prokuror.gov.kz, 22 января
Как известно, 25 декабря 2012 года под Шымкентом потерпел крушение военно-транспортный самолет АН-72 Пограничной службы, все члены экипажа и пассажиры которого погибли. Разрешите проинформировать вас о предварительных итогах расследования возбужденного по данному факту уголовного дела (статья 392 Уголовного кодекса "Нарушение правил полетов или подготовки к ним"). Как ранее сообщалось, расследование проводится межведомственной следственно-оперативной группой под руководством спецпрокурора Главной военной прокуратуры. Отмечаем, что наряду с проведением неотложных процессуальных мероприятий, следствием обеспечены ускоренная идентификация личностей погибших и их передача семьям для захоронения. Расследование происшествия показало следующее. Самолет 25 декабря 2012 года в 16 часов 52 минуты вылетел с аэропорта Астаны в Шымкент. Перед полетом проводился предполетный медосмотр экипажа, который был допущен к выполнению полетного задания. Проведена судебная физико-химическая экспертиза жидкости, добавляемой в авиатопливо в зимнее время, которая признана экспертами пригодной и не имеющей примесей иных жидкостей. Взлет прошел в штатной обстановке, сообщений об отказе оборудования от экипажа не поступало. Из расшифровки разговоров пилотов установлено, что после взлета отказал автопилот. Командир продолжил пилотирование в ручном режиме, что не противоречит Руководству летной эксплуатации самолетов АН-72. Через 2 минуты и 29 секунд командир корабля передал управление самолетом своему помощнику (второй пилот), что запрещено при перевозке пассажиров. На основе сведений регистратора полетных данных следствием также установлено, что через 2 минуты 40 секунд после взлета произошел сбой и отказ радиовысотомера, при том, что не была включена система раннего предупреждения приближения земли (TGPWS Mark VIII). Полет был продолжен на основе показаний барометрических приборов измерения высоты. Согласно данным предварительного расследования в ходе полета наблюдались сбои и в работе барометрического высотомера. Так, на 19 минуте полета показания высоты скачкообразно менялись с 696 до значения минус 1 375 метров, на 22 минуте – с 749 до 2 672 метров. Кроме того, из разговоров пилотов следует, что в ходе полета имело место и обледенение самолета. Это подтверждается и результатами осмотра места происшествия, где на фрагментах крыльев самолета было зафиксировано наличие "бархатного" льда. 18 часов 31 минуту самолет пошел на посадку. Содержание разговоров экипажа, данные метеослужб и свидетельские показания указывают на то, что АН-72 шел на посадку в сложных погодных условиях, при ограниченной видимости. Кроме того, следствием установлено, что при осуществлении посадки командиром не выполнены указания диспетчера об установлении на барометрическом высотомере давления аэропорта Шымкента. В результате, при снижении показатели высотомера могли иметь искажение до 385 метров. В 18 часов 54 минуты 25 декабря 2012 года на удалении 21 км от контрольной точки аэропорта Шымкента самолет столкнулся со склоном оврага и потерпел крушение. Двигатели АН-72 работали до соприкосновения с землей, шасси находились в выпущенном состоянии. Анализ содержания разговоров пилотов показал, что посадка самолета осуществлялась в штатном режиме, без паники и каких-либо беспокойств, возникновение в последние секунды полета препятствия в виде склона оврага явилось для них неожиданностью. Собранные следствием материалы позволяют сделать вывод о том, что причинами крушения самолета АН-72 Пограничной службы явилась совокупность следующих основных обстоятельств происшествия: 1.неполадки в бортовом оборудовании самолета (выход из строя автопилота и радиовысотомера; сбои в работе барометрических приборов измерения высоты); 2.ошибки командира экипажа при пилотировании самолета (не включение системы раннего предупреждения приближения земли; неправомерная передача управления самолетом помощнику командира корабля; не установление на барометрическом высотомере давления аэропорта Шымкента); 3.сложные метеорологические условия (снег с дождем; переохлажденный туман; ограниченная видимость; сильное обледенение). Данные выводы следствия подтверждаются и заключением Комиссии по расследованию авиакатастрофы. В связи с установлением ряда отмеченных неисправностей в бортовом оборудовании 4 января текущего года в правоохранительные органы Украины, где в 2012 году восстанавливался ресурс самолета, направлено международное следственное поручение. В поручении поставлены вопросы, связанные с процессом ремонта самолета, в том числе касающиеся объема и качества выполненных работ по замене узлов, деталей и агрегатов. Расследование продолжается. Следствием будет дана правовая оценка действиям наземных служб и командования воинской части, к которой был приписан самолет, в части соблюдения ими правил подготовки полетов. О результатах расследования и принятом решении вы будете проинформированы дополнительно. |