NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 09:05 ast
07:05 msk

Китайская грамота
То, что Токаеву удалось добиться словами, Акаев купил за 90 тысяч гектаров родной киргизской земли
18.05.2002 / политика и общество

Граница на Каспии - первая "черточка"?
Ярослав РАЗУМОВ, "Панорама", 17 мая

Подписание российско-казахстанского соглашения о модифицированной срединной линии на северном Каспии, даже несмотря на то, что было громко анонсировано загодя, стало неожиданностью. Слишком много на памяти обещанных, но не состоявшихся "прорывов" по каспийской проблеме. Взять хотя бы последний саммит глав прикаспийских стран в Ашгабате, сам факт проведения которого воспринимался едва ли не как пролог к достижению некоего общего знаменателя. Закончилось же все, как известно, очередным высказыванием упреков и демонстрацией амбиций. На таком неблагоприятном историческом фоне достигнутое в Москве соглашение выглядит еще более значимым.

Впервые в почти десятилетней истории каспийской эпопеи сделан реальный шаг к ее решению. Шагнуть разом всем вместе оказалось невозможно, и Казахстан, и Россия выступили в роли "пионеров". Главный итог: создан прецедент в вопросе урегулирования проблемы разграничения, показана и юридически зафиксирована схема ее компромиссного решения. И это очень много, учитывая уже упомянутую предысторию "дележа" Каспия. Но достаточно ли этого для решения проблемы в целом? Сейчас, сразу после подписания соглашения, этот вопрос не слишком интересует многих, но уйти от него невозможно. Как ни смотри на ситуацию, неизбежно приходится задуматься - что же дальше?.

Незавершенность процесса очевидна. Хотя и российская, и казахстанская стороны пытаются показать ситуацию так, что каспийские "северяне" могут идти своей дорогой, не дожидаясь остальных, пока те определятся, на самом деле это вряд ли получится. Месяц назад в Алматы на Евразийском экономическом саммите госсекретарю Токаеву был задан вопрос о том, что будет, если Россия и Казахстан достигнут соглашения по Каспию, а Иран обратится к международной общественности с непризнанием этого. Министр в ответ заметил, что подобные обращения не означают, что "соответствующие соглашения тут же будут аннулированы".

Конечно, это так. Но ведь важность урегулирования проблемы разграничения на Каспии не в ней самой (не настолько она значима в двусторонних отношениях без "нефти"), а в самочувствии иностранных инвесторов, в готовности их воспринять достигнутые договоренности в качестве достаточных гарантий для спокойной работы на нефтегазоносных структурах шельфа. А устроит ли западные компании двусторонний характер соглашения вместо пятистороннего? Особенно если компании, уже "застолбившие" блоки на шельфе, сами не будут стремиться к их форсированной разработке. Ведь лучшего способа "динамить" этот процесс, чем ссылка на незавершенность разграничения при упоминании имевшего место год назад вооруженного конфликта, трудно найти.

Да и сама российская позиция на этот счет вовсе не "гранитная". Да, соглашение о срединной линии подписано с российской стороны на высшем политическом уровне. Но и совместное заявление с иранской стороной год назад о непризнании никаких границ на море до принятия всеми пятью странами соглашения о правовом статусе Каспия делалось на том же уровне. И официально это заявление дезавуировано не было. Но даже при наличии у Москвы твердого намерения реально скорее решить каспийскую проблему, очевидно, что "северным" странам придется рано или поздно искать точки соприкосновения (как в буквальном смысле - на карте Каспия, так и в переносном смысле) с другими участниками этой большой игры.

Впрочем, нельзя исключать и оптимистический вариант: другие трое ее участников, будучи под впечатлением московских договоренностей, начнут сами движение к компромиссу. Практика учит не надеяться на такие прогнозы, но вот факт: президент Азербайджана собирается с визитом в Иран, хотя визит этот не раз откладывался из-за приграничных споров по Каспию.

Но даже с учетом этого расслабляться насчет будущего разграничения не стоит. Привлекает внимание следующий факт, оставшийся мало замеченным отечественными наблюдателями: в этом году в России намечено продать госпакет акций "Лукойла", руководство страны намерено выручить не менее $0,5 млрд. Не с этим ли связана позитивная политическая активность России на Каспии? Ведь "Лукойл" владеет структурами у российских берегов моря, и позитивные подвижки в проблеме разграничения на Каспии - вклад в "копилку" будущих барышей от акций компании. А после удачной продажи не вернется ли позиция Москвы к той, что была совместно озвучена с президентом Ирана в марте 2001 года?.

----------

РК и КНР подписали Протокол о демаркации линии государственной границы между странами.
"Панорама", 17 мая

В ходе визита в Китай Касымжомарт Токаев урегулировал пограничный вопрос между странами.

