NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Суббота 25.09.2021 06:35 ast
03:35 msk

Гибель Республики
Отказ от президентской или даже "суперпрезидентской" республики и переход к парламентской форме правления для России крайне нежелателен
01.10.2002 / политика и общество

Михаил Лавров, ПрессЦентр.Ру, 25 сентября

Появление проекта новой редакции закона о выборах президента РФ знаменует собой очередной шаг в реформировнии политической системы страны, созданной за последние десять лет.

И совершенно не исключено, что изменения идут не в том направлении, которого было бы логично ожидать. Речь идет о том, что, вместо режима "управляемой демократии" в рамках президентской республики в России, в конце концов, появится совершенно непривычная для нее система республики парламентской.

Представляется, что суть проекта заключается в превращении главы государства из "всенародного" в "партийного". Из текста поправок ясно, что выдвинуть кандидата и привести его к власти смогут только крупные политические партии. Причем механизм прописан таким образом, чтобы они имели минимальное количество шансов блокироваться и работать вместе. Таким образом, создаются условия, когда верховный правитель России станет представителем не всех избирателей, не всего народа, а одной его части, чья политическая воля выражена в той или иной партии.

Подобная ситуация абсолютно нова для России. На протяжении веков ее политическая система основывалась на нескольких незыблемых основаниях: единстве Народа (именно Народа, а на Общества, ибо Общество по природе своей не едино), всенародности Правителя (стоящего вне любых возможных фракций, корпораций и т.п., над ними). Источником власти - в высшем, сакральном смысле - является только Народ, а не его представительные собрания, к которым Народ и Правители в России всегда испытывали и продолжают испытывать презрение и брезгливость.

Не слишком вдаваясь в историю, заметим лишь, что эта система существовала в России чуть ли не со времен Московского царства, получая различные, но однотипные идеологические формы, от "третьего Рима" и "самодержавия, православия, народности" до "народ и партия едины" и "дорогих россиян". В послесоветскую эпоху на этой основе была сформирована президентская республика, главные характеристики которой таковы: внепартийность исполнительной власти, располагающей огромными полномочиями, в том числе и по управлению с помощью внезаконных, внеконституционных методов, неподотчетность ее партийному парламенту, слабость политических партий, практическое отсутствие того, что принято называть "гражданским обществом", слабость арбитражных (судебных) органов.

Эта система гарантирует политическую и административную целостность государства во времени и пространстве. И любой сбой в ее функционировании ставит эту целостность под удар. Например, если базой всей конструкции оказывается не единый Народ, а Общество - на первый план выступают не всеобщие интересы, а частности - классовые, отраслевые, региональные, национальные. При том различии социально-экономических, природных, демографических и т.п. условий, которые унаследованы Россией еще от Советского Союза, подобная фрагментация ведет к дроблению политической воли и к неизбежному разрыву "политического тела" государства. Именно это и произошло в свое время в Ново-Огареве: руководители советских республик перестали быть частью единого политико-административного организма и превратились в лидеров национально ориентированных политико-административных партий, которые не смогли и не захотели воссоздавать единство и в одночасье разрезали СССР на куски.

То, что Российская Федерация до сих пор не повторила путь СССР (хотя слишком многие ждали этого - кто с надеждой, кто со страхом) - заслуга политической системы, построенной на концепции единства Народа и внепартийности Президента. К сожалению, предлагаемая реформа процесса выбора главы государства, как представляется, способна это обстоятельство коренным образом изменить.

Если президент выдвигается партиями - значит ключевая роль отводится именно им. Спору нет, крупные и сильные политпартии - дело хорошее. Но вот как долго сохранят они свой политический характер? Ведь в России и без политики достаточно основ для размежевания. И прежде всего - регионально-отраслевые водоразделы. Не детализируя особо, отметим лишь опыт губернаторских выборов за последние годы: налицо сращивание бизнеса и регионального политико-административного аппарата. Это означает только одно - контроль над ресурсами (одна из важнейших целей и средств политики вообще) захватывается крупными корпорациями.

Что же помешает им уже завтра сформировать собственные партии - на региональном и межрегиональном уровне? Именно этот межрегиональный или мультирегиональный характер их деятельности вполне может дать им возможность выполнить формальные требования, которые установлены новым законодательством для общефедеральных партий. И тогда условная партия ЮКОСА-Интерроса, созданная на базе Самарской, Ярославской и Мурманской областей, Ханты-Мансийского, Таймырского и Эвенкийского автономных округов, Красноярского края совершенно спокойно сумеет набрать необходимое количество подписей под чем угодно, а также выставить своего кандидата в президенты. Таким же образом смогут поступить условные блоки и партии ЛУКойла, Газпрома, АЛРОСА и т.д. и т.п.

