"Казахстанская правда", 1 июня
На следующей неделе, 4 июня, в Алматы состоится чрезвычайно важное международное событие — Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Инициатива СВМДА была выдвинута нашим молодым государством, которое остро ощутило необходимость создания механизма обеспечения собственной и общей безопасности. Как показало время, эта инициатива предвосхитила вызовы сегодняшнего дня. Созыв саммита стал несомненным успехом внешней политики Президента Нурсултана Назарбаева.
С каждым днем Азия привлекает все большее внимание мировой общественности. Характер азиатских проблем резко изменился: они перестали быть сугубо локальными, стали обретать глобальные масштабы. Весь мир с напряжением наблюдает за развитием событий в Южной Азии и на Ближнем Востоке. От здоровья Азии ныне во многом зависит самочувствие всей мировой цивилизации.
Ни один регион на планете не является столь мозаичным, разноликим, как Азия. Неисчерпаемы богатства ее недр и в то же время колоссален конфликтный потенциал нашего континента. Страны региона имеют давнюю историю и традиции, свои национальные интересы и свое видение путей решения проблем региональной и мировой политики.
В Азии издавна существует проблема территориальных разногласий между отдельными государствами. Пограничные споры и конфликты представляют угрозу для безопасности и стабильности на континенте, создают напряженность в межгосударственных отношениях.
Если в Европе к середине 70-х годов возобладал принцип незыблемости границ, сложившихся после второй мировой войны, что стало основой Хельсинкского акта, то в Азии достичь такой фундаментальной договоренности о границах пока не удалось.
Другой проблемой является сложившаяся ситуация в сфере разоружения и контроля над вооружениями. Имеющееся недоверие государств друг к другу ведет к накоплению вооружений, включая оружие массового уничтожения. В некоторых регионах Азии наблюдаются элементы гонки вооружений.
Традиционные проблемы усугубляются новыми вызовами цивилизации. Терроризм не только утвердился в своих транснациональных рамках, но и активно вербует в свои ряды ту часть человечества, которая лишена элементарных благ, обездолена и угнетена духовно, морально и материально.
Тревожный вызов безопасности в Азии представляют и неконтролируемые миграционные потоки, увеличение числа беженцев. Эта проблема обретает масштабы гуманитарной катастрофы.
С учетом усиления других нетрадиционных проблем — роста сепаратистских настроений, усиления транснациональной наркоэкономики и организованных преступных систем — становится очевидным, что современная цивилизация стоит на пороге поистине судьбоносного решения. Мир находится в поиске новых формул международной и региональной безопасности. Какой путь избрать? Вот главный вопрос современности.
В 1992 году с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН Президент Нурсултан Назарбаев провозгласил инициативу по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Ее суть заключалась в создании эффективного механизма превентивной дипломатии на азиатском континенте, где в отличие от Европы подобный механизм еще не сформирован.
СВМДА с самого начала задумывалось в виде форума, в рамках которого представители азиатских государств могли бы поднимать и обсуждать наиболее актуальные вопросы безопасности и сотрудничества на континенте. Концептуальная основа созыва совещания заключается в том, что сегодня требуется объединение усилий многих азиатских государств, чтобы своевременно и адекватно реагировать на вызовы глобального и регионального характера.
Актуальность предложения казахстанского лидера состоит в том, что оно вобрало в себя обеспокоенность безопасностью континента.
Надо сказать, что инициативы о создании системы коллективной безопасности в Азии выдвигались и раньше. Достаточно вспомнить советские предложения, высказанные Л. Брежневым в начале 70-х годов. Но они не нашли поддержки азиатских государств. Что касается казахстанского предложения, то мировое сообщество проявило к нему положительное отношение. Почему? Потому, что эта инициатива была выдвинута в абсолютно новых исторических условиях и исходила от молодого государства, свободного от гегемонистских амбиций и показавшего миру свою ответственность в делах, касающихся будущего миропорядка.
Мировое сообщество высоко оценило решение Казахстана отказаться от ядерного наследия и присоединиться к режиму нераспространения.