10 мая в рамках визита в КНР госсекретарь - министр иностранных дел РК Касымжомарт Токаев встретился с заместителем премьера Госсовета Цянь Цичэнем и министром иностранных дел Тан Цзясюанем.

Главы внешнеполитических ведомств РК и КНР подписали Протокол о демаркации линии государственной границы между странами. Документ ставит точку в долгосрочном процессе урегулирования пограничного вопроса между двумя странами, стоявшего еще со времен существования Советского Союза.

В ходе встреч были обсуждены актуальные вопросы двусторонних отношений, а также региональные и международные проблемы, представляющие взаимный интерес. Было отмечено тесное сотрудничество между Казахстаном и Китаем в области безопасности. В частности, стороны затронули вопросы взаимодействия двух стран в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и СВМДА, в политической и торгово-экономической сферах.

Китайские представители отметили, что КНР с самого начала поддерживает инициативу по СВМДА и принимает активное участие в работе по созданию рабочих механизмов этого форума. Далее участники встречи назвали нынешний год стратегически важным для ШОС. По их словам, предстоящая в Санкт-Петербурге встреча "шанхайской шестерки", на которой будут приняты базовые документы ШОС, сыграет большую роль для ее будущего. Стороны высказали намерение предпринять дальнейшие усилия, чтобы обеспечить успех саммита.

Г-н Цянь Цичэнь отметил, что с момента обретения независимости Казахстан занял достойное место в системе современных международных отношений. В связи с этим стороны высказали пожелание суммировать Совместную декларацию об основах дружественных отношений 1993 года, Совместную декларацию о дальнейшем углублении дружественных взаимоотношений 1995 года и Совместную декларацию 1996 года в один единый документ о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

На переговорах также были обсуждены вопросы интенсификации торговых отношений, рассмотрены вопросы участия китайских инвесторов в нефтяных и нефтетранспортных проектах в Казахстане, экспорта казахстанской стали на китайский рынок, деятельность двусторонней комиссии по трансграничным рекам. Стороны констатировали отсутствие серьезных проблем во взаимоотношениях и наличие значительных перспектив.

11 мая глава казахстанского внешнеполитического ведомства посетил Дипломатическую академию МИД КНР, где состоялась его встреча с представителями деловых кругов Китая.

Г.А.,
по материалам Управления информации и анализа МИД РК.

----------

Собрание народных представителей парламента Кыргызстана не ратифицировало соглашение о передаче Китаю 90 тысяч гектаров кыргызской земли.
Дмитрий ГЛУМСКОВ, "Панорама", 17 мая

Это стало полной неожиданностью для президента страны Аскара Акаева.

В конце прошлой недели коллеги депутатов СНП из Законодательного собрания (нижней палаты) парламента проголосовали за передачу Китаю 90 тысяч гектаров земли на участке Узенги - Кууш, расположенном в высокогорных районах Ала-Тоо. Убеждать депутатов в необходимости ратификации этого межгосударственного соглашения дважды приезжал президент Аскар Акаев. В первый раз, 7 мая, выступая с ежегодным посланием к народу Кыргызстана, он призвал парламентариев положительно рассмотреть этот вопрос. Присутствовал г-н Акаев и на заседании в пятницу, когда 36 из 41 присутствующих депутатов Законодательного собрания проголосовали за ратификацию. Таким образом, поставлена законодательная точка в жарких внутрикиргизских спорах о передаче Китаю исторически кыргызских земель. Аскар Акаев поблагодарил депутатов за "политически мудрое и правильное решение", сказав, что это послужит хорошей основой для торгово-экономических отношений с Китаем и увеличения товарооборота между двумя странами. Но более всего кыргызский лидер упоминал термин "безопасность Киргизии". По мнению местных аналитиков, в предратификационных прениях так часто звучали слова о "великом и могучем Китае", что у кыргызстанцев сложилось мнение: если Киргизия не ратифицирует документ, возможны вооруженные пограничные конфликты. Поэтому, "от греха подальше", это соглашение и было одобрено.

Как ранее заявлял в интервью СМИ заведующий отделом региональной политики правительства Киргизии Саламат Аламанов, на границе Кыргызстана и Китая еще с советских времен было пять спорных территорий. Во время переговоров с китайской стороной в июле 1996 года было решено, что Китай получит контроль над местностью Жаны-Жер, а Кыргызстан - местность около перевала Эркечтам. Спорная территория около пика Хан-Тенгри была разделена в пропорции 61 процент Кыргызстану и 39 процентов Китаю. Кроме того, Кыргызстан должен получить 70 процентов местности Узенги-Кууш, отдав 30 ее процентов Китаю. В первоначальной стадии переговоров китайская сторона настаивала на соотношении 50 на 50.

