Талгат Мукашев, Центразия.Ру, 13 июня
13 июня 2006 года исполнилось ровно три года с тех пор, как Даниал Ахметов возглавил правительство страны. И тем самым, он побил все ранее зафиксированные "рекорды": Сергей Терещенко не доработал до трехлетия своего премьерства пять дней, Кажегельдин – два дня. Прочие проработали и того меньше: Караманов – 2 года и 3 месяца, Балгимбаев – 2 года, Токаев – 2 года и 3 месяца, Тасмагамбетов – год и 5 месяцев. Похоже, что Нурсултан Назарбаев не собирается давать своим протеже возможность побить свое собственное достижение – 5 лет во главе Совмина (Средний срок работы премьера составляет на сегодняшний день 2 года и 5 месяцев). Хотя нынешний премьер, на долю которого выпало наибольшее число слухов об отставке, смог проработать дольше всех остальных.
Назвать стабильным кадровый состав ахметовского правительства, точнее правительств – если учесть тот факт, что Ахметов назначался на свой пост дважды, очень сложно. За три года в кабинете министров сменились 2 первых вице-премьера, 4 простых вице-премьера, по 3 министра сельского хозяйства (причем Есимов занимал этот пост дважды), финансов, внутренних дел, охраны окружающей среды, индустрии и торговли, по 2 – министра образования и науки, энергетики и минеральных ресурсов, экономики и бюджетного планирования, здравоохранения, транспорта и коммуникаций, юстиции, по чрезвычайным ситуациям. При этом, Камалтин Мухамеджанов поставил абсолютный рекорд по кратковременности работы – 2 месяца во главе Министерства охраны окружающей среды. Кроме того, учитывая реорганизации, сменился 1 министр культуры, информации и общественного согласия, 2 министра информации, 1 министр культуры, 2 министра культуры, информации и спорта, 1 министр культуры и информации и 1 министр туризма и спорта. Не стоит забывать и том, что двое чиновников – председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и аким Астаны некоторое время имели ранг члена правительства. На своих должностях остались только четверо – министры иностранных дел, обороны, труда и социальной защиты населения, а также руководитель Канцелярии премьер-министра.
Статистика не слишком оптимистичная, однако точно таким же образом обстояли дела и у других премьеров. Когда Терещенко уходил в отставку на своем месте работал лишь один человек, пришедший еще при Караманове.
Следует признать, что постоянные ротации в составе правительства являются вынужденным атрибутом сильной президентской власти. Жесткая вертикаль управления, ориентированная на главу государства, отсекает от центра принятия решений практически все виды политической борьбы, кроме аппаратных. А это, в свою очередь, вынуждает президента часто проводить перестановки среди министров, выстраивая систему сдержек и противовесов среди элит и экспериментируя с соотношением качество/количество для решения своих тактических и стратегических задач. Премьеру же в такой системе остаются преимущественно технические функции по общей координации своих часто сменяемых подчиненных. Функционализация министерств, вкупе с заметным сокращением их числа с начала 90-х годов, во многом снимает ответственность за эффективность работы правительства с премьера. Поэтому премьеру необходимо приложить заметные усилия, чтобы президент отправил его в отставку. Самыми распространенными причинами отставки премьер-министров являются либо необходимость смены правительственной команды ("освежение аппарата"), либо невезучесть, т.е. "попадание" под какой-либо политический кризис, который, собственно говоря, от премьера зависел мало. По первой причине в отставку ушли Караманов, Терещенко, Кажегельдин, Балгимбаев; вторая причина отправила в небытие кабинеты Токаева и Тасмагамбетова.
Правительство Ахметова доблестно вытянуло на себе все возможные выборные кампании (маслихаты, акимы, Мажилис, Сенат, президентские), прошло через три крупных реорганизации, три полномасштабные этапа борьбы с коррупцией, пережило многочисленные обвинения в лоббизме (как реальные, так и надуманные), дважды переназначалось. По числу слухов о скорой отставке Даниал Ахметов вообще побил все рекорды, но, как уже говорилось, он поставил и рекорд по длительности своей работы.