Изначально сторонниками проведения консультаций на высоком уровне в рамках СВМДА выступили крупнейшие в военно-политическом и экономическом отношениях государства континента — Россия, Китай и Индия. Участие глав этих стран в предстоящем саммите наглядно продемонстрирует их приверженность идее многостороннего обеспечения безопасности на континенте.
За прошедшие десять лет инициатива прошла долгий путь от идеи установления мира и доверия на азиатском континенте до построения механизмов коллективной дипломатии. Большим успехом сложной по своему характеру многосторонней дипломатии стало формирование органов, призванных заниматься рабочими вопросами деятельности СВМДА. Это — Специальная рабочая группа, созданная в октябре 1994 года для подготовки документов совещания, Контактная группа, в рамках которой проводятся консультации, обмен мнениями, экспертная оценка документов в межсессионный период. В общей сложности было проведено 14 заседаний Специальной рабочей группы, 6 заседаний старших должностных лиц стран — участниц СВМДА, два заседания заместителей министров.
14 сентября 1999 года в Алматы состоялась первая встреча министров иностранных дел азиатских стран — участниц процесса СВМДА. Подписанная ими Декларация принципов стала рубежным событием при подготовке саммита. В декларацию вошли базовые положения обеспечения международной безопасности и принципы взаимоотношений участников совещания — суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств-членов; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; разоружение и контроль над вооружениями; экономическое, социальное и культурное сотрудничество; права человека и основные свободы. При этом отмечено, что по мере продвижения к дальнейшему согласованию своих позиций в декларацию могут быть добавлены новые принципы международного сотрудничества, соответствующие целям и принципам Устава ООН. Данный документ представляет собой своеобразный сплав европейского опыта в сфере разоружения, мер доверия и безопасности, гуманитарного и экономического сотрудничества и взглядов членов совещания на проблемы, которые присущи только Азии.
СВМДА превратилось в реальный фактор мировой политики. Его членами стали 16 азиатских государств: Россия, Китай, Индия, Пакистан, Турция, Иран, Монголия, Израиль, Палестина, Египет, Узбекистан, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан и, конечно, Казахстан. Общая площадь территории стран-участниц составляет около 40 млн. кв. км, или примерно 90 процентов всей территории Азии и 72 процента Евразийского материка. В них проживает около 3 млрд. человек, или половина всего населения земного шара. Совокупный ВВП экономик составляет около 20 трлн. долларов. Все это определяет значительный интерес к форуму: 10 ведущих государств мира, в их числе Австралия, США, Украина, Япония и другие, имеют статус наблюдателя. Активную деятельность осуществляют международные организации — ООН, ОБСЕ, Лига арабских государств.
В предстоящем саммите примут участие президент России В. Путин, председатель КНР Цзян Цзэминь, премьер-министр Индии А. Ваджпаи, президенты Пакистана П. Мушарраф, Турции — А. Сезер, Кыргызстана — А. Акаев, Таджикистана — Э. Рахмонов, Монголии — П. Багабанди, вице-президент Ирана М. Р. Ареф. В работе форума в качестве гостей будут участвовать заместитель генерального секретаря ООН К. Прендергаст, генеральный секретарь ОБСЕ Я. Кубиш, заместитель генерального секретаря ЛАГ А. Адель. Ожидается участие представителей государств-наблюдателей. В общем на саммите на высоком уровне будет представлено около тридцати азиатских государств.
Участники форума подпишут итоговый документ саммита — Алматинский акт, а также примут Декларацию СВМДА по искоренению терроризма и развитию диалога цивилизаций. В Алматинском акте планируется закрепить основные цели и направления деятельности СВМДА, которые заключаются в укреплении сотрудничества путем выработки многосторонних подходов к обеспечению мира, безопасности и стабильности в Азии. Прозвучит коллективный призыв ко всем государствам-участникам, которые вовлечены в конфликты, к их мирному урегулированию в соответствии с принципами, предусмотренными Уставом ООН. В документе также будет отражена согласованная позиция азиатских государств — участников СВМДА по актуальным вопросам безопасности и сотрудничества на континенте.
Казахстан уверен в том, что предстоящий саммит станет важным шагом на пути к мирной и процветающей Азии на основе принципов, согласованных участниками СВМДА. Этими принципами являются: обеспечение военно-политической безопасности, экономическое сотрудничество между государствами — участниками форума, активное взаимодействие в гуманитарной сфере и в сфере обеспечения прав человека.
