Александр СУХАНОВ, "Око", 31 января
На расширенном заседании правительства были подведены итоги социально-экономического развития Казахстана за прошлый год. Это действо проходило в чрезвычайно мажорных тонах. Насколько они оправданы?
Финансовый "хэппи-энд"
Открывая заседание, премьер-министр Имангали Тасмагамбетов отметил, что оно проходит в день, когда исполняется год со времени начала совместной работы членов правительства. Что ж, этот юбилей кабинет министров встречает не с самым плохим настроением. Как заявил министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов, рост ВВП в Казахстане за 2002 г. составил 9,5%. Министр подчеркнул, что такой результат "был обеспечен в основном производством товаров и услуг в реальном секторе". По его данным, производство первых возросло на 13%, вторых - на 9,3%.
Прогнозы на год Козы также внушают оптимизм. Темпы роста ВВП могут составить не 6%, как прогнозировалось ранее, а 6,3%. "Мы пересмотрели реалистический сценарий на этот год", - сказал Кайрат Келимбетов, пояснив, что "конец прошлого года прошел по оптимистическому сценарию".
Государственный бюджет исполнен по поступлениям на 106,1%. Что примечательно, это произошло, несмотря на снижение налоговых ставок (точнее, благодаря ему). Так, поступления по социальному налогу возросли на 7,7%, хотя размер его ставки был уменьшен с 26% до 21%. Такая же ситуация и по НДС, который снизился до 16%, но годовой план по нему выполнен на 119%. Это лишний раз доказывает, что снижение налогового бремени вызывает, в конечном счете, приток денег в казну, а не их потерю. Правительство, наконец, начало осознавать эту аксиому. Оно намерено в нынешнем году и дальше снижать налоговый пресс, делая ставку на расширение налогооблагаемой базы.
Тогда считать мы стали раны...
Членами правительства было сказано немало других теплых слов о своей работе на благо родины. Все вылилось не столько в подведение итогов года, сколько в презентацию достижений исполнительной власти. А проблемы и недостатки почему-то остались на обочине. Но раз уж министры и акимы решили не обращать свое драгоценное внимание на сии "недостойные мелочи", мы попытаемся восполнить данный пробел.
Работу правительства нужно оценивать не только по удоям молока, намолоту зерна и выплавке стали. В росте этих показателей главная заслуга принадлежит предпринимателям. Чиновники же отвечают за две вещи. Во-первых, управление государственными активами - финансовыми и производственными. С этим делом не все гладко. Начать с того, что бюджет исполнен по расходам лишь на 94,1%. То есть по-прежнему остается проблема "лишних" денег. Особенно критическая ситуация по расходам на транспорт и связь - 30% выделенных средств денег так и не были использованы. При этом в качестве оправдания называется... неосвоение внешних займов на реконструкцию автомобильных дорог. Точно также не освоены займы, привлеченные на проекты по ирригации и водоснабжению. "Зависание" забугорных займов (которые, заметьте, берутся под проценты) - это роскошь, которую, видимо, может позволить себе только наше государство.
Во-вторых, правительство по-черепашьи медленно реформирует систему управления государственной собственностью. РГП и нацкомпании все также представляют из себя "государство в государстве", не являясь, мягко говоря, образцом эффективного менеджмента и не спеша делиться той прибылью, которую они все ж таки получают. На пакеты акций, которые находятся в республиканской собственности, за весь год "накапало" лишь 6787 млн. тенге дивидендов (44 млн. долларов). Это мизер, учитывая, что речь идет о сотнях предприятий, среди которых такие монстры, как "Казмунайгаз", "Казахмыс", "Казахтелеком". Особенно в свете следующих фактов: проверка предприятий с государственной долей участия выявила финансовые нарушения на сумму 1317 млн. тенге (8,5 млн. долларов). И это притом, что проверена лишь малая часть предприятий, и далеко не все нарушения выявлены!
Во-вторых, правительство должно обеспечить здоровую конкурентную среду для част-ного сектора. И здесь также похвастать особо нечем. На бумаге остались реформы, которые затевались было для защиты конкурентного рынка от некоторых предприятий государственного сектора. Антимонопольные органы, концентрируясь на естественных монополистах, оставляют без внимания прочие сферы, игнорируя явные факты недобросовестной конкуренции. До сих пор не принят закон о защите конкуренции на финансовых рынках. |