Алматы (Алма-Ата). 29 февраля. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН
Причиной катастрофы МиГ-29 УБ сил воздушной обороны вооруженных сил (СВО ВС) 12 февраля на аэродроме "Жетыген" в Алматинской области (на юго-востоке) стали неполадки в системе электроснабжения самолета.
"Комиссия по расследованию авиационного происшествия закончила свою работу и определила причину авиационного происшествия. В результате работы по расследованию авиапроисшествия комиссия и группа российских специалистов пришли к единому заключению, что причиной явилось снижение напряжения в системе электроснабжения самолета по постоянному току менее 14 В из-за отключения генератора постоянного тока, обусловленного отказом блока регулирования и защиты (БРЗ-1)", - сообщил главнокомандующий СВО ВС Казахстана, генерал-майор авиации Александр Сорокин на пресс-брифинге на территории авиабазы "Жетиген" в пятницу.
Данные неполадки, по его словам, привели "к снижению тяги правого двигателя из-за перехода управления правового двигателя на резервную гидромеханическую систему и, как следствие, невозможность выполнения дальнейшего полета".
"Отказ БРЗ-1 в авиации называется непрогнозируемым отказом. Такие случаи бывают очень редко, но все же есть", - подчеркнул он.
По его информации, комиссией было исследовано место падения самолета, сохранившиеся фрагменты самолета, проведен анализ бортовой контрольно-записывающей аппаратуры, схемный анализ бортовых систем, также проведено моделирование заключительного этапа полета, опрос очевидцев и участников происшествия.
Расследованием авиапроисшествия занималась комиссия Минобороны Казахстана, в состав которой вошли также представители и специалисты СВО, МЧС, МВД, Комитета нацбезопасности и органов прокуратуры. Также по просьбе министра обороны Даниала Ахметова были приглашены специалисты РСК "МиГ" и представители Минобороны РФ. Российская сторона предоставила летающую лабораторию, с помощью которой и удалось установить причины авиапроисшествия.
"Вообще у этого блока БРЗ-1 тысяча часов налета и 25 лет. Блок БРЗ-1, по причине выхода из строя которого произошло ЧП, имел 475 часов налета и 20 лет. Российскими специалистами были полностью проверены оба двигателя, их разбирали до винтиков. Двигатели находились в хорошем состоянии", - отметил А.Сорокин.
Как сообщалось, экипаж из двух пилотов катапультировался на высоте 100-150 метров. В результате катастрофы один пилот погиб, другой получил тяжелые травмы.
"Летчики действовали грамотно, претензий у комиссии к действиям пилотов нет. Это единое мнение всех членов комиссии Они действовали грамотно, мужественно и до последнего пытались сохранить самолет. При катапультировании один пилот погиб и причиной послужил дефицит времени. В настоящее время второй пилот находится в хорошем состоянии, он идет на поправку, у него перелом левой ноги, опасности для здоровья нет.
Полностью все расходы на похороны взяло на себя министерство обороны. И в дальнейшем будет оказываться помощь его семье (погибшего пилота - "ИФ-К"). Предоставлена страховка, квартира в Алматы, то есть постоянно семье будет оказываться 100%-ная помощь", - сказал А.Сорокин.
"Я буду ходатайствовать перед министром обороны и правительством, чтобы обоих пилотов представили к правительственным наградам", - добавил он.
А.Сорокин также сообщил, что комиссией "предполагается внесение дополнений в инструкцию по действию летчиков в данной ситуации (при отказе БРЗ-1. - "ИФ-К")".
"Дополнительно будут поставлены агрегаты на МиГ-29, БРЗ-1 будет доработан, чтобы таких ситуаций больше не повторялось", - отметил А.Сорокин.
"Все "МиГи", которые выпускаются на заводе проходят через меня. МиГ-29 - машина очень надежная. На моей памяти это второй случай за всю его историю, когда самолет выходит из строя именно по этой причине (отказ БРЗ-1. - "ИФ-К")", - сообщил участвовавший в пресс-брифинге замначальника летного испытательного центра федерального государственного унитарного предприятия РСК "МиГ", заслуженный летчик-испытатель России, герой России Александр Пелих.
Ранее первый вице-министра обороны - глава комитета начальников штабов вооруженных сил Казахстана Мухтар Алтынбаев сообщал агентству "Интерфакс-Казахстан", что единственной возможной причиной крушения МиГ-29 мог стать выход из строя обоих двигателей и других систем самолета.
"Иной версии, как отказ техники, мы сейчас и не рассматриваем", - отмечал он.
Первый вице-министр подчеркнул, что катастрофе самолета предшествовала "целая серия выхода из строя его агрегатов и систем". "Для меня не совсем понятна эта череда отказов. Полет продолжался около 12 минут. Затем отказал один двигатель, гидросистема, генератор постоянного тока, не выпустились шасси. За 20-25 секунд до посадки зависли обороты второго двигателя, начала падать скорость, он (второй двигатель. - "ИФ-К") отказал, и было принято решение о катапультировании", - пояснил М.Алтынбаев.
"В момент катапультирования произошел отказ управления, самолет резко накренило влево, и выстрел кресел произошел в направлении земли", - говорил он.
При этом М.Алтынбаев отмечал, что двигатели и агрегаты данного МИГ-29 были недавно отремонтированы на авиаремонтном предприятии в Украине. "Недавно в Азербайджане потерпел катастрофу МИГ-29. Говорят, что он также ремонтировался в Украине, сейчас мы проверяем эту информацию. Возможно, что причина - в некачественном ремонте", - подчеркивал первый вице-министр обороны в этой связи.
"В случае если мы сумеем доказать, что причиной неисправностей МИГа стал некачественный ремонт на заводе, то мы будем ставить вопрос о компенсации стоимости самолета и моральном ущербе", - заключил М.Алтынбаев.
Как ранее сообщал "ИФ-Казахстан" источник в военных кругах Казахстана, последний раз ремонт двигателей рухнувшего МиГ-29 производился на Украине в 2007 году. Сам самолет был произведен в 1987 году. |