Айнур БАЛАКЕШОВА, "Литер", 14 марта
Казахстан стремится строить высококачественные дороги. И не только в городах, но и соединяющие мегаполисы трассы государственного значения. "Республике необходимы ровные, как зеркало, асфальтные магистрали", говорят чиновники. Народ с ними единодушен. Но, как оказалось, не готовы казахстанцы к такому новшеству. Вместе с растущим качеством магистралей увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий на них.
Когда трасса Алматы – Астана только была сдана в эксплуатацию, ликовала вся республика. И только спустя несколько лет чиновники, силовики и другие граждане поняли вред комфорта. К сожалению, именно на этой дороге, а конкретно на ее карагандинском участке протяженностью 653 км, за последние два года пострадало 942 человека, 218 из них погибли. Первой тревогу стала бить местная прокуратура – решила проверить работу государственных органов, которые ответственны за безопасность дорожного движения. Изменится ли после этого ситуация на трассе, пока неизвестно. Главное – кто-то начал принимать меры, чтобы в будущем аварийная проблема не повторилась больше нигде.
Статистика пострадавших и погибших на трассе республиканского значения превысила самые страшные ожидания. За последние два года на карагандинском участке протяженностью 653 километра пострадали 942 человека, 218 погибли. Если на сто километров автодорог в среднем травмируется или погибает девяносто человек, то на автомобильной трассе Астана – Алматы этот показатель в полтора раза больше. Шокированные такими показателями прокуроры организовали проверку работы государственных органов, которые ответственны за безопасность дорожного движения.
Правда, кого именно намерен проверять надзорный орган, непонятно. Гаишников? Справедливости ради стоит отметить, что работники полосатого жезла сделали многое, чтобы сократить число трагедий на дорогах. Одна из громких акций – установка на обочинах вдоль оживленных трасс пластиковых манекенов дорожных инспекторов и разбитых, покореженных после аварий автомобилей. По расчетам дорожных полицейских, вид "гаишника", пусть даже игрушечного, на какое-то мгновение напомнит водителю об опасности превышения скорости, и быть может, те секунды могут стать для него вторым днем рождения.
– Нынешняя ситуация с травматизмом на дорогах парадоксальна, – комментирует первый заместитель начальника управления дорожной полиции ДВД Карагандинской области Николай Калашников. – Если раньше наблюдалась высокая аварийность исключительно из-за плохих дорог, то теперь люди гибнут из-за хороших. Чем лучше трасса, тем выше риск пополнить список жертв ДТП.
Возникают классические вопросы: кто виноват и что делать? Как заявил на одной из пресс-конференций главный дорожный полицейский Казахстана Омирзак Тусумов, ситуация изменится к лучшему, если по отношению к злостным нарушителям будут ужесточены меры наказания. К примеру, на несколько лет лишать водителя права управлять транспортным средством.
Другая проблема – дорожная полиция, в частности карагандинская, остро нуждается в дополнительном притоке инспекторов. Всего в области работают 444 инспектора. Этого катастрофически мало. Есть районы, где инспекторов дорожной полиции нет вообще – это Улытауский, Жана-аркинский, Каркаралинский и другие.
Чтобы снизить высокую аварийность на трассах, прокуратура Карагандинской области обращается ко всем жителям с просьбой поделиться по "телефону доверия" размышлениями о возможности наведения на трассах должного порядка. Ведь уровень аварийности во многом зависит от самодисциплины водителя и его культуры вождения. А таких "профессионалов" в стране, стоит заметить, большинство. Это значит одно: венков и памятников вдоль трасс будет все больше и больше. |