Премьер-министр РК встретился с представителями крупных компаний Франции Kazakhstan today, 15 мая
Сегодня премьер-министр РК Имангали Тасмагамбетов принял представителей крупных компаний из Франции, сообщает корреспондент из Астаны.
Речь на встрече шла "о вложении прямых инвестиций в те или иные секторы казахстанской экономики", сообщил журналистам по окончании встречи председатель комитета по инвестициям МИД РК Вадим Зверьков. По его словам "премьер-министр заверил, что Казахстан будет более качественно отбирать проекты для возможных инвестиций с французской стороной", подчеркнув при этом, что "интерес у французского правительства и бизнеса к Казахстану очень большой". Французские бизнесмены, по словам В. Зверькова, высоко оценили те показатели, которых достиг Казахстан в последнее время.
По данным национального статагентства РК, товарооборот между Казахстаном и Францией в 2001 году составил $148,7 млн., удельный вес страны в общем объеме экспорта и импорта Казахстана составил соответственно 0,1% и 2,2%. Из Казахстана во Францию поставляются нефть, руды, сырье для химической промышленности и кожевенное сырье. Франция экспортирует в Казахстан в основном медикаменты, продукты питания, парфюмерию, автомашины и бытовую электронику.
----------
Казахстан-Франция: взаимная заинтересованность в укреплении инвестиционного сотрудничества КИА, 15 мая
Премьер-Министр Имангали Тасмагамбетов 15 мая провел встречу с представителями деловых кругов Франции, передает Казахское информационное агентство.
В ней приняли участие руководители и представители крупнейших французских компаний: "Альстом" (развитие инфраструктур в секторах энергетики и транспорта), "Буинг оффшор" (ведущий международный подрядчик, обслуживающий нефтегазовую отрасль), "Сележек" (электронная инженерия, информационные системы производства, контроля и автоматизации), "Нексанс" (мировой лидер по производству медных и оптико-волокнистых кабелей), "Ондео Дегремон" и "Женераль дез О" (обработка и транспортировка питьевой воды), а также ряд других фирм.
Как сообщил журналистам председатель Комитета по инвестициям Министерства иностранных дел Вадим Зверьков, договоренность об активном участии французских деловых кругов в развитии казахстанской экономики была достигнута год назад, во время визита главы нашего государства во Францию. На нынешней встрече речь шла, в первую очередь, о прямых инвестициях и финансировании проектов по линии банков. Ряд компаний, принявших участие во встрече, работают в Казахстане уже около пяти лет, сообщил В.Зверьков. За это время у них сложились хорошие отношения с казахстанскими партнерами. По словам В.Зверькова, Правительство Казахстана готово дать французским партнерам ряд льгот в случае прихода прямых инвестиций.
----------
Юг СНГ интересен Парижу Алексей Чичкин, GazetaSNG, 15 мая
Через неделю после президентских выборов во Франции МИД этой страны косвенно обозначил приоритеты Пятой республики в бывшем СССР: пока это сделано в форме списков стран, где пребывание французских граждан нежелательно или опасно. Но обращает на себя внимание, что некоторым из этих государств США и Великобритания уделяют куда большее внимание.
МИД Франции опубликовал перечень 46 таких стран, разделенных на две группы по степени опасности. В первую категорию (высокая степень риска) входят Грузия, Киргизия и Таджикистан, а также Северокавказский регион. Во вторую группу страны бывшего СССР не включены, но, согласно комментариям службы французского МИДа по мониторингу граждан Франции, находящихся за границей, в "некоторых других государствах Центральной Азии возможны любые неожиданности и опасности".
Примечательно, что именно в Грузии, Таджикистане и Киргизии французским фирмам не достались многие выгодные проекты: их перехватили американские и британские конкуренты. Например, бизнес Франции оказался фактически отстраненным от реконструкции нефтегазопроводной системы Закавказья, как и от строительства нефтепровода Баку-Джейхан, реконструкции таможней нефтепереработки. Как сообщали западноевропейские СМИ, не только компании, но и правительства США и Великобритании приложили максимум усилий, чтобы именно им были поручены стратегические проекты в Закавказье и Центральной Азии (на этом обстоятельстве по сей день делает акцент Ле Пен, обвиняя официальный Париж в пренебрежении национальными интересами в угоду Вашингтону и Лондону).
