Мария Царева, "Время МН", 18 февраля
14 февраля председатель правительства Михаил Касьянов подписал постановление правительства за номером 100 о назначении единственным уполномоченным органом по делам о банкротстве Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Постановление вроде бы самое заурядное, таких премьер подписывает не один десяток, если бы не одно но...
Как стало известно "Времени МН" из источников в Белом доме, постановление правительства Касьянов утвердил самовластно, вопреки мнению трех ведомств - Минфина, МЭРТ и МНС. На совещании в минувшую пятницу вечером три министра, возглавляющих указанные ведомства, обратились к премьеру с просьбой обсудить эту проблему на заседании правительства, но не успели министры закрыть дверь, как постановление было подписано. Резонный вопрос: правительство наше - орган коллегиальный или? Получается, что "или".
И еще один вопрос: чем вызвана такая поспешность? Почему не были приняты во внимание аргументы трех ключевых для экономики ведомств? Тем более что аргументы весомые. Так, в официальном письме, направленном премьер-министру Кудриным, Грефом и Букаевым, говорится о том, что Минфин, МЭРТ и МНС просят пересмотреть решение о наделении ФСФО функциями уполномоченного органа. Более того, в письме говорится, что "создание специального органа... резко понизит прозрачность принятия решений при осуществлении процедур банкротства", а "решение о наделении ФСФО России функциями уполномоченного органа не может быть реализовано в рамках действующего законодательства". Дело в том, что закон о банкротстве требует прилагать к заявлению о банкротстве документы, доказывающие факт возникновения задолженности по обязательным платежам (декларации налогоплательщиков, их балансы и т. д.), передача которых в ФСФО повлечет за собой разглашение налоговой тайны и наступление ответственности, предусмотренной статьей 183 УК РФ.
Настораживает и другой факт. В то время как в правительстве неустанно твердят о необходимости сокращать расходы на армию чиновников, превращение ФСФО в "уполномоченный орган" приведет к пятнадцатикратному росту его штатной численности (с 1052 до 16081 человека).
Но это еще полбеды: гораздо хуже, что пополнение будет попросту дублировать чужие функции. Известно, что подавляющий объем требований государства к хозяйствующим субъектам составляют требования по обязательным платежам в бюджет, которые худо- бедно решает Министерство по налогам и сборам. В новых же условиях МНС будет передавать все сведения ФСФО - только для того, чтобы "дублер" получал и обрабатывал одну и ту же информацию.
В том, что новый орган станет супермонополией, чиновники которого получат доступ к переделу собственности (читай: к коррупции), не сомневаются и депутаты Госдумы. Тем более что и новый закон о банкротстве, принятый в конце прошлого года, далек от идеала. Так, Иван Грачев, председатель комиссии по ипотечному кредитованию Госдумы, считает, что в плане перераспределения собственности ничего не меняется. За исключением роли чиновников. "Если раньше мы сталкивались с криминальным переделом экономики через лжебанкротства, то теперь отбирать собственность будут с помощью чиновников", - заявил он нашей газете. С ним согласен и Игорь Артемьев, зампред банковского комитета Госдумы, замглавы фракции "Яблоко", которая выступает за ликвидацию ФСФО как ненужного придатка. "Ни в одной стране Европы не существует такого органа, как ФСФО, а если и есть, то скорее эти органы выполняют правотворческую функцию, чем участвуют в конкретных арбитражных делах", - резюмирует депутат. Более того, по его словам, когда происходят имущественные споры между кредиторами и собственниками, появление госчиновников в этом деле приводит к известным негативным последствиям.
Эти и другие доводы не раз слышало правительство и от бизнес-сообщества. Слушает, но не внимает: принимаются решения, которые с точки зрения здравого смысла никто не в состоянии объяснить. СМИ сообщали в декабре 2002 года о "сделке века": компания "Славнефть" была продана альянсу "Сибнефть" - ТНК на 1 млрд долларов с лишним дешевле, чем предлагали конкуренты Фридмана и непотопляемого "семейного казначея" Абрамовича. По информации тех же правительственных источников, к подготовке решения по "Славнефти" Касьянов не подпускал никого, лично контролируя действия Минимущества и РФФИ. Поэтому и деньги оказались в "семейном кошельке".
Еще одно громкое (и тоже неколлегиальное) решение главы кабинета, по поводу которого чуть больше недели назад протестовал министр Герман Греф, - передача ВЭБу, карманному банку премьера, функций компании по управлению пенсионными средствами. А это ни много ни мало 4–5 млрд долларов. Новый, 2003 год не успел начаться, а скандалов в стенах правительства хоть отбавляй. Предстоящие выборы, думские и президентские, так действуют? То ли слом коллегиальности и возрождение вместо нее пресловутой системы сдержек и противовесов обнажили явный раскол в правительстве... А дом, разделившийся в самом себе, не устоит. Сказано давно и не нами. |