NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 12:10 ast
10:10 msk

Что о нас думают в США?
Администрация Д. Буша проанализировала ситуацию в Казахстане
09.04.2002 / политика и общество

Александр СУХАНОВ, "Око", 5 апреля

На этой неделе администрация президента США Буша издала Национальный доклад по иностранным торговым барьерам. Ситуация с условиями торговли в Казахстане оценивается в целом положительно, хотя указан целый ряд конкретных недостатков. С ними можно спорить и не соглашаться. Но авторитетное мнение со стороны всегда интересно, потому что позволяет проверить правильность собственных оценок и действовать в нужном русле.

На прошлой неделе Казахстан признан Соединенными Штатами как страна с рыночной экономикой. Это произошло в ходе антидемпингового расследования в отношении силиконмарганца, поставляемого из Казахстана в США. Причины такого шага называются разные. Как сообщил газете "ОКО" юрист Джеффри Нили, участвующий в упомянутом расследовании, "решение было принято по политическим причинам, во многом благодаря сотрудничеству Казахстана в войне против терроризма. В деле по силиконмарганцу новый статус реально не поможет Казахстану, но он сыграет свою роль в дальнейшем".

Как бы то ни было, статус "страны с рыночной экономикой" нам как нельзя кстати. Ведь мы пришли со своего базара на международный супермаркет. И хотелось бы, наряду с обязанностями, иметь равные со всеми права. А иначе не заметишь, как окажешься обсчитанным в бурной торговой жизни.

А она 2 апреля ознаменовалась важнейшим событием. Администрацией президента США Буша был издан Национальный доклад по иностранным торговым барьерам. Проще говоря, американцы тщательно исследовали, кто и как вставляет палки в их торговые колеса. Внимания удостоились три международных торговых блока и отдельно 52 страны. В их число входит и Казахстан. Трудно сказать, хорошо это или плохо, здесь палка о двух концах. С одной стороны, доклад - нечто вроде "черного списка". Ведь коль нас туда угораздило попасть, значит, грубо говоря, есть к чему придраться. Но, с другой стороны, Казахстан фактически признали достойным игроком на "мировом базаре".

В прошлом году Казахстан стал 99-м по величине экспортным рынком США. В нашу страну было ввезено американских товаров на 163 млн. долларов - на 31,2% больше, нежели в 2000 году. А вывезено - на 351 млн. (на 18,2% меньше). При этом нужно учесть, что львиная доля нашего сырья уплывает через оффшоры. Т.е. официальным получателем числятся не США, а Бермудские и Виргинские острова. Так что у американцев выползает неслабый дефицит в торговле с нами. Хотя нам, конечно, далеко до Японии или Европейского союза, которые намеренно ставят подножки американскому импорту.

Пять страниц, отведенных в докладе нашей стране, резкой критикой, в отличие от прежних времен, не изобилуют. Наоборот, "намазано" много меда о наших достижениях. Что же касается ложек дегтя, то бишь торговых барьеров, то они достаточно локализованы. Среди них выделяются таможенные препоны, странности со стандартизацией и сертификацией, необъективные госзакупки, пиратство в сфере интеллектуальной собственности и инвестиционные барьеры.

Разумеется, многие из них можно оспорить. Как говорится, что для казахстанского бизнесмена хорошо, то для американского - смерть. Например, ограничение иностранцев в правах землевладения расценивается ими как барьер. Для нас же это вполне естественная и необходимая мера защиты национальных интересов.

Но с большинством барьеров нельзя не согласиться, ведь мешают они и нашим предпринимателям, причем в гораздо большей степени. Ведь как ни крути, все равно забугорные инвесторы пока еще в привилегированном положении, и отношение к ним несколько иное.

