Данияр Ашимбаев, www.dialog.kz, 2 августа
Регистрация кандидатов в депутаты Сената еще продолжается, до выборов осталось менее трех недель, однако на повестку дня выходит другой, намного более важный вопрос – о перспективах тех семи депутатов, которые назначаются Главой государства.
24 июня с.г. председатель Комитета верхней палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Леонид Бурлаков в интервью газете "Central Asia Monitor" сообщил, что "для президентской "семерки" сроков не существует. Если хорошо работают, они в соответствии с указом президента могут работать в сенате до скончания века. Если не справляются, по своему усмотрению президент может отозвать своих депутатов и через полгода, год, два. Такие прецеденты на моей памяти были". Это мнение достаточно распространено, однако, стоит заметить, что в Конституции республики четко сказано: "Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет" (ст. 50), при этом деления на "выбираемых" и "назначаемых" депутатов здесь не предусмотрено. В конституционном законе "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" сказано, что указанные семь депутатов "назначаются Президентом республики на срок полномочий Сената и переизбранию через каждые три года не подлежат" (ст. 4).
Т.е., в соответствие с законодательством и установившейся политической практикой, президентские сенаторы назначаются на шестилетний срок. Если же в течении этого срока по каким-либо причинам происходит выбытие депутата, то назначаемый или избираемый на дополнительных выборах депутат работает до конца того срока, на который был назначен (или избран) его предшественник.
Первые семь сенаторов были назначены в январе 1996 года на четырехлетний срок (по Конституции 1995 года до внесения в нее изменений осенью 1998 года). Первыми президентскими сенаторами стали Даулет Сембаев, Зинаида Федотова, Сергей Тихонов, Азимхан Сатыбалдин, Бырганым Айтимова, Анатолий Котов и Сабыр Касимов. На первой сессии Тихонов стал вице-спикером, а Сембаев и Федотова – председателями основных комитетов. Первые изменения в составе произошли уже через девять месяцев: Айтимова стала послом, а Сатыбалдин – директором Национального академического центра аграрных исследований. На их места были назначены Айткуль Самакова и Еркеш Нурпеисов.
Весной 1997 года покинул Сенат и Даулет Сембаев, которого президент заменил Гульжан Карагусовой. В апреле 1998 года вместо Тихонова и Нурпеисова сенаторами стали Георгий Ким и Иван Щеголихин (последний ранее был сенатором от Алматы, но проиграл выборы). В январе следующего года из Сената ушла Самакова, назначенная министром без портфеля во втором правительстве Нурлана Балгимбаева. На ее место пришел Хабылсаят Абишев. Последняя ротация произошла в апреле того же года – на место Анатолия Котова пришел Серик Темирбулатов (причем, Котов сменил Темирбулатова в составе Конституционного совета). В ноябре 1999 года четырехлетний срок первого Сената закончился.
Очередная "семерка" была назначена 29 ноября 1999 года; в нее входили Оралбай Абдыкаримов Павел Атрушкевич, Шамша Беркимбаева, Гульжан Карагусова, Нина Каюпова, Мухтар Кул-Мухаммед и Иван Щеголихин. Причем Щеголихин и Карагусова на тот момент уже являлись депутатами и, по логике г-на Бурлакова, не должны были проходить процедуру переназначения.
С 1 декабря 1999 года, когда обновленный парламент приступил к работе в составе президентской семерки произошел ряд изменений. В июне 2001 года Кул-Мухаммед стал министром культуры, информации и общественного согласия, а на его место в Сенате был назначен Куаныш Султанов. В ноябре того же года в правительство перешла Гульжан Карагусова, на место которой через 2 месяца был назначен экс-председатель Счетного Комитета Мусиралы Утебаев. В январе 2002 года также стала министром Шамша Беркимбаева; ее, в свою очередь, сменил экс-госсекретарь Абиш Кекилбаев.
В марте 2003 года произошла замена сразу трех депутатов: Иван Щеголихин, Павел Атрушкевич и Нина Каюпова сложили с себя депутатские полномочия, а на освободившиеся места 1 апреля Глава государства назначил судью Верховного суда Нурлыгайм Жолдасбаеву, посла в Беларуси Владимира Алесина и председателя Карагандинского немецкого центра "Возрождение" Виктора Киста. Менее чем через год, 10 марта 2004 года на место Оралбая Абдыкаримова был назначен Нуртай Абыкаев, который в тот же день по представлению Главы государства был избран спикером верхней палаты.
На сегодняшний день состав "семерки" выглядит следующим образом: Нуртай Абыкаев (председатель Сената), Куаныш Султанов (председатель Комитета по социально-культурному развитию), Мусиралы Утебаев (председатель Комитета по экономике, финансам и бюджету), Нурлыгайм Жолдасбаева, Владимир Алесин, Виктор Кист и Абиш Кекилбаев. И, несмотря на то, что все они стали депутатами после 1999 года, срок их полномочий заканчивается 29 ноября 2005 года.
Количественный и качественный состав прежних "семерок" позволяет сделать определенные прогнозы о новом ее составе.
