Данияр Ашимбаев, 5 июня
Экономическую политику последних лет можно описать так: желание решить сразу все проблемы, модернизировать инфраструктуру, оживить экономику и решить скопом все социальные проблемы. Это обусловило более чем 2-кратный рост расходов бюджета. Но стратегическая ошибка была в том, что рост бюджетных вливаний не сопровождался повышением эффективности государственного управления, контроля за расходованием средств, а также оказался подвержен системному лоббизму. В итоге можно констатировать распыление средств, которое кое-где дало экономический рост (правда, не совсем ясно, насколько он обусловлен инфляцией). Судя по всему, власти ожидали, что расширение бюджетных инвестиций обеспечит быстрый рост экономики, но не учли не только низкую эффективность государственных инвестиций, но и низкую мобильность самой экономики, усугубленную бессистемным отраслевым и ценовым регулированием. Но выводы сделаны не были или, напротив, сделаны, но проигнорированы. Рост расходов оторвался от доходов и был покрыт заемными средствами и вливаниями из Нацфонда. В прошлом году нанесенный паводками ущерб был покрыт добровольно-принудительными вливаниями крупного бизнеса, что еще больше сократило налоговую базу и частные инвестиционные программы. Добавим еще и крайне бестолковые действия профильных экономических стратегов и в конце прошлого года стало ясно: бюджетная политика оказалась на грани коллапса. Уже вложенные программы были исполнены, мягко говоря, не слишком эффективно, а на остальные денег не оказалось. При этом правительство продолжает разгонять инфляцию, а покрывать расходы решило налоговой реформой, нацеленной не на стимулирование роста, а исключительно на пополнение доходной части бюджета, Но желания улучшить качество бюджетной политики мы не видим, зато заметна озлобленная реакция на материалы госаудита и любую критику в свой адрес. Понятно, что правило "жить по средствам" отброшено. Никакой обещанной системы контроля (или хотя бы мониторинга) качества инвестиционных проектов внутри правительства не возникло. Долгосрочной стабильности правил игры (налоги, закупки, тарифно-ценовое регулирование, передел собственности) не создано. Разговоры про эффективность и транспарентность квазигоссектора остались разговорами. Экономической политике сейчас остро не хватает практичности и прагматичности, а системе государственного управления - ориентированности за качественные показатели (вместо количественных и имиджевых). |