Так что приведенные за-океанские выкладки - это маячки, которые сигнализируют, что у нас не в порядке, и показывают, куда нужно приложить усилия. И в этом смысле их крайне полезно знать всем нашим чиновникам. Кроме того, своим докладом американцы как бы предупреждают партнеров, за которыми водятся барьерные грешки, что в случае чего сами призовут их "к барьеру". Поэтому можно уже сейчас спрогнозировать направления их торговой политики.

Ну, и, пожалуй, главный вывод. На этой неделе вице-премьер Александр Павлов рассказывал общественности об итогах нашего финансового жития-бытия за три месяца года Лошади. Вроде как горевать причин нету - экономический рост составил 8-9%, а производство вообще вымахало на 12%. Однако главная проблема - это именно "несоответствие темпов роста экспорта и импорта" (завозить товаров стали больше аж на 10,4%, тогда как вывозить - лишь на 3,7%). Так что пора и нам оценивать торговые барьеры на крупнейших рынках сбыта казахстанских товаров и услуг. Этого ждут предприниматели, это прямая задача чиновников от экономики.

(Из Национального доклада администрации президента США. Вашингтон. 2.04.02г.)

Налоги и тарифы

Товары, ввозимые в Казахстан для краткосрочного использования по временному таможенному режиму, могут быть полностью или частично освобождены от всех пошлин, налогов. Правительство имеет право издавать перечень товаров, которые не могут быть временно ввезены в Казахстан. Традиционно, товары, которые не подлежат полному или частичному освобождению, - это продукты питания, промышленные отходы, потребительские товары.

Статья 22 закона "Об иностранных инвестициях" от 1994 г. освобождает от таможенных пошлин собственность, ввезенную иностранным инвестором для целей вложения в уставный капитал предприятий с иностранным участием. После внесенных в 1997 г. поправок в закон, только оборудование и запасные части для этого оборудования, ввезенные как вклад в уставный капитал, освобождаются от таможенных пошлин.

Таможенные процедуры

Министерство государственных доходов сейчас опять пересматривает Таможенный кодекс страны. Новый проект таможенного закона предполагается внести на рассмотрение парламента осенью 2002 года. Изменения будут направлены на упрощение таможенных процедур и создание механизмов постепенного снижения таможенных тарифов. Казахстанские правила таможенной оценки, которые за основу оценки берут счета-фактуры, в целом соответствуют Соглашению по таможенной оценке ВТО. Но приказ министерства государственных доходов №402, изданный в 1999 г., устанавливает условные цены для определенных импортируемых товаров, что противоречит методологии оценки ВТО и также, очевидно, принципам оценки казахстанского Таможенного кодекса.

Правительство продолжает обсуждать автоматизацию таможенных процедур, однако достигнуто мало прогресса. Начиная с 1 февраля 2002 г., Казахстан ввел процедуру "таможенного аудита", управляемую частным контрактером. В соответствии с этой системой будет инспектироваться около 20% всех товаров, пересекающих казахстанские границы. В то время как правительство будет платить за регулярные проверки, декларанты будут платить штрафы в случае расхождения. Есть опасение, что эта система может рассматриваться как возможность получения доходов таможенными чиновниками.

Американские компании постоянно заявляют, что требование, чтобы они приобретали "паспорт сделки" для прохождения таможенной очистки, - серьезный барьер для торговли. Эта положение предназначено для воспрепятствования оттоку капитала и отмыванию денег, требуя от импортеров показывать копии контрактов и других документов, чтобы доказать законность подтвердить цены импортных/экспортных сделок. Такая практика замедлит рост торговли, поскольку сфера сделок, которые дозволяются этим положением, очень узкая. Например, оно предусматривает максимальный финансовый срок для импорта 120 дней, после чего паспорт сделки должен быть закрыт. Это ограничивает сферу предпринимательской деятельности и создает потенциальный уклон в сторону краткосрочного финансирования в экономике.