Подчеркнем, что Франция - едва ли не единственная страна-член Евросоюза, возражающая против вступления Турции в ЕС: Париж по сей день требует официального признания Анкарой геноцида армян и греков в 1915-1923 гг. Как следствие, Турция отказывается сотрудничать с французскими фирмами по проектам Баку-Джейхан, сооружения транзитных газопроводов с Каспия и из Туркмении в Европу. Турецкая же позиция, как отмечает французская пресса, безусловно, сказывается на экономических связях ряда стран Закавказья и Центральной Азии с Францией.
Так или иначе, крупный и средний французский бизнес вытеснен из южного региона бывшего СССР. А ведь в то же самое время США и Великобритания - союзники Франции в НАТО - наращивают не только экономическую, но и военную помощь Грузии, многим странам Центральной Азии. Не допущены французские фирмы и к сооружению транзитных нефте- и газопроводов через Афганистан: здесь тоже диктуют свои правила американские и британские компании, недавно восстановившие транснациональный консорциум для этих проектов. Кстати, Афганистан с Чечней - первые в запретном списке Парижа.
Нелишне в этой связи напомнить, что правительство и финансово-промышленные структуры Франции еще в 60-х годах предлагали СССР, Ирану, Ираку и Турции договориться о сооружении, с французской помощью, евроазиатских нефте- и газопроводов. Эту идею обсуждали, в частности, Де Голль с Косыгиным в Москве в 1966 г. Смысл французской инициативы был очевиден: обойти тогдашнюю ФРГ с Центральной Европой и получать евроазиатское энергосырье по кратчайшему маршруту - через Восточное Средиземноморье.
СССР и Иран сперва косвенно согласились с такими проектами, договорившись в 1975 г. о совместном строительстве нефте- и газопроводов, в том числе из Прикаспия в южную Европу через Балканы. Но затем, по мнению французских и турецких аналитиков, в нефтегазоэкспортной политике Москвы возобладало прогерманское лобби, которое, в сочетании с ирано-иракскими противоречиями, фактически добило упомянутые идеи.
Впрочем, Франция вовсе не отказывается от Центральной Азии: еще в 1994 г. она выступила за создание Экономического Сообщества бассейна Индийского океана (где у Парижа немало заморских департаментов, то есть принадлежащих Франции территорий) и соответствующей комиссии по сотрудничеству. Идею отклонили США с Великобританией, но зато поддержали многие страны региона, включая Казахстан, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан. Эти организации существуют с 1995-1996 гг., где Ашхабад, Душанбе и Ташкент участвуют в качестве наблюдателей-ассоциированых членов. Похоже, в этих столицах не решаются делать бессрочную ставку на сотрудничество только с Вашингтоном и Лондоном.
----------
Своими средствами Асем ТОКАЕВА, "Экспресс-К", 16 мая
Правительство Франции готово выделить заем на приобретение военной техники и технологий для Минобороны, МВД и КНБ. Однако правительство Казахстана считает принципиальным финансировать программы, связанные с системой безопасности и обороны страны, из собственных средств. Председатель комитета по инвестициям МИДа РК Вадим Зверьков сообщил об этом, комментируя итоги встречи премьер-министра с ведущими французскими компаниями.
Деловые круги Франции проявляют большой интерес к Казахстану и готовы вкладывать солидные инвестиции в приоритетные секторы экономики. Правительство также не исключает возможности предоставления льгот и преференций для этих иностранных компаний. Французский бизнес уже присутствует на казахстанском рынке в нефтегазовой отрасли и в области водообеспечения и экологии.
- Казахстанское правительство будет качественнее отбирать проекты, которые предлагаются для инвестирования как казахстанской, так и французской сторонами, - сказал Вадим Зверьков. |