Конституционный совет Республики Казахстан в составе Председателя Хитрина Ю. А., членов Совета Абишева Х. А., Балтабаева К. Ж., Бычковой С. Ф., Есенжанова А., Котова А. К. и Омарханова К. А., с участием: - представителя субъекта обращения - депутата Мажилиса Парламента республики Абдрахманова С. А., - депутатов Мажилиса Парламента республики Абылкасымова Е. А., Землянова В. Я. и Котовича В. Н., - судьи Верховного суда республики Баишева Ж. Н., - заместителя Генерального прокурора республики Даулбаева А. К., - члена Центральной избирательной комиссии республики Фооса В. К., - вице-министра юстиции республики Шамсутдинова Р. Ш., - экспертов: Борчашвили И. Ш., начальника кафедры уголовного права и криминологии Карагандинского юридического института МВД республики им. Б. Бейсенова, доктора юридических наук, профессора, и Когамова М. Ч., начальника Академии финансовой полиции, доктора юридических наук, профессора,
рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 4 статьи 52, пункта 5 статьи 71, пункта 2 статьи 79, пункта 3 статьи 83 и пункта 2 статьи 15 Конституции Республики Казахстан.
Изучив имеющиеся материалы, заслушав докладчика - члена Конституционного совета Абишева Х. А., выступления представителя субъекта обращения и участников заседания, Конституционный совет Республики Казахстан
установил:
В Конституционный совет Республики Казахстан обратилась группа депутатов Парламента республики об официальном толковании пункта 4 статьи 52, пункта 5 статьи 71, пункта 2 статьи 79, пункта 3 статьи 83 и пункта 2 статьи 15 Конституции Республики Казахстан. Субъект обращения просит разъяснить нормы указанных статей Конституции с позиции следующих вопросов:
1. Следует ли понимать изложенные в нормах Конституции слова "тяжких преступлений" как наиболее тяжкую категорию преступлений в действующем на соответствующий момент Уголовном кодексе.
2. Следует ли понимать изложенные в пункте 2 статьи 15 Конституции слова "особо тяжкие преступления" как группу преступлений из числа тяжких, за совершение которых согласно действующему Уголовному кодексу может быть назначена исключительная мера наказания смертная казнь.
3. Предполагают ли указанные нормы Конституции обязательность согласия соответствующих органов в случае изменения квалификации деяний лица, неприкосновенность которого закреплена Конституцией, ранее привлеченного к уголовной ответственности и арестованного по обвинению в совершении тяжкого преступления.
При толковании норм пункта 4 статьи 52, пункта 5 статьи 71, пункта 2 статьи 79, пункта 3 статьи 83 и пункта 2 статьи 15 Конституции Республики Казахстан Конституционный совет Республики Казахстан, применительно к поставленным в обращении вопросам, исходит из следующего.
1. Из норм пункта 4 статьи 52, пункта 5 статьи 71, пункта 2 статьи 79, пункта 3 статьи 83 и пункта 2 статьи 15 Конституции следует, что преступления подразделяются на тяжкие и особо тяжкие. Классификация и определение понятий указанных категорий отнесены к сфере уголовного законодательства.
Из вышеупомянутых конституционных норм вытекает, что из указанных в них категорий наибольшей степенью общественной опасности обладают особо тяжкие преступления.
Нормы пункта 4 статьи 52, пункта 5 статьи 71, пункта 2 статьи 79 и пункта 3 статьи 83 Конституции устанавливают, что согласие соответствующих государственных органов на применение ареста, осуществление привода, назначение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, привлечение к уголовной ответственности не требуется в случае совершения тяжкого преступления.
Упоминание категории "тяжкие преступления" следует понимать как установление уровня общественной опасности преступления, означающее, что в случае совершения лицом преступления меньшей тяжести, чем тяжкие, согласие соответствующих органов обязательно и, наоборот, оно не требуется во всех случаях совершения тяжких преступлений и преступлений наибольшей опасности - особо тяжких.
2. При толковании пункта 2 статьи 15 Конституции следует исходить из ее смысла и контекста этой нормы в структуре Конституции.
В пункте 2 статьи 15, расположенной в разделе II Конституции "Человек и гражданин", установлено, что никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.
Норму об исключительной мере наказания следует считать ограничительной, поскольку она распространяется лишь на особо тяжкие преступления, а не на преступления иной степени тяжести. Конкретные составы особо тяжких преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, определяются уголовным законодательством. При этом за особо тяжкие преступления в законе могут быть установлены и иные, кроме смертной казни, наказания.
3. В случае изменения квалификации деяния с тяжкого или особо тяжкого на преступление меньшей тяжести, совершенного лицом, чья неприкосновенность закреплена в Конституции, в отношении которого ранее согласие соответствующих государственных органов не испрашивалось, соблюдение правил о порядке лишения неприкосновенности в случаях применения ареста и привлечения к уголовной ответственности следует считать обязательным в силу требований пункта 4 статьи 52, пункта 5 статьи 71, пункта 2 статьи 79 и пункта 3 статьи 83 Конституции.
Конституционный совет считает, что порядок применения ареста и содержание "привлечения к уголовной ответственности" и регламентирование вопросов, связанных с ними, являются предметом регулирования законом.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, статьей 1, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 31-33 и 37, подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном совете Республики Казахстан", Конституционный совет Республики Казахстан, применительно к предмету обращения,
постановляет:
1. Пункт 4 статьи 52, пункт 5 статьи 71, пункт 2 статьи 79, пункт 3 статьи 83 и пункт 2 статьи 15 Конституции Республики Казахстан содержат категории "тяжкие преступления" и "особо тяжкие преступления". Из указанных норм Конституции Республики Казахстан вытекает, что по характеру и степени общественной опасности наиболее тяжкими являются особо тяжкие. Классификация преступлений относится к сфере уголовного законодательства.
2. Пункт 2 статьи 15 Конституции Республики Казахстан в части "смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления ..." следует понимать как ограничение для законодательного установления смертной казни, которая предусматривается за особо тяжкие преступления, а не за другие преступления меньшей тяжести. При этом за особо тяжкие преступления в законе могут быть предусмотрены и иные, кроме смертной казни, наказания.
3. Порядок лишения неприкосновенности, установленный в пункте 4 статьи 52, пункте 5 статьи 71, пункте 2 статьи 79 и пункте 3 статьи 83 Конституции Республики Казахстан, предполагает его соблюдение и в случае изменения квалификации деяния лица, когда соблюдение указанных конституционных требований необходимо в случаях ареста и привлечения к уголовной ответственности. Из смысла норм пункта 4 статьи 52, пункта 5 статьи 71, пункта 2 статьи 79 и пункта 3 статьи 83 следует, что определение порядка применения ареста и содержание "привлечения к уголовной ответственности" отнесено к предмету регулирования законом.
4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
5. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
Председатель Конституционного совета Республики Казахстан Ю. ХИТРИН |