Стандарты, маркировка и сертификация

Правительство не всегда соблюдает существующие правила стандартизации, испытаний, маркировки и сертификации. В 1996 г. Национальный институт Стандартов и технологии США подписал Меморандум понимания с правительством Казахстана, чтобы привести казахстанские метрологические методы в соответствие с международными правилами и практикой.

Президент Назарбаев подписал два закона - "О стандартизации" и "О сертификации" в 1999г. с тем, чтобы привести эти сферы в соответствие с международными стандартами. Тем не менее п. 2 ст. 12 закона "О сертификации" требует, чтобы все ввозимые товары, подлежащие обязательной сертификации, сопровождались документами, удостоверяющими производителя, дату производства, срок годности, требования для хранения и способ использования как на казахском (государственном), так и на русском (официальном) языках. Правительство согласилось, что размещение дополнительных ярлычков на казахском языке на товарах соответствует закону, вместо того, чтобы требовать размещения совершенно новых этикеток. Правительство также выпустило правила, освобождающие фармацевтическую продукцию и ряд других категорий товаров от требований по казахскоязычной маркировке.

Государственные закупки

Казахстан еще не является членом Соглашения о государственных закупках ВТО. Казахстан при поддержке Всемирного банка реформирует и гармонизирует свою систему госзакупок. Указом Президента от 14 декабря 1998 г. было создано Агентство по государственным закупкам, и 26 марта 1999г. было утверждено положение о нем. Эта норма усилила мониторинговые функции агентства, улучшила контроль системы и обеспечила независимость в выборе методов для повышения оценки закупок. Действующее законодательство содержит положения, согласно которым отечественные производители и малый бизнес имеют преимущество при проведении государственных закупок. Финансируемые США проекты помогают Казахстану создать базу данных для закупок. Тем не менее американские бизнесмены продолжают говорить о проблемах, поскольку сообщения о тендерах не всегда публикуются, нет стандартизированного формата для опубликования таких сообщений. Сообщения о тендерах появляются в различных публикациях, тендеры имеют различные требования для предоставления заявок и иногда не обеспечивают достаточное время, чтобы американские бизнесмены могли подготовиться и подать заявки.

Защита авторских прав

Американо-казахстанское соглашение о торговых отношениях от 1992 года включает положения о защите прав интеллектуальной собственности. Казахстан исполнил ряд обязательств по этому соглашению, но несколько двусторонних заявлений остаются неисполненными. Как часть усилий по вхождению в ВТО, Казахстан предпринял шаги по приведению своего законодательства по интеллектуальной собственности в соответствие с соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ВТО.

Казахстан присоединился к женевской конвенции по фонограммам в июне 2000 года и является членом бернской конвенции по защите письменных и художественных произведений. Тем не менее Казахстан до сих пор не внес необходимых изменений в свой закон об авторских правах, чтобы реализовать положения берн-ской конвенции, в частности, ст.18 конвенции, которая обеспечивает защиту иностранных работ, которые вошли в общественное пользование в Казахстане, но по-прежнему защищаются в странах их происхождения.

В 2001 г. Казахстан принял закон "О топологии интегральных микросхем" .Казахстанский парламент рассматривает закон "О коммерческой тайне". Казахстан подписал, но еще не ратифицировал договор по авторским правам и договор по фонограммам.

Казахстан ввел в действие несколько ключевых законов по правам интеллектуальной собственности в 1999 г.: о торговой марке, о селекции, о патенте. Действующий закон об авторском праве, принятый в 1996 г., защищает программное оборудование, как письменные работы, и базы данных, как компиляции. Тем не менее нет уголовных поисковых процедур, которые бы обеспечивали эффективное противодействие "пиратам". В дополнение, Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс не содержат положений, которые бы давали полиции полномочия возбуждать уголовные дела по случаям нарушений авторских прав. В 1999 году Казахстан также внес поправки в свой Таможенный кодекс, чтобы обеспечить конфискацию на границе объектов, нарушающих права интеллектуальной собственности. Таможенные правила и положения сейчас совершенствуются, с тем чтобы реализовать эти статьи Таможенного кодекса. Тем временем на границе имеется слабая защита от ввоза или вывоза незаконных материалов, и пиратские компакт-диски широко завозятся из России и Китая.

