В ней представлены все оттенки – от декларативного до подробного указания тех благ, которые избиратель может получить в случае победы той или иной партии. Однако, источники повышения благосостояния народа указаны только в программах "Отана" и АИСТа, в какой-то степени – в платформе "Ак жола". При этом платформа блока АИСТ написана языком, недоступным для простого избирателя, а программы "мелких партий" вообще не отвечают должным образом даже на такой вопрос, зачем данные партии участвуют в выборах.

В таких условиях сложно ожидать от электората рационального выбора, коль скоро при составлении "социального контракта" большинство партий к нему отнеслись столь небрежно. Но поскольку платформы все-таки написаны и по возможности представлены на суд избирателей, то следует провести анализ их применения в качестве основной партийной "конституции" на выборный период с точки зрения потенциала самих партий.

Платформа партии "Отан", направленная как и все остальные на целевую аудиторию "весь народ", является наиболее развернутым и тщательно проработанным документом. Партия мудро отодвинула срок реализации своих обещаний на следующий электоральный период, в 2009 году, избегая тем самым обвинений в возможном популизме. Программы "Ак жола" и "Асара" являются набором популистских лозунгов и предназначены для агрессивного завоевания голосов избирателей. Платформы "Оппозиционного блока" и АИСТа, первых партийных блоков в казахстанской политической системе, направлены все же больше на "своего" избирателя, т.е. риторика оппозиционеров рассчитана на давно знакомого с ней читателя, а материалы АИСТа, как уже указывалось, предназначены для аудитории, способной понять и оценить предлагаемые в ней идеи и новшества. Следует, тем не менее, отметить, что проводимая АИСТом агитационная кампания построена не на данной платформе, а на лозунгах, вроде "АИСТ приносит счастье", имеющих определенные генетические корни с базовым документом, но позволяющих отнести партию ко второй группе – популистов, борющихся за электорат целиком. Но это не относится к теме данного анализа.

Публикуется в авторской редакции. В сокращенном варианте статья была опубликована в газете "Казахстанская правда" за 03.09.2004 г.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Истоки "грузинской революции". Часть 4-я 21.09.2004
Политические метаморфозы-2 17.09.2004
Казахстанский электорат почти определился 13.09.2004
Национальный фонд: копить или тратить... 13.09.2004
Истоки "грузинской революции". Часть 3-я 07.09.2004
Предвыборные платформы казахстанских партий: сравнительный анализ 06.09.2004
Политические метаморфозы 23.08.2004
"Консолидация активов" 09.08.2004
Демократия с человеческим лицом? 16.07.2004
Реформы и графомания 28.06.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
15.10.24 Вторник
93. ДЮСЕМБИН Хабдрахман
90. БИБАТЫРОВА Гайникен
86. КАМАЛОВ Наиф
77. ИСАХОВ Орынбасар
77. НУРГАЛИЕВА Енлик
69. САЙЛЫБАЕВ Бахытжан
68. УМИРЗАКОВ Серикбай
67. КУЛМАНОВ Амангельды
66. РЫСБЕКОВ Мырзабек
65. МЕЛЬДЕШОВ Бахыт
64. АЙДАРБЕКОВА Кулия
63. МУХАМЕДИЯРОВ Марат
61. ТАКАМБАЕВ Муратбек
60. БАЗАРБАЕВ Канат
60. КАРИМОВ Валихан
...>>>
16.10.24 Среда
87. ГРИЩЕНКО Евгений
75. МЕНЛИБАЕВА Улмекен
72. ОРАЗОВ Кулыбек
71. ТУРСЫНБЕКОВ Сержан
70. БУБЕНКО Владимир
65. ДЖОЛДАСПАЕВ Булат
63. КУАТБАЕВ Айдар
62. БИТЕНОВ Жанат
61. АЛДАНИЯЗОВ Нурлан
61. МАХМУТОВА Меруерт
60. САГИЕВ Гани
58. МАМБЕТКАЗИЕВ Тимур
53. АЛПЫСБАЕВ Аманжол
52. ХАЛЫК Балтабек
50. ЖЕКСЕНБАЙ Айдос
...>>>
17.10.24 Четверг
92. ЕРГАЛИЕВ Гаппар
86. САБИТ Мурат
76. МАЛЫШЕВА Валентина
75. ЖУСУПОВА Роза
73. МУХТАРОВ Нуртас
70. ТИЛЬ Виктор
68. ДЮСЕМБАЕВ Гумар
68. КОЖАН Толебай
67. УСЕНОВА Нурила
65. РАЙМБЕКОВ Каналбек
63. БАТТАЛОВА Зауреш
57. БОРАНБАЕВ Анвар
56. БЕРДЕНБЕКОВ Марат
56. ЕЛЕМЕСОВ Аскар
55. МУХАНБЕТОВ Мереке
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz