Аскар УМАРОВ, "Новости недели", 25 сентября
Указом президента Нурсултана Назарбаева в республике введен институт защиты прав и свобод человека и гражданина - омбудсмен. На эту должность главой государства, с одобрения обеих палат парламента, назначен Болат Байкадамов, который ранее руководил Комиссией по правам человека при президенте Казахстана.
Международными институтами по защите прав человека приводятся различные трактовки омбудсмена, но сущность остается одна. Под омбудсменом понимается "достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений". Этот институт существует сегодня более чем в шестидесяти странах мира и носит различные названия - омбудсмен, парламентский уполномоченный, уполномоченный по гражданским правам, уполномоченный по правам человека, уполномоченный по делам администрации, модератор, защитник граждан и т.д.
Указом президента страны правовой статус казахстанского омбудсмена определяется как "должностное лицо, осуществляющее и принимающее меры в пределах своей компетенции по наблюдению и восстановлению прав и свобод человека и гражданина".
Согласно указу главы государства, новое ведомство не в силах оспаривать приговоры и решения судов, равно как вмешиваться в процессуальную и оперативно-розыскную деятельность правоохранительных органов. Что же касается иных государственных структур, то представители омбудсмена могут посещать места лишения свободы и взятия под стражу, запрашивать сведения, которые будут способствовать решению по восстановлению прав человека.
Сказать, что Б. Байкадамов получил довольно хлопотную должность, - значит ничего не сказать. Это минное поле, пороховая бочка, волчья яма. Словом, врагу не пожелаешь. Омбудсмен - это институт контроля и надзора за органами власти, который, основываясь только на моральном авторитете, пытается разрешать не только какие-то единичные конфликты, но и производить общие изменения в стране. Хотя бы в области правоприменительной практики. Поэтому Болату Кенжекешевичу уготована участь, которую можно сравнить с судьбой канатоходца, балансирующего, чтобы не упасть. В первую очередь он подвергнется критике со стороны оппозиции, которая, воспользовавшись моментом, будет указывать на любые нарушения прав человека в республике, чтобы в очередной раз обвинить властные структуры в злоупотреблениях. Что же касается государственных структур, то они тоже будут не рады вмешательству в свою деятельность. А подобное будет иметь место. Поскольку, в любом случае, омбудсмен казахстанского пошива - это чиновник, которому предстоит отчитываться о своей работе перед главой государства, а в случае необходимости доводить до сведения парламента и правительства информацию о состоянии прав человека в стране. Ситуация с последним далеко не радужная. О чем можно судить по словам президента республики об отсутствии в государстве правоприменительной практики.
Другими критиками государственного омбудсмена выступят неправительственные организации. Они уже давно подвязались на данной ниве, и в случае реальной работы нового института финансовый поток к ним в виде зарубежных грантов может несколько обмелеть. Хотя, учитывая специфику казахстанского менталитета, можно предположить, что вначале омбудсмен предложит правозащитникам сотрудничество, которое выльется в какой-нибудь совет или "круглый стол". Однако подобное положение сохранится до поры до времени. Достанется на орехи Байкадамову и от средств массовой информации. Словом, Б. Байкадамову придется проявлять чудеса эквилибристики, балансируя между властью и оппозицией. Причем последняя, несомненно, призовет в союзники массу международных правозащитных организаций. Припомнят омбудсмену и то, что его должность не предусмотрена действующей Конституцией республики.
"Один в поле не воин" - гласит старая пословица, поэтому многое зависит от того, насколько четко сможет Б. Байкадамов выстроить вверенную ему структуру - Национальный центр по правам человека. Особенно это касается института региональных омбудсменов. Существует опасность, что местная элита приложит все усилия для создания "карманного" уполномоченного по правам человека.
Хотя, вероятно, мы несколько драматизируем ситуацию. В соседнем Узбекистане институт омбудсмена существует с 1995 года. И ничего, работает себе спокойно в тесном взаимодействии с государственными органами, не ввязываясь в громкие политические перипетии. Вполне возможно, что опыт соседней страны учтут и у нас, с поправкой на казахстанскую специфику. |