В прошлые два года ряд магазинов начали продажу легальных копий авторской продукции, хотя объемы их продаж все еще в несколько раз меньше незаконной торговли. Вялое применение законов о защите интеллектуальной собственности остается серьезной проблемой, и уровень пиратства высок. Более того, недостаток автоматизации таможенных процедур мешает эффективным действиям. Пробелы в знаниях и навыках лиц, ответственных за исполнение законов о защите интеллектуальной собственности, являются другим препятствием. Общественное понимание принципов авторского права находится на низком уровне, как и общественная поддержка исполнения законов о защите интеллектуальной собственности.

Барьеры для инвестиций

Любая компания, вовлеченная в горнорудные разработки или производство нефти и газа, включая государственную компанию "Казахойл", должна соответствовать мест-ным требованиям, которые были введены в августе 1999 года, но до сих пор не реализованы полностью. Проекты положений о реализации этих требований признают, что американские фирмы освобождены от отечественных требований согласно договору об инвестициях от 1994 г.

В соответствии с законом "О земле" от 2001 года следующие типы земельных участков не могут находиться в частной собственности: сельскохозяйственные земли, земли оборонной промышленности, специально охраняемые территории, леса, земли общего пользования и незаселенные территории. Иностранные фирмы могут приобретать права аренды на землю только через отечественных партнеров и только, максимум, на 49 лет. Более того, когда иностранные фирмы арендуют сельскохозяйственные земли, аренда не может превышать 10 лет. Иностранные компании и совместные предприятия не могут передавать сельскохозяйственные земли третьей стороне "для вторичного использования" (т.е. в подаренду).

Казахстанские власти часто требуют, как часть контракта иностранной фирмы с правительством, чтобы иностранные инвесторы вкладывали в социальные программы для местного населения.

Ограничиваются иностранные страховые компании, которые могут работать в Казахстане только через совместные предприятия с казахстанскими компаниями. Общий зарегистрированный капитал банков с иностранным участием составляет менее 25% от общего зарегистрированного капитала всех банков Казахстана. Иностранное владение средствами массовой информации ограничено до 20%.

Растущая проблема - сложность в приобретении разрешения на работников иностранных инвесторов. Правительство в 1999 г. ввело положение, ограничивающее число иностранных работников в Казахстане до 7000. Когда эта квота была заполнена в 2000 г., многие иностранные компании не смогли получить разрешения на ино-странных специалистов и менеджеров. В 2001 г. количество разрешений было увеличено до 10 500, и были сделаны исключения для ведущих представителей инвесторов. Тем не менее любой такой произвольный шаг несет риск прекращения работы иностранных инвесторов в Казахстане.

Другие барьеры

Существуют и другие структурные барьеры для инвестиций в Казахстане, включая слабую систему предпринимательского права, недостаток эффективного юридического процесса для разрешения ситуаций с нарушением контрактов и громоздкая и коррумпированная бюрократия. Многие компании говорят о значительных проблемах со снабжением при обслуживании казахстанского рынка. Кроме того, имеются специфические препятствия для американских компаний, ведущих бизнес в Казахстане, требования лицензировать простые виды бизнеса и обременительная система мониторинга налогов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Уго Чавес, Президент и Герой (Лидер и народ) 30.04.2002
Послание Президента народу Казахстана 30.04.2002
Содружество получит новых соседей 30.04.2002
Кулекеевцам всем неймется… 30.04.2002
Западная власть 29.04.2002
Полтора дня премьера 28.04.2002
Баланс интересов 27.04.2002
Павлодарский шанс 27.04.2002
Русские идут! 27.04.2002
Ба! Смотрите кто ушел… 27.04.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz