NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Суббота 6.03.2021 08:11 ast
05:11 msk

Кадры и выборы
Парламентские выборы при всей своей значимости оставили за рамками общественного интереса прошедшую в те же дни очередную административную реформу и прошедшие в ее рамках кадровые перестановки
05.10.2004 / аналитика

Данияр Ашимбаев, ЦКТ "Репутация", 4 октября

Состоявшие 19 сентября и 3 октября с.г. парламентские выборы при всей своей значимости оставили за рамками общественного интереса прошедшую в те же дни очередную административную реформу и прошедшие в ее рамках кадровые перестановки. При этом реальное, практическое и каждодневное влияние на политическую жизнь страны государственный аппарат оказывает намного большее, нежели парламентские институты и политические партии.

Нельзя не отметить, что выборы оказали определенное воздействие на реформу правительства, хотя бы потому, что в депутаты баллотировалось два министра (А.Самакова и А.Сарсенбайулы) и два председателя агентств (Д.Турлыханов и А.Джаганова). Однако, политическая составляющая данной реформы является таким же равноценным ее компонентом, как и структурная и кадровая.

Структурные изменения, проведенные указом Президента от 29 сентября, качественно отличают данную реорганизацию от многих предыдущих, поскольку основной упор был сделан не на тактические переделы сфер влияния между министерства, а на унификацию полномочий ведомств на различных уровнях управления. В своем выступлении 17 сентября на предшествовавшем реформе совещании, президент страны указал: "За министерствами предлагается закрепить стратегические функции, то есть выработку государственной политики в той или иной сфере управления. При этом они не должны осуществлять реализационные и контрольно-надзорные функции. Этими функциями должны быть наделены комитеты, входящие в состав министерств".

За годы независимости в республике возникло множество всевозможных структур – министерств, госкомитетов, комитетов, ведомств, агентств, главных управлений и т.д., объективно необходимых в тот или иной исторический момент. Однако, унификация (министерство – агентство – комитет) произошла лишь в январе 1999 года, после президентских выборов, а сегодня состоялся очередной ее этап. С точки зрения статистики количество ведомств в правительстве даже увеличилось на одно – с 59 до реформы (16 министерств, 32 комитета и 11 агентств) до 60 после (16 министерств, 39 комитетов и 5 агентств). При этом Министерство охраны окружающей среды, Агентства по статистике и по связи и информатизации, упомянутые в выступлении президента, в указе тем не менее затронуты не были. В ходе реформы усилились Министерство финансов (министр – Арман Дунаев), оно получило таможню и госзакупки; Министерство индустрии и торговли (министр – Адильбек Джаксыбеков), забравшее отраслевые профильные полномочия от Минздрава, Минсельхоза и Миннауки, развитие туризма, а также защиту конкуренции. Министерство экономики и бюджетного планирования (Кайрат Келимбетов) получило в свое ведение такой важный пункт как "формирования государственной политики в сфере управления государственными активами в секторах экономики" от Минфина. Министерство энергетики и минеральных ресурсов (Владимир Школьник) лишилось полномочий по охране недр – в пользу Министерства охраны окружающей среды. Министерство образования и науки (Жаксыбек Кулекеев) получило молодежную политику и космические исследования. Министерство труда и социальной защиты населения (Гульжан Карагусова) поглотило Агентство по демографии и миграции. Несколько уменьшились возможности Минтранскома (Кажмурат Нагманов), зато Минсельхоз (Серик Умбетов), Агентство по статистике (Кали Абдиев) и Агентство по информатизации и связи (и.о. председателя Аскар Жумагалиев) свои полномочия "отстояли". Агентства по ЧС и по госматрезервам вошли в новое Министерство по чрезвычайным ситуациям. Также возникло новое министерство культуры, информации и спорта на базе трех одноименных структур, которыми руководили соответственно Дюсен Касеинов, Алтынбек Сарсенбайулы и Даулет Турлыханов.

При этом, в соответствие с выступлением и указом президента, министерства (и министры) получают преимущественно политические и стратегические функции, с переходом многих реальных полномочий в комитеты, руководители которых еще не назначены.

Зато буквально на следующий день после подписания указа состоялись назначения руководителей новых министерств – МЧСа и МКИиСа. В какой-то момент ожидалось, что эти посты будут использованы для политического торга с партиями-аутсайдерами. Было вполне очевидно что занявшие 2-3 места партийцы, затаив дыхание, ждали, когда им последуют "интересные предложения". Однако, несмотря на то, что "Ак жол" более чем наполовину состоит из бывших чиновников всех уровней (вице-премьеры, министры, акимы, генералы и т.д.), а "Асар", изъясняясь плохо скрытыми намеками, указывал на наличие в своих рядах "кадрового резерва правительства", ждать назначения представителей этих партий в правительство было бы просто нелепо. Во-первых, обе партии успели в ходе выборов раздать такую массу невыполнимых обещаний, что, казалось, речь идет не о популистских предвыборных лозунгах, а о серьезных проблемах со здравым смыслом. Во-вторых, "Асар" получил и так больше, чем объективно заслуживал, а партия рефлектирующих олигархов и без того имеет в своих рядах одного вице-премьера и одного замсекретаря Совбеза. В-третьих, при нынешнем раскладе сил в новом парламенте формирование какого-либо подобия коалиционного правительства бессмысленно. А смысл наличия в его составе "заложника демократии" (а-ля Керенский в 1917 году) полностью был подорван хождением туда П.В. Своика (1993-96 гг.) и А.Сарсенбайулы (2004 г.).