Несомненно, азиатский форум, в ходе которого будет подписан Алматинский акт, сможет способствовать укреплению международных позиций Казахстана. Наша страна вновь заявит о себе как твердый поборник диалога и многосторонних консультаций во имя мира и безопасности.
Касымжомарт ТОКАЕВ, государственный секретарь — министр иностранных дел РК
Исторический ракурс
Идея о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии впервые была озвучена Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года. Глава казахстанского государства подчеркнул, что суть инициативы заключается в стремлении возобновить ранее не увенчавшиеся успехом попытки создать эффективную и универсальную структуру по обеспечению безопасности на Азиатском континенте, где, в отличие от других регионов мира, подобный механизм еще не сформирован.
С самого начала идея созыва СВМДА нашла поддержку ряда азиатских государств, определяющих политический климат на континенте, а также международных организаций (ООН, ОБСЕ, ЛАГ).
В ходе реализации инициативы были проведены встречи экспертов министерств иностранных дел азиатских стран:
Первая встреча состоялась в апреле 1993 года (12 участников).
Вторая встреча — в августе-сентябре 1993 года (28 участников).
Третья встреча — в октябре 1994 года (29 участников).
Участники встреч высказали мысль, что разногласия, существующие в регионе, не могут стать препятствием для выработки государствами региона общих подходов к проблемам безопасности и сотрудничества.
Результатом третьей встречи стало решение о создании Специальной рабочей группы (СРГ), в задачу которой входит подготовка документов совещания. Всего с 1995 по 2000 год состоялось девять заседаний Специальной рабочей группы.
В ходе заседаний были рассмотрены проекты базовых документов СВМДА — "Правила процедуры СВМДА", "Декларация принципов взаимоотношений государств — членов СВМДА", "Структура и институты СВМДА".
7—8 февраля 1996 года в Алматы на совещании заместителей глав внешнеполитических ведомств, проведенном Министерством иностранных дел Казахстана, представителями 23 азиатских стран было достигнуто понимание, что процесс развития СВМДА потребует длительного времени и совместных усилий всех участников. Ход дискуссий показал, что государства региона настроены на тщательную работу в рамках как подготовки проектов базовых документов, так и определения направлений сотрудничества.
3 декабря 1997 года состоялась очередная встреча заместителей министров иностранных дел государств — членов СВМДА. Участники единогласно приняли Итоговое заявление совещания, отражающее совместное видение дальнейшего хода развития казахстанской инициативы. Было решено, что встреча министров иностранных дел будет проведена в течение 1998—1999 годов.
В соответствии с меморандумом, распространенным казахстанской стороной, была создана на добровольной основе постоянно действующая Контактная группа, состоящая из представителей посольств государств-участников, аккредитованных в Алматы. Задачей Контактной группы является проведение консультаций, обмен мнениями, экспертная оценка документов совещания с привлечением научных кругов азиатских стран и международных организаций в межсессионный период.
В октябре 1998 года в Алматы был проведен международный коллоквиум по вопросам СВМДА, в работе которого приняли участие 24 эксперта из 12 государств, включая страны, не являющиеся членами СВМДА. Это мероприятие стало важным этапом в процессе реализации казахстанской инициативы.
14 сентября 1999 года в Алматы состоялась встреча министров иностранных дел государств — участников Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. На встрече с приветственной речью выступил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В ходе встречи была подписана Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами — членами СВМДА. В этот документ, состоящий из 8 глав, вошли базовые положения обеспечения международной безопасности: уважение суверенитета и прав государств-участников; сохранение территориальной целостности; невмешательство во внутренние дела друг друга; мирное урегулирование споров; отказ от применения силы; разоружение и контроль над вооружениями; сотрудничество в социальной, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах; уважение основных прав человека в соответствии с принципами ООН и международного права.
Таким образом, была заложена юридическая основа системы азиатской безопасности. Выступившие на форуме руководители внешнеполитических ведомств выразили признательность Президенту Казахстана за его последовательность в проведении инициативы по СВМДА, внесли свои предложения по развитию этого процесса. |