В результате образуется не "горизонтальная" партийная система, в рамках которой, по идее, должны объединяться в своих социально-политических нишах "пролетарии", "аграрии", "средний класс", "крупный капитал" различных регионов, а "вертикальная" система, построенная преимущественно на региональных и межрегиональных "межклассовых" объединениях. Подобная регионализация партийной структуры в России возродит и неимоверно усилит угрозу превращения федерации в конфедерацию полуфеодальных княжеств, каждое из которых будет стремиться получить более или менее монопольный доступ к тому, что останется от федерального центра, его власти, его ресурсов.

В этих условиях исполнительная власть, и прежде всего, президент и правительство, окажутся безвольными заложниками регионально-олигархических сил. По сути, повторится ситуация, которую мы наблюдали при президенте Ельцине ("семибанкирщина"). Кстати, не исключено, что во второй раз получится еще хуже: во второй половине 90-х олигархи еще могли договариваться между собой. Но сохранят ли они этот "компромиссный потенциал" и впредь?

Таким образом, представляется, что в настоящее время отказ от президентской или даже "суперпрезидентской" республики и переход к парламентской форме правления для России крайне нежелателен. Хотя, судя по всему, идея эта пустила довольно глубокие корни. Достаточно вспомнить, что еще в 99 году, в разгар думской избирательной кампании, г-н Примаков предлагал формировать правительство в соответствии с итогами выборов парламента. Предложение, на самом деле, довольно лукавое: в России даже дети понимают, что состав Думы - это не отражение воли избирателей, а результат комбинации компромиссов множества элит, имеющих зачастую самые разнонаправленные интересы. Имеем ли мы право и исполнительную власть поставить в зависимость от этих шатких и кратковременных компромиссов?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Н.Назарбаев: "Нужно дать человеку возможность заниматься своим делом и преуспеть в нем" 31.10.2002
Председатель ОБСЕ в Казахстане 31.10.2002
Ислам с европейским лицом? 31.10.2002
Состоялось заседание Совета безопасности Казахстана 30.10.2002
В Астану прибыл действующий председатель ОБСЕ Антонио Мартинш да Круш 30.10.2002
На чужой каравай… 30.10.2002
Кадровый тайм-аут 30.10.2002
Диалог, в основе которого мир 30.10.2002
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев побывал в Талдыкоргане 29.10.2002
Карибжанов осознал себя дипломатом 29.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.09.21 Суббота
91. АКБИЕВ Махмуд
79. МАХМЕТОВ Тулеген
75. ЛЕПЕШКИН Геннадий
73. ЖАРИМБЕТОВ Жантеке
73. МУРЗАЛИН Ахат
70. КУСАИНОВ Темирхан
68. ТЕЛЕШЕВ Кайсар
66. КОШАНБЕКОВ Ергазы
65. АРЫНОВ Кажмухан
65. РЫСГАЛИЕВ Сагидулла
64. БАЯНДАРОВ Магзам
64. КУСАИНОВ Амирлан
63. ДМИТРИЕНКО Петр
62. АДИМОЛДА Радильбек
59. АБДЫКАДЫРОВА Айман
...>>>
26.09.21 Воскресенье
88. БИЕКЕНОВ Кенес
68. АКАНОВ Досмурат
63. АБДИЛОВ Онайбек
63. ЕНСЕГЕНУЛЫ Сагат
62. БАЙГОНОВ Жамбыл
62. ЖАШИБЕКОВ Габдул Хаким
60. ТОПИЛЬСКАЯ Людмила
58. БОПИЕВА Жамиля
58. ЖАНКИН Аскар
57. АХМЕТОВ Саяш
57. КАЗЕЕВ Евгений
57. КАСИЕНОВ Марат
57. САПАРОВА Назым
56. ИДРИСОВ Тимур
55. ЖУМАГАЗИЕВ Муратжан
...>>>
27.09.21 Понедельник
83. МАМЫРОВ Нургали
75. ДУМЧЕВ Владимир
74. АЙТУГАНОВ Нуpмахамбет
71. КАЛАБАЕВ Найман
71. ОТТО Иван
67. АЛБЫТОВ Жейенай
67. ТОККУЛОВ Сериктес
65. АМАНБАЕВ Богежан
63. АБДУХАЛЫКОВ Фархат
61. МОМБАЕВ Иса
60. ЗАКАРЬЯНОВ Тулеген
58. ТИНИКЕЕВ Мухтар
56. ДЮСЕТАЕВ Берик
55. БЕЙСЕМБЕТОВ Искандер
55. КИМ Виктор
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz