Данияр Ашимбаев, 2 июля
В Астану прилетел председатель КНР Си Цзиньпин, совмещающий госвизит в Казахстан и участие в работе саммита ШОС. 71-летний Си руководит Поднебесной с осени 2012 г., и под его руководством развитие Китая обрело, что называется, новый импульс. КНР, имеющий ядерное оружие с 1964 г. и являющийся членом Совета безопасности ООН с 1971 г., стал полноценной сверхдержавой относительно недавно. В основе этого феномена лежит бурное экономическое и технологическое развитие страны и ее активная внешная политика. Расцвет нового Китая в немалой степени совпал со становлением Казахстана как независимого государства. Можно отметить, что посольство Казахстана в Пекине было открыто в числе самых первых, наравне с Россией и США. Можно отметить и тот факт, что в 1992 г. китайское направление в МИДе Казахстана возглавил замминистра Касым-Жомарт Токаев, ранее работавший в Пекине. Нужно отметить, что если смотреть на историю вопроса, то она была не сказать, чтобы очень позитивной. В прежние годы имели место и территориальные споры, и военные конфликты, и проблемы сепаратизма. С первых лет независимости отношения Китая и Казахстана выстраивались на совершенно иной архитектуре, в основе которой лежало экономическое (прежде всего, торговое) и гуманитарное сотрудничество. В апреле 1994 г. Казахстан и Китай подписали соглашение о государственной границе, дополненное в 1997, 1998, 1999 и 2002 г., чем были сняты возможные взаимные территориальные претензии. В апреле 1996 г. было подписано соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Китаем об укреплении доверия в военной области в районе границы (из которого затем выросла ШОС). Через год те же страны подписали соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Летом 1997 г. китайские инвесторы приобрели контрольный пакет АО "Актобемунайгаз", в 2005 г. - "ПетроКазахстан", в 2009 г. - "Мангистаумунайгаз". Тем самым, китайская сторона стала одним из крупнейших инвесторов в ТЭК Казахстана (плюс доля в Кашагане и множество локальных проектов). Китай вошел в ряд проектов по добыче урана и других полезных ископаемых. В 2003 г. был подписан всеобъемлющий договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В 2013 г. в ходе визита в Казахстан Си Цзиньпин выдвинул проект "Экономического пояса Шелкового пути" (далее интегрирован в "Один пояс и один путь", который Астана активно поддержала, интегрировав его в свои программы развития транспортной инфраструктуры. Как отметил Си Цзиньпин, "Китай занимает позицию главного торгового партнера Казахстана и крупнейшего импортера казахстанских товаров. Успешно введены в эксплуатацию такие стратегически значимые проекты, как Жанатасская ВЭС, Тургусунская ГЭС, завершена модернизация и реконструкция Шымкентского НПЗ, на безопасной и стабильной основе функционируют нефте- и газопроводы Китай-Казахстан, создан зеленый коридор для ускоренного таможенного оформления всех номенклатур поставляемой сельхозпродукции, все больше и больше высококачественной и экологически чистой сельхозпродукции Казахстана попадает на стол китайцев. Постоянно раскрывается потенциал сотрудничества в области возобновляемых источников энергии и транспортной инфраструктуры. Введен в строй Сухой порт в городе Сиань. Бесперебойно работают автодорога Западная Европа-Западный Китай и контейнерные поезда Китай-Европа, что придает мощный импульс развитию двух стран". В свою очередь, Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: "За более чем 30 лет двусторонних отношений объем товарооборота между странами вырос в 100 раз, достигнув в 2023 году 41 млрд. долларов, что является историческим рекордом. По итогам прошлого года Китай вошел в первую четверку крупнейших зарубежных инвесторов Казахстана, вложив в 2023 году около 2 млрд. долларов прямых инвестиций, что на 16,4%. выше показателя 2022 года. В целом, совокупный объем китайских инвестиций в экономику Казахстана составил более 25 млрд. долларов. В нашей стране работают около 4700 казахско-китайских предприятий". Особое значение имеет совместная работа по обеспечению региональной безопасности, борьбе с религиозным экстремизмом и наркотрафиком. Наши западные партнеры" активно пытались спровоцировать отношения между Астаной и Пекином, разыгрывая межнациональную и межконфессиональную карту. В свое время президент Токаев на уровне государства жестко пресек эти пропагандистские кампании. Защита политической, социальной и национальной стабильности является одной из важных тем в ходе диалога Китая как с Казахстаном, так и с государствами Центральной Азии. Председатель Си отметил, что китайская сторона неизменно поддерживает усилия Казахстана по защите национальной независимости, суверенитета и территориальной целостности, по следованию самостоятельно выбранному пути развития, по реализации внутренней и внешней политики для обеспечения процветания государства, выступает против какого бы то ни было вмешательства внешних сил во внутренние дела Казахстана. По мнению президента Токаева, "можно с уверенностью заявить, что наши страны стоят у истоков великих достижений и побед, которые, несомненно, сплотят нас на пути к светлому будущему в рамках нового "золотого 30-летия" отношений Казахстана и Китая". |