Оппозиционно настроенные депутаты, которых здесь причисляют к так называемой "левой группировке", отказались участвовать в заседании ЗС жогорку кенеша, и покинули его зал до начала голосования. По мнению представителей депутатской группы "ЭлКомСоц", уступаемые территории не являлись спорными, а всегда принадлежали Кыргызстану. Аскар Акаев, считают оппозиционеры, незаконно, не поставив в известность парламент, подписал в 1996 и 1999 годах два соглашения, согласно которым Китаю должно быть передано в общей сложности около 125 тысяч гектаров территорий. Некоторые депутаты указывают, что первое соглашение было ратифицировано прежним составом парламента в 1998 году с нарушением процедурных вопросов. Согласно второму соглашению, Китаю должно быть передано около 95 тысяч гектаров, включая долину Узенги-Кууш. По кыргызской Конституции, только парламент имеет право изменять государственные границы. Депутаты также обвинили г-на Акаева в том, что он торопится с ратификацией этого соглашения, чтобы уже в начале июня во время саммита Шанхайской организации сотрудничества в Санкт-Петербурге сообщить своему китайскому коллеге Цзян Цзиминю радостное известие.

В Бишкеке в последние несколько дней проходили акции протеста. Центр города практически был блокирован силами милиции, и пройти по центральной площади можно было только после предъявления документа, удостоверяющего личность. Всех несговорчивых служители порядка отправляли в обход площади. Возле здания парламента, который находится рядом с Домом правительства, начиная с 6 мая стояли люди с плакатами, призывающими депутатов не ратифицировать соглашение с Китаем. После того, как парламентарии не прислушались к мнению митингующих, их тут же окрестили "предателями собственного народа". Несмотря на то, что, по словам представителей бишкекской мэрии, ни один из митингов не был санкционирован, милиция не предпринимала меры по разгону демонстрантов. После гибели в Аксыйском районе во время митинга в поддержку арестованного депутата Азимбека Бекназарова пяти человек правоохранительные органы стали осторожно относиться к применению спецсредств против митингующих. По различным оценкам, всего в массовых акциях протеста приняли участие от 300 до 500 человек. 14 мая группа демонстрантов примерно из 100 человек предприняла попытку прорваться в здание парламента, где проходило заседание СНП. Но милиция оттеснила людей.

То, что на своем заседании депутаты СНП не ратифицировали соглашение с Китаем, стало большой неожиданностью как для президентской администрации, так и для самого Аскара Акаева. По некоторым данным, он даже хотел прервать свой визит в Москву, чтобы присутствовать на заседании палаты. Но не стал этого делать. Депутатов СНП всегда считали лояльными к президенту страны. В голосовании за одобрение решения законодателей в СНП приняли участие 36 депутатов. Предложение о ратификации соглашения было поддержано 21 голосом народных представителей. Для одобрения же документа необходимо 23 голоса. Зато народные представители одобрили два других пограничных соглашения - о точке стыка госграниц Кыргызстана, Казахстана и Китая и о точке стыка госграниц Кыргызстана, Таджикистана и Китая.

Ситуация в Кыргызстане по-прежнему остается напряженной. Пикеты с требованиями отставки высшего руководства страны, в том числе Аскара Акаева, освобождения из-под стражи Феликса Кулова, оправдания депутата Азимбека Бекназарова проходят практически каждый день. Правительство было вынуждено выступить со специальным обращением к народу. В нем говорится, что, в соответствии с Конституцией КР, на высшую исполнительную власть возложена обязанность по осуществлению мер обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка в борьбе с преступностью. Такие действия, как перекрытие важнейших стратегических магистралей, наносят существенный экономический ущерб, сказываются на населении республики. Данный метод выражения недовольства, считает правительство, носит некорректный, неадекватный характер. В сложившейся ситуации правительством будут приняты необходимые меры для установления политической и экономической стабильности, снятия напряженности. Особо подчеркивается, что эти меры будут приниматься исключительно в рамках действующего законодательства. К слову, министр внутренних дел уже издал приказ, в котором запретил применять сотрудникам милиции огнестрельное оружие во время возможных массовых беспорядков.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Скромное обаяние отечественной бюрократии 31.05.2002
Премьер-министр о правительстве 31.05.2002
Тасмагамбетов в Москве 31.05.2002
Элита Казахстана за десять лет 30.05.2002
Частные энтузиасты 30.05.2002
Продолжение следует 30.05.2002
Посади Петю за стол… 30.05.2002
Клановая революция 30.05.2002
Выводы, к которым мы приходим 30.05.2002
У "Хабара" забрали Казахстан-1 29.05.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz