Данияр Ашимбаев, 1 июля
Закончилось первое полугодие. Можно подвести некоторые итоги. Во-первых, смена правительства. Премьером стал Олжас Бектенов, руководителем АП - Айбек Дадебаев. На Бектенова возлагали большие надежды в плане наведения дисциплины, но правительство тут же вляпалось в паводки и его пришлось усиливать Канатом Бозумбаевым. В дополнение число критиков правительственного курса пополнил бывший премьер, а ныне глава ВАП Алихан Смаилов, который смог выполнить героическую задачу по реабилитации своего кабинета и наехать на "системные проблемы бюджетной политики". Бектенов, впрочем, держится пока молодцом, сохранив влияние на антикор и финмониторинг. Но экономический шквал нарастает - нынешний бюджет явно нарисован от балды и правительству придется пойти на жесткий секвестр расходов и выбивание налогов с бизнеса и населения, что вряд ли вызовет волну позитива. Впрочем, вопрос явно перенесен на осень. Паводковую дыру закрыли добровольно-принудительным выбиванием социальной ответственности с крупного бизнеса, который и так постоянно находится под атакой в рамках демонополизации и возврата незаконно выведенных активов. Рано или поздно это приведет к тому, что крупный бизнес может выставить свои политические требования, и приятного тут тоже будет мало. Государство вряд ли осилит тотальную национализацию - мы уже видели прошлогодний пример, который был исполнен с помощью хитрых околобюджетных маневров. С экономической политикой не ладится. Помимо дефицита бюджета и многочисленных дыр в планировании и исполнении опять встал вопрос планирования. Дебаты вокруг проекта Национального плана развития до 2029 г. это очень хорошо показали. НПР не понравился никому, а впереди еще обещанное "Видение-2050". Очень симптоматично, что помощник президента по экономике и первый замминистра экономики были отправлены на дипломатическую работу, а вакансии так и не заполнены. Новый куратор экономической политики в правительстве воспринимается бизнесом и экспертами без особого позитива. Вернемся к АП. Приход Дадебаева первое время был воспринят как уход администрации с поля - мол, эпицентром станет правительство, а АП возглавил прежний хозяйственник (Дадебаев ранее возглавлял УДП). Тут надо уточнить, что Управление делами президента никогда не было чисто хозяйственной структурой - его возглавляли в свое время такие политические тяжеловесы, как Калмурзаев, Утемуратов и Бисембаев. Кроме того, в формулировке "сильный президент" уточнение "слабая АП" является нонсенсом, чтобы все осознали достаточно быстро. Да и Дадебаев показал себя жестким практиком, сходу вмешавшись в ситуацию в Мангистау (которое закончилась массированными перестановками) и в регулирование игорного бизнеса (жестко нанеся удар по букмекерскому лоббизму). Ну и не считая некоторых других вопросов, в частности - снятия табу с публикации материалов госаудита. На особом контроле АП контроль за госслужбой, где тоже появился ряд новаций. В АП по-прежнему не хватает помощников по экономике и науке, зато появился бывший президент "Казахтелекома" Есекеев в качестве советника президента по цифровизации. Ак Орда после неожиданной отставки Багдата Мусина и долго подбора нового министра. Отметим, что число советников пополнили бывший вице-премьер Жамаубаев и бывший президент НАО НАН Закарья - но именно советников, а не помощников. Последняя не только потеряла пост главы НАО, но и не смогла стать академиком. Впрочем, это закономерно с учетом затянувшегося скандала с формированием новой академии. Возможно, в АП и была реорганизация, но документы на эту тему с прошлого года не публикуются. Вернемся к правительству. Неплохо в целом поработал пул вице-премьеров, выросший до 7 человек. Особенно отмечу Скляра, Бозумбаева и Жумангарина. В рабочем графике Нуртлеу с недавнего времени вновь появились переговоры с инвесторами (МИД из этой схемы осенью пытались убрать), а кроме того глава внешнеполитического ведомства энергично вышел из ситуации с болтовней британского министра Кэмерона. Наш МИД обвинил англичан во лжи; явно успешно прошли переговоры с россиянами, на чем инцидент был исчерпан. Из министров отмечу работу Саденова (МВД) и Нуржигитова (МВРИ), которые энергично перестраивают работу своих структур. Традиционно хороший темп работы показывает Балаева (МКИ). Саткалиева не критикует только ленивый, но Минэнерго пока справляется с растущим валом проблем. А вот Сапаров (МСХ), Шарлапаев (МПС) и Шаккалиев (МТИ) - явные аутсайдеры. Последнее еще и было проводником такого откровенно бессмысленного и непопулярного решения, как смена часовых поясов. Понятно, что проект придумали не в министерстве, но репутационные издержки понесло именно оно. Событий в первом полугодии было немало. Прорывов не случилось - если не считать паводков... |