АПИ, 4 июня
О 10-летии независимости Казахстана
Досым Сатпаев: Лично для Вас, чем были эти прошедшие 10 лет?
Куаныш Султанов: Эти 10 лет новейшей истории Казахстана имеют особый смысл не только в истории страны, прежде всего в сознании каждого. Я благодарен судьбе за то, что имею возможность их анализировать, осмысливать. К тому же на мою долю выпало счастье быть не сторонним наблюдателем, а в числе участников ряда наиболее центральных событий на этом этапе строительства нового независимого государства.
Все эти годы был в команде Первого Президента Независимого Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева. Не понаслышке знаю его энергичные, неординарные усилия и исключительно разнообразную, интересную государственную деятельность. Сам же считал своим долгом и как мог старался хоть как-то, в чем-то помогать ему, быть полезным обществу, государству. Работал в качестве министра и заместителя Премьера в составе первого Правительства независимого Государства, участвовал в парламентской деятельности, довольно длительный период представлял страну в иностранном, для нас стратегически, геополитически важнейшем государстве в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла. Годы становления нашего государства не могли не оставить свой отпечаток в моей жизни, в моем мировоззрении. Поэтому эти десять лет для меня не просто пролетевшие годы, а насыщенная, нелегкая, но и новая, далеко не праздная жизнь. Есть о чем вспомнить. Были и неудачи, глубокие переживания. Были весьма достойные успехи, радостные дни. Это - годы переосмысления прошлого, переоценки ценностей. Это годы стремления к выживанию. Это - годы укрепления веры в будущее. Мы вошли в новую жизнь, даже в новый век. Пришло новое поколение. Приобретен новый темп, ритм жизни. Приобретены исключительно новое содержание, Цели, дающие право на достойную жизнь, еще более достойное будущее. Представьте себе - молодые люди, встретившие независимость Казахстана за школьной партой, уже закончив университеты, активно включились в общественно-политическую, государственную жизнь. Вполне можно говорить о том, что эти 10 лет вместили в себе события огромного исторического, государственного значения, которых не было в столетиях, даже тысячелетиях предыдущей истории нашего народа. Их немало, большинство которых заслуживают отдельного обобщения, разговора. Главное - наша независимость состоялась. Мы, наше государство в мире стали узнаваемыми.
Д.С.: Распад Советского Союза был внутренней закономерностью или же результатом грамотного, тлетворного внешнего воздействия со стороны враждебных сил, как об этом говорят некоторые левые политики?
К.С.: Выводов и оценок на этот счет множество. Хочу подчеркнуть свою точку зрения по некоторым фрагментам основных причин. Я не отношусь к той категории, которая ищет причины распада Советского Союза в "тлетворном внешнем воздействии со стороны враждебных сил", хотя полностью не отвергаю некоторые тенденции общения с мировыми процессами. Все мы помним, бывший большой Союз был достаточно закрытой страной для мирового сообщества. Безусловно, нужно было считаться с развитием и происходившими изменениями миропорядка. С трудом сегодня верится тому, что такое гигантское пространство пыталось жить в полной изоляции от всего мира, считая, что все лучшее было у нас. Основной и главной причиной распада Советского Союза все же были, прежде всего, внутренние проблемы. Была проигнорирована закономерность развития самого общества. Надменные управленцы центра пренебрегли возможностями внутреннего потенциала социального общества. Союзное центральное руководство как продукт имперского мышления, уверовавшие в непогрешимости центральной власти не было способно к восприятию новых тенденций.
Но, события и процессы внутри страны развивались своим путем. Чрезмерная и неимоверная централизация экономики и политики привели к состоянию противоречивости. "Выдохлась" экономическая машина, заметно отстала от мировых показателей, передовой, современной технологии и оборудования, продукция оказалась неконкурентоспособной, начинался экономический кризис. Управление стало громоздким. Идеология так же исчерпала, изжила себя. Она не могла гармонировать с мировым развитием общественного сознания, оставалась догматической, ограниченной и неуклюжей. Главное - проповедовавшаяся идеология перестала выражать интересы всего населения, отстала от общественного сознания, особенно от возрастания национального самосознания национальных республик. Попытки стереть национальные интересы, язык, культуру, традиции лишь наращивали их внутренний протест. Центр хотя и получал достаточно "сигналов" с мест, но на них практически не реагировал, или не мог реагировать. А "процессы" не терпят бездействия и пренебрежения. Словом, подобных перечислений немало. Вывод заключается в том, что сама система себя изжила, и это было объективной закономерностью.
