Данияр Ашимбаев, 10 сентября
В последние годы принято говорить, что кадровая политика времен первого президента была основана исключительно на коррупции и трайбализме, а результаты 30 лет его правления "создали огромные проблемы". Забавно, что этот тезис уже давно декламируют ушедшие в оппозицию чиновники, к которым присоединилась большая когорта "стремительно переобувшихся" лиц, которые, собственно, в "старом Казахстане" занимали достаточно высокие посты. Тот факт, что во власть они попали в свое время благодаря кадровой политике Нурсултана Назарбаева и за принятые тогда решения несут свою долю ответственности, никого особо не смущает. Было бы интересно вспомнить принципы кадровой политики первого президента, что называется, без гнева и пристрастия. Во-первых, Назарбаев регулярно выдвигал молодежь, шел как на точечные эксперименты, так и запускал своего рода "кадровые инкубаторы" (аппарат ВЭС, бизнес, "Болашак"). Это обеспечивало постоянный приток свежих кадров, многие из которых выросли в крупных фигур. Элита регулярно омолаживалась. Во-вторых, Назарбаев давал наиболее перспективным возможность набраться разностороннего политического и управленческого опыта - министрами, акимами, вице-премьерами, помощниками президента. Это обеспечивало наличие когорты сильных управленцев, которые могли разобраться с любым кризисом. Отметим, и то, что все спикеры Сената, работавшие при нем, могли спокойно возглавить страну в случае чего. В-третьих, первый президент в педагогических целях, а заодно и с целью выпуска пара регулярно проводил своего рода публичные порки, нещадно (но не злобно) критикуя и подгоняя в сторону хорошей работы. В-четвертых, Назарбаев был снисходителен и отходчив. Если опальный чиновник не предавал его личного доверия или не впадал в явный криминал, то ему давалась возможность реабилитироваться. В-пятых, с родственников был спрос особой. Назарбаев регулярно их снимал с постов - чтобы не "зарывались", какое-то время держал в тени, но, ценя некоторых за эффективность, периодически вновь вводил в строй (Абыкаев, Есимов, Кулибаев). При это отметим, что совсем уж близким родственникам первый президент возможности набрать политический опыт для управления страной не давал. В-шестых, Назарбаев старался обеспечить кадровый баланс - региональный, жузово-родовой, национальный, гендерный - хотя бы символически. Впрочем, эта традиция уходила еще в советский период. В-седьмых, первый президент, особенно в первые годы, вводил "нейтралов" для предотвращения конфликтов между группировками местных элит. Да и в целом, старался в региональной политике чередовать местных и варягов. В-восьмых, Назарбаев тщательно выстраивал систему сдержек и противовесов, обеспечивая политико-аппаратную конкуренцию и людей, и идей, а заодно и наличие постоянных каналов притока альтернативной информации. Это давало системное отсутствие дефицита и того, и другого, и третьего. В-девятых, Назарбаев старался иметь гибкую систему управления, основанную на сочетании формальных и неформальных каналов влияния. Распределение обязанностей между высшими сановниками никогда не было жестко формализованным (взять тех же госсекретарей и секретарей СБ). С другой стороны, ни одна персона из тяжеловесов не имела однозначного влияния на процесс принятия решений. В-десятых, первый президент достаточно неплохо различал реально негативный фон вокруг деятельности того или иного чиновника и проведение заказных информационных кампаний, включая жалобы и доносы, против него. Порой Назарбаев требовал проведения закрытых проверок, и уже по их результатам принимал решение. Все это не говорит о том, что негативных тенденций в кадровой политике не было. Были. Назарбаев в мемуарах сам указывал, что одной из основных проблем его президентства были кадры. Но при этом его выдвиженцы под его руководством обеспечили построение независимого государства, переход экономики к капитализму (госкапитализму, если точнее), политическую стабильность, международное признание, доминанту казахстанского патриотизма и межнациональное согласие. |