Говоря в очередной раз о смене правительства большинство аналитиков по традиции указывают на осень, забывая о том, что традицию уходить в отставку в октябре нарушил еще Токаев (два премьерства назад). Из других "исторических примеров" можно привести пример того, что Балгимбаев, будучи переназначенным на свой пост после президентских выборов в январе 1999 года, уже через девять месяцев был отправлен в отставку. Однако и здесь есть другой пример: Кажегельдин со всем правительством также переназначался на свой пост в марте 1995 года после конституционного кризиса, однако проработал после этого еще два с половиной года.
Потребности в "свежей команде" также не наблюдается – правительство в нынешнем виде сформировано всего пять месяцев назад (не считая пары-тройки текущих ротаций). Политический конфликт февраля-марта с.г. кабинет Ахметова также пережил достаточно безболезненно.
А если рассматривать перспективы ахметовского кабинета с точки зрения его соответствия президентским задачам, то представляется, что они довольно-таки оптимистичные.
Во-первых, создание "Самрука" и "Казыны", которые очень подходят под определение "мега-холдинга", пусть и полностью государственных, требует наличия жесткого аппаратного противовеса их амбициям. А Ахметов как раз таки и имеет очень хороший опыт борьбы с лоббистами (не путать с монополиями). Вопреки расхожему мнению, "Аксесс Индастриз" и ЕПА находятся от центра принятия решений на том же расстоянии, как и другие группы влияния. Можно вспомнить и историю с формированием совета директоров "КазМунайГаза", когда вопреки всем ожиданиям представили "Самрука" не получили ни одного места в совете директоров, который возглавил глава президентской администрации Адильбек Джаксыбеков. Вдобавок пост первого вице-президента КМГ получил Жаксыбек Кулекеев, человек достаточно близкий главе правительства. Аналогичным образом, пост первого вице-президента "Казахстан темир жолы" достался Кажмурату Нагманову, выходцу из той же команды.
Во-вторых, выстроенная схема "премьер-практик – вице-премьер-стратег" создала известное напряжение внутри исполнительной власти и бизнес-сообществе, так как была основана на непривычных ролевых функциях первых лиц правительства. Амбиции Масимова, с одной стороны, стимулируют работу правительства, а с другой стороны – многих отпугивают. Премьеру удалось достаточно грамотно решить и эту задачу: признав за своим заместителем "право первой ночи" в "стратегических вопросах", Ахметов незаметно нагрузил его многими текущими вопросами и спихнул ответственность за реализацию ряда важных правительственных задач. А эти задачи решить силами одного, отдельно взятого вице-премьера, без поддержки премьера и всей команды, решить невозможно. Таким образом, премьеру удалось выровнять ситуацию в свою пользу, не нарушив формально президентское решение.
В-третьих, смена правительства в течение n-ного времени после выборов, "горячей" весны, множества мероприятия с участием иностранных инвесторов и т.д. плохо повлияет на имидж страны – в части стабильности политической системы.
В-четвертых, обострение экономических проблем требует кадровой стабильности – смена правительства или ключевых министров негативно скажется на способности правительства решать поставленные задачи, при этом противостоя лоббистскому натиску (в частности, со стороны банковского сообщества).
В-пятых, премьер демонстрирует полное отсутствие каких-либо амбиций. То есть, нельзя сказать, что их у него нет, напротив – человек без амбиций не попал бы в премьерское кресло. Можно сказать, что Даниал Ахметов играет по всем правилам, гласно или негласно установленным для премьер-министра. Играет жестковато, но никогда не подходит к запретным границам. Более того, он пользуется доверием президента. Об этом говорит хотя бы тот факт, что премьеру доверили выступать с одним из основных докладов на заседании Госкомиссии по демократизации.
Вместе с тем, кадровые вопросы такого рода решаются сейчас быстро и технично. Президент в любой момент может сменить главу правительства, мотивируя это необходимостью решения новых стратегических задач, например, борьбы с коррупцией, с естественными монополиями и т.д. Тем более, что готовых премьеров "под рукой" достаточно – те же Джаксыбеков, Калмурзаев, Мынбаев. Вместе с тем, тут же возникнет необходимость в формировании новой системы сдержек и противовесов. Но это вопрос рабочий. Все в руках президентских…
В любом случае Даниал Ахметов уже поставил рекорд, которого от него никто ожидал. С чем его и можно поздравить. |