Д.С.: Была ли у Казахстана альтернатива той политической и социально-экономической системе, которую мы сейчас имеем?
К.С.: События первых лет становления нашей государственности возвращает нас к тем бурным политическим дебатам по выбору нового пути. Предложений, проектов было немало, и о них горячо говорили в обществе. Свою стратегию развития экономики и формирования государства предложил Н.А.Назарбаев и эта стратегия получила всенародную поддержку.
Став независимым, самостоятельным государством, Казахстан выбрал путь, по которому уже весьма успешно прошли многие цивилизованные страны мира. Свободная экономическая система и формирование демократического, правового, открытого гражданского общества. Вот конечная цель казахстанских реформ. Реформы нигде, ни в какой стране не могли проходить успешно "с ходу". Такой практики нет. Весьма преуспевающие, благополучные страны Европы пережили не один десяток лет экономического кризиса. Последние китайские реформы, начавшиеся с конца 1978 года, первые позитивные результаты смогли достичь только в начале 90-х годов прошлого века.
Казахстанские же реформы тесно связаны не только с приобретением государственной независимости, но и с государственным строительством, созданием правовой базы общества, новой свободной экономики. В этом и отличие наших реформ. Мы пережили жесточайший экономический кризис. Реформы начали давать результаты. Страна взяла курс на преодоление кризиса. Огромным достоянием является то, что в обществе стабильно сохраняется межнациональное и политическое согласие.
Д.С.: Вы долгое время представляли интересы Казахстана в Китайской Народной Республике. Как в Поднебесной относятся к независимости Казахстана? Реальны ли те мрачные прогнозы, которые имеются вокруг экспансионистских настроений в Китае?
К.С.: Мы помним и знаем по истории, что эта страна никогда ранее не "разговаривала" с нами или с нашей страной на равных. Здесь на первый план выходят понятия "независимость" и "государственность". Китай в числе первых государств признал нашу государственную независимость, и уже 3 января 1992 года подписал с нашей страной соглашение об установлении дипломатических отношений. Сам этот акт является историческим событием во всей истории двусторонних отношений между Казахстаном и Китаем, который открыл новую эру межгосударственных контактов. Хотел бы выделить наиболее важнейшие, знаковые события, придающие качество независимости нашего молодого государства. Казахстан и Китай смогли, преодолев прежние предубеждения, достичь исключительно новых показателей как равные партнеры. Правительство Китая подписало гарантию безопасности Казахстану как ядерная держава. Тремя соглашениями и совместными коммюнике полностью отрегулированы все пограничные вопросы. (Замечу, что Китай не подписал полное Соглашение о границе с бывшим СССР). Впервые подписано межправительственное Соглашение о совместном использовании трансграничных рек. За эти десять лет создана серьезная договорно-правовая база межгосударственных связей, подписано более 60 межправительственных, межведомственных соглашений, договоров между нашими странами. В мире еще нет более другой формы, чем достижения и подписание двусторонних, многосторонних документов между государствами. Нет повода не доверять названным соглашениям. Китай с уважением, со всей серьезностью относится к межгосударственным отношениям, к государственной независимости Казахстана. Нам важно укрепить достигнутый уровень партнерских взаимоотношений. Я не разделяю мрачные прогнозы. Действительное изучение, знание истинного положения дел развития соседней страны более полезны и необходимы, чем наведение всякой "фобии". Нужны здравый смысл, спокойная, хладнокровная оценка действительности и способность решать задачи. Мы должны делать все, чтобы наша государственность, независимость были устойчивыми, а также способными защитить себя. В этих целях проводятся и широкомасштабные реформы. Китай сейчас проводит гигантскую работу по освоению западных районов. Речь идет об экономическом развитии районов, прилегающих к нашей границе. Это их право. Следовательно, мы также должны предпринимать конкретные действия, чтобы с нашей стороны экономика также была конкурентоспособной, закреплялось население в приграничных районах.