Прежде всего надо отметить, что и в созыве 1996-99 гг., и в созыве 1999-2005 гг. успели поработать по 14 человек, т.е. средний срок работы сенатора составляет 0,5 конституционного срока. Итого, учитывая 2-й срок Карагусовой и Щеголихина, в Сенате успело поработать по президентскому списку 26 человек. Из них всего 7 женщин (27%). Однако, как показала практика, женщиной-сенатором быть "выгоднее": Карагусова, Самакова, Беркимбаева сразу после этого стали министрами, а Айтимова – послом, вице-премьером и потом, опять-таки, министром. Для сравнения – из мужчин-сенаторов министром стал только Мухтар Кул-Мухаммед (Георгий Ким тоже стал членом правительства, но не сразу после ухода из парламента, а к тому же успел побывать в правительстве еще в середине 90-х). Пост госсекретаря занял Оралбай Абдыкаримов, но это не самый высокий пост в его карьере…
По графе "социальное происхождение" депутатов безусловно лидирует категория "высокопоставленный госслужащий" (руководитель Администрации президента, председатель Госкомиссии по борьбе с коррупцией, госсекретарь, председатель Счетного комитета, председатель Нацбанка, 2 зав. отделами и 1 зам. зав. отделом Администрации президента, министр, член Конституционного совета, член Конституционного суда, представитель президента в Мажилисе, судья Верховного суда, 2 посла, вице-министр, зав. отделом Аппарата Сената) – 17 человек (65,4%). А если к ним добавить 2 ректоров, 1 начальника облоно (в прошлом замминистра), 1 бывшего помощника президента, то этот показатель составит более 80%. Т.е., очевидно, что президентская квота формируется в первую очередь из высокопоставленных чиновников, представляющих столичную элиту (и в первую очередь, сотрудниками "президентского блока" государственной власти).
По образовательному критерию, 38,5% – юристы, 19,2% – экономисты, а среди остальных доминируют "управленцы широкого профиля".
Разумеется, новый состав "семерки" во многом будет зависеть от того, кто в августе станет новыми депутатами от регионов, т.е. возникнет ли необходимость "укреплять" верхнюю палату юристами, экономистами, женщинами или представителями этнических групп. Однако, практика указывает на то, что в "семерке" в любом случае будут 2 женщины, 2 юриста и 1 представитель Ассамблеи народов Казахстана. Кроме того, по той же традиции пост председателя Бюджетного комитета де-факто оказывается закрепленным за президентским сенатором (Сембаев, Карагусова, Утебаев), что говорит о том, что 6-м депутатом будет экономист. 7-м депутатом является лицо, занимающее пост председателя верхней палаты казахстанского парламента…
Необходимо подчеркнуть, что на повестку дня выходит вопрос не просто очередной ротации депутатов, а – хотя и косвенно – вопрос о власти в стране. Статья 48 Конституции гласит: "В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики Казахстан, а также его смерти полномочия Президента Республики на оставшийся срок переходят к председателю Сената Парламента; при невозможности председателя Сената принять на себя полномочия Президента они переходят к председателю Мажилиса Парламента; при невозможности председателя Мажилиса принять на себя полномочия Президента они переходят к Премьер-Министру Республики. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики, складывает с себя соответственно полномочия председателя Сената, председателя Мажилиса, Премьер-Министра". Т.е., председатель Сената является по сути вице-президентом страны.
В настоящее время пост спикера верхней палаты занимает 58-летний Нуртай Абыкаев, один из наиболее авторитетных и влиятельных политиков Казахстана, причем независимо от занимаемой им должности. Абыкаев по своему стажу является одним из ближайших и доверенных соратников Главы государства; его приход в Сенат весной 2004 года был связан с необходимостью усилить стабилизирующую функцию верхней палаты в преддверии выборов в Мажилис, поднять авторитет Сената, расширить его политическое влияние и, косвенным образом, снять определенную напряженность в элите в свете предстоящих президентских выборов. Последняя задача особенно актуализирована именно сейчас, поскольку выборы скорее всего пройдут 4 декабря с.г. Несмотря на то, что участие Нурсултана Назарбаева в президентских выборах и его сокрушительная победа фактически очевидны, остается вопрос о том, что новый срок (2005-2012 гг.) будет для Главы государства последним. В этих условиях вполне естественным образом встает вопрос о том, кто станет Преемником.
По слухам, витающим в обеих столицах, в качестве возможных претендентов на пост спикера Сената рассматриваются один из министров, два руководителя силовых органов (часто упоминающихся в последнее время в СМИ), первый замминистра, ректор вуза (а в прошлом высокопоставленный силовик) и руководитель депутатской группы нижней палаты. Причем большинство из претендентов могут объединиться вокруг первой фигуры, ведущей активную "предвыборную кампанию".
Иначе говоря, назначение новых семи сенаторов автоматически подстегнет дискуссию о "преемничестве", причем с дестабилизирующим внутриполитическую ситуацию эффектом. Сегодня вся политическая и деловая элита страны ориентирована на Нурсултана Назарбаева как архитектора государства и его главу, высшего арбитра во всех вопросах государственной политики. Борьба вокруг назначения спикера, т.е. потенциально "преемника", станет началом очередной войны без правил (наподобие кризиса 2001 года), освободит центробежные силы среди элиты и может похоронить все достижения Казахстана по политической стабильности. |