Kazakhstan today, 21 января
Сегодня, 21января в Астане на заседании правительства была рассмотрена программа реформирования средней школы, которая предусматривает постепенный переход на 12-летнее обучение, сообщает корреспондент KZ-today из Астаны.
"Нам необходимо внедрение новой казахстанской модели школы, которая должна соответствовать современным требованиям мирового сообщества", - заявила в своем выступлении на заседании правительства министр образования и науки РК Шамша Беркимбаева.
В то же время министр отметила, что "с переходом 12-летнее обучение проблемы сельских школ, особенно малокомплектных, могут обостриться" . "Продление среднего образования на 1 год потребует по нашим расчетам дополнительные расходы в сумме более 5 миллиардов тенге ежегодно в течение 10 лет", - сказала министр. Кроме того, ожидаемое в связи с принятием программы увеличение приема выпускников основной школы в профессиональные школы и колледжи до 65% от выпуска потребует только для организации учебного процесса увеличения расходов до 16 млрд. тенге, отметила Ш. Беркимбаева.
Предполагается, что 12-летняя система обучения будет состоять из начальной ступени (1-4 классы, обучение с 6 лет), основной ступени (5-10 классы). По окончании 10 класса должна проводится государственная аттестация выпускников путем проведения единого госэкзамена, затем в соответствии с рейтинговыми показателями госкомиссия проводит распределение выпускников по учебным заведениям: средняя общеобразовательная школа (11-12 классы), профессиональные школы, колледжи. При этом предполагается, что 30-40% выпускников основной ступени останутся в общеобразовательной школе для обучения в профильных классах, остальные - продолжат обучение в профессиональных школах и колледжах.
Однако, по мнению премьер-министра РК Имангали Тасмагамбетова, высказанному в ходе обсуждения на заседании этого вопроса, такой подход "полностью противоречит Конституции", которая провозглашает доступность среднего образования для всех граждан республики. Кроме того, считает глава правительства, предложенная модель перехода на 12-летнее обучение не подкреплена экономическими расчетами. "В концепции нет раздела экономического обеспечения, такой документ на правительство представлять нельзя", - подчеркнул он. В частности, не подкреплен бюджетным финансированием предполагаемый переход в порядке эксперимента на 12-летнее обучение в ряде школ республики уже с 2003-04 учебного года. "Мы не готовы к началу эксперимента", - отметил премьер, подчеркнув при этом, что "проводить эксперименты ради эксперимента - это значит играть с огнем".
Глава правительства предложил "дать время министерству образования и науки, чтобы поработать над концепцией (перехода на 12-летнее среднее образование)".
------
Концепция перехода на 12-летнее образование отправлена Правительством на доработку Казинформ, 21 января
Концепция 12-летнего образования рассматривалась 21 января в Астане на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Имангали Тасмагамбетова, передает Казахское информационное агентство.
Выступавшая с докладом министр образования и науки Шамша Беркимбаева подчеркнула, что главная цель поэтапного перехода на 12-летнее образование - не добавить лишний год обучения, а существенно обновить содержание и улучшить качество образования в казахстанских школах. Так, последние два года 12-летки предполагается профильное обучение детей с учетом их выбора специальности. Кроме того, с введением 12-летнего обучения существенно уменьшится нагрузка детей в школах, соответственно, и улучшится состояние их здоровья.
Одновременно министр признала, что с переходом на 12-летнее обучение проблема сельских школ, и особенно малокомплектных, не только не исчезнет, но и может обостриться. Кроме того, потребуется разработка и издание новых учебников, методических пособий, подготовка кадров. Также потребуется вложение немалых финансовых средств. Например, продление среднего образования на один год потребует дополнительных расходов в сумме более 5 млрд. тенге ежегодно, сказала Ш.Беркимбаева. Вместе с тем, Концепция, представленная министерством, предусматривала переход на 12-летнее образование уже в 2003-2004 учебном году.
Премьер-Министр заметил, что в бюджете 2003 года не заложены расходы на эти нужды. После ряда критических замечаний со стороны членов Кабинета министров, было принято решение доработать данную Концепцию и вновь представить ее на рассмотрение Правительства.
------
На заседании правительства вокруг программы реформирования средней школы, которая предусматривает постепенный переход на 12-летнее обучение, развернулись дебаты "Хабар", 21 января
Еще несколько лет назад правительство приняло концепцию перехода школ на 12-летнее обучение. Сегодня на заседании программу реформ представляла министр образования РК Шамша Беркимбаева. И уже из ее доклада стало понятно, что не проработаны в первую очередь концептуальные моменты, - зачем это нужно государству, и сколько будет стоить. Предполагается, что после 10 класса школьники сдадут госэкзамен, и в соответствии с рейтинговыми показателями будут распределены в старшие классы, профтехучилища или колледжи. По подсчетам Министерства, на создание 12 классов потребуется по 5 миллиардов тенге ежегодно в течение 10 лет, еще нужны деньги на развитие сети профессиональных школ. На мониторах, расположенных, в пресс-службе правительства, журналисты могли наблюдать острую дискуссию, которую вызвала тема. Реформа может негативно сказаться на сельской школе: увеличив годы обучения, мы получим инфантильное поколение, несмотря на то, что появился 11 класс, нагрузка на школьников не уменьшилась. Итог подвел глава правительства.
- Практически мы сегодня не готовы к тому, чтобы принять решение, что 2003-2004 учебный год - начало эксперимента по переходу к 12-летнему образованию, - сказал Имангали Тасмагамбетов, премьер-министр РК.
Министерству образования поручено до мая пересмотреть программу.
- Ни у кого нет уверенности, что мы должны перейти к 12-летнему обучению, но с другой стороны, самоустраниться от этого вопроса неправильно. Вы посмотрите на опыт развитых стран - там 12-летнее обучение, - отметила Шамша Беркимбаева, министр образования и науки РК.
В ноябре прошлого года на доработку была направлен документ, представленный Министерством транспорта и коммуникаций. Тогда для реформы на рынке связи ведомство предлагало наравне с "Казахтелекомом"создать еще одного национального оператора. Но, по мнению правительства, это не соответствовало решению о либерализации сферы. Сегодня была утверждена новая программа, на рынке связи создадут условия для конкуренции, а сам "Казахтелеком", возможно, будет приватизирован.
- К 2005 году будет полная либерализация, и тогда национальный оператор исчезнет. Могут прийти новые операторы, которые займут нишу, телекоммуникационный рынок, который увеличивается с каждым годом, - заявил Кажмурат Нагманов, министр транспорта и коммуникаций РК. |