Д.С.: Что положительное в политической и экономической сфере мы можем перенять у КНР?
К.С.: Интересного, положительного в китайской экономике, обществе, традициях предостаточно. И ничего предосудительного нет в том, что если мы можем перенять друг у друга какие-то технологии, методологии, механизмы и т.д. Например, в сфере экономических реформ взять практику развития малого и среднего бизнеса, или методику государственного управления экономической реформой, или, скажем, реформы в сельском хозяйстве. Конечно, не должно быть механической кальки, прямого копирования. Необходимо внимательное, всестороннее изучение, осмысление, анализ, сопоставление с конкретной ситуацией, учет менталитета населения, национальной, региональной особенности и специфики. Говоря о китайских реформах нельзя не учитывать такой фактор. Китай, пожалуй, редкое в мире государство, которое обладает столь огромным и неисчерпаемым внутренним рынком, за счет плотного населения. Это, в конечном счете, сказывается во всем, включая комплекс социальных проблем.
Д.С.: Ваши прогнозы по поводу будущего развития Республики Казахстан.
К.С.: Верю в стратегию развития Казахстана в 2030 году.
О казахстанской политической науке
Вопросы для комментария
Д.С.: Как Вы считаете, за 10 лет в республике уже сформировалась собственная казахстанская политическая наука?
К.С.: Основы, база политической науки была и в прошлом. Называлась она по другому - не иначе как "научный коммунизм" и была привержена к догматизму и штампу, соответственно ничем не могла быть привлекательной для общественной мысли. Как известно, прежней идеологией долгое время не воспринимались и социология и политология. С приобретением государственной независимости возродилась и сформировалась политическая наука нашей страны. В политологии появились интересные люди, интересные исследования. Особо хочется отметить заслуги незабвенного ученого, профессора Тлемиса Тлеукабыловича Мустафина, который очень многое сделал для становления казахстанской политической науки, организовал и возглавлял первый ученый совет, воспитал многих молодых ученых, издал первую фундаментальную энциклопедию казахстанской политологии. За эти годы в политическую науку пришло много интересных людей, в числе которых очень перспективные молодые исследователи, аналитики. Издается немало литературы, довольно разнообразная периодика, где есть возможность публиковаться, полемизировать. Надо отметить, - что это тоже плод демократии свободного мышления. Убежден, что у нас есть поле, почва, хорошие, достойные ростки и прекрасная перспектива для дальнейшего развития казахстанской политической науки.
Д.С.: В чем сильные и слабые стороны казахстанской политической науки?
К.С.: Я бы воздержался от однозначной оценки, чтобы выделить два противоположных полюса. Порой бывают слабые, серые статьи. Но это проблемы автора и издания. Видимо, более важно говорить о поиске путей усиления и влияния этой науки на развитие демократического, гражданского общества, устойчивости государственных институтов, правовой государственности. В этом смысле сыграют значительную роль создаваемые Центры, а также Казахстанская Ассоциация Политической науки. Политология должна взаимодействовать с реальной практикой государственного строительства, она заслуживает достойного внимания со стороны государства.
Д.С.: По Вашему мнению, чем все же интересно заниматься: политикой или ее изучением?
К.С.: В моем понимании - политикой невозможно заниматься без изучения. Это неразделимые понятия. Политика признается только тогда, когда находит практическую реализацию. Она не может грамотно, объективно вырабатываться без анализа, без изучения не только конкретной ситуации, но и его природы, истории, других качеств. Политика - мысль, воплощенная в действие. А мысль, кроме природной харизмы, должна опираться и на глубокие знания, которые достигаются путем постоянного непрерывного изучения.
Д.С.: Как доктор политических наук, что Вы можете пожелать молодым казахстанским ученым?
К.С.: Молодость всегда прекрасна и сильна. Молодые ученые обладают даром неуемного желания - знать и достигать. Они свободны. Они видят мир. У них должна быть широкая образовательная база, хорошие знания истории своего народа, государства. Важно быть гражданином, патриотом своего народа, своей страны. Сам придерживаюсь таких правил: подлинность в исследованиях, объективность и справедливость в оценках, ответственность во взаимоотношениях как с наукой, так и с практикой. |