При всем при этом назначение 48-летнего Есета Косубаева министром культуры, информации и спорта и 54-летнего Мухамбета Копеева министром по чрезвычайным ситуациям имеет больше компромиссный характер. С одной стороны, уровень компетентности обоих новых назначенцев представляется вполне адекватным задачам, стоящим перед министерствами: Косубаев работал в аппарате ЦК ЛКСМ Казахстана и ВЛКСМ, руководителем продюсерской фирмы "АРТ-центр", телеканала "Казахстан-1", пресс-службы президента, Копеев руководил администрациями Каражала и Жезказгана, дважды избирался депутатом Мажилиса. С другой стороны, оба министра не относятся к конфликтным и конфликтогенным фигурам, крайне сомнительно, чтобы они стали проводить в жизнь достаточно резкую и самостоятельную политику в своих сферах влияния. При этом, ни тот, ни другой не являются "чьими-то людьми", что в последнее время стало достаточно редким.

Уход Есета Косубаева в правительство сразу же породил ряд перестановок в Управлении внутренней политики Администрации Президента. 49-летний Жанай Омаров пересел в освободившееся кресло заведующего отделом по связям с общественностью и прессой, более профильное для него, как для бывшего пресс-секретаря партии "Отан", а за тем и президента страны. Намного более значимым является назначение 35-летнего Ержана Бабакумарова на должность руководителя Информационно-аналитического центра. Данное назначение следует рассматривать как вполне заслуженное выдвижение на первые роли одного из наиболее талантливых политтехнологов и аналитиков страны, что в целом существенно повысит эффективность политического менеджмента со стороны президентских структур.

Структурная реорганизация и кадровые перестановки еще не завершились, однако уже очевидно, что выборы не стали потрясением для государственного аппарата, а напротив лишь дали дополнительный импульс в процессе улучшения его качественных характеристик.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Новый Мажилис: штрихи к портрету 18.10.2004
Политические итоги парламентских выборов 07.10.2004
Кадры и выборы 05.10.2004
Истоки "грузинской революции". Часть 4-я 21.09.2004
Политические метаморфозы-2 17.09.2004
Казахстанский электорат почти определился 13.09.2004
Национальный фонд: копить или тратить... 13.09.2004
Истоки "грузинской революции". Часть 3-я 07.09.2004
Предвыборные платформы казахстанских партий: сравнительный анализ 06.09.2004
Политические метаморфозы 23.08.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
06.03.21 Суббота
88. КАДОШНИКОВ Владимир
78. ЖАКИЯНОВ Оралбек
74. ШАЛАБАЕВ Хайрат
73. БОЧАРНИКОВ Михаил
72. ЧЕЧИН Леонид
65. КАЗАГУЛОВ Шархан
65. ШЕГЕНОВ Моряк
63. ОРАК Кудайберди
60. КАРИБЕКОВ Маргулан
60. ОРМЫШЕВ Ерикбек
60. ФЕЛБЕЛТ Владимир
58. БАПАНОВ Талгат
58. ЖАКСЫЛЫКОВА Гульнар
58. НУГУМАНОВ Курмангазы
51. ДЖУМАКЕЕВ Алмаз
...>>>
07.03.21 Воскресенье
75. НАРЫМБЕТОВ Сатыбалды
74. ЖОЛШИБЕКОВ Амзебек
74. СУЛЕЕВ Досым
73. ПЕТЬКО Олег
72. ДМИТРИПАВЛЕНКО Владимир
69. БАЗИЛЬБАЕВ Жаксыбай
68. НУПОВ Кундуз
67. ЖАНТИКИН Тимур
64. ТЛЕУКЕНОВ Ныгметолла
62. ДЫРИН Сергей
60. КАЙРКАНОВ Серикхан
60. САГДИЕВ Ербол
59. ХАМЕДОВ Абилфас
57. АЛИМЖАНОВ Еркин
57. СМИРНОВ Владимир
...>>>
08.03.21 Понедельник
89. АЙМАШЕВА Лязиза
82. ШЕДЕНОВ Утегали
75. ГРИБЕНКО Лидия
74. БЕРСИМБАЕВ Рахметкажи
73. БЕКТЕМИСОВ Мурат
73. СУГИРБАЕВ Султанбек
72. ДОСМУХАМБЕТОВ Темирхан
70. СТАМКУЛОВ Убайдулла
69. АГМАНТАЙ Убайдулла
68. РСКЕЛДИЕВ Бердан
66. БАЛГАБЕКОВ Нурлыбек
64. МАТЫЖАНОВ Кенжехан
62. СЕЙТКАЛИЕВ Мардан
62. ТУРГАНОВ Дуйсенбай
61. ЕСЕКИНА Бахыт
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz