Казинформ, 26 февраля
На вопросы Казахского информационного агентства относительно Заявления Президентов Украины, Казахстана, России и Беларуси, подписанного в Москве 23 февраля 2003 года, отвечает вице-министр иностранных дел Республики Казахстан Нурлан Онжанов
- Нурлан Баймолданович, Вы в Москве принимали участие в подготовке документов, касающихся новой инициативы, с которой выступили президенты Казахстана, России, Украины и Беларусь. Скажите, в чем принципиальное отличие Организации региональной интеграции, которую предполагают создать четыре государства, от других интеграционных структур - СНГ, ЕврАзЭС, ЦАС?
Каковы экономические и политические предпосылки к тому, что именно Астана, Москва, Киев и Минск договорились предпринять более действенные меры по развитию интеграции? Почему постоянные члены Евразийского экономического сообщества - Киргизия и Таджикистан - не приняли участие в московском Заявлении?
- Хотел бы сразу уточнить, что 23 февраля в Заявлении президентов Казахстана, Украины, России и Беларусь прозвучало предложение о создании совместной Группы высокого уровня. Это формирование, созданное в рамках СНГ, правовой основой которого все-таки является подписанное 15 апреля 1994 года в рамках СНГ Соглашение о зоне свободной торговли.
Почему именно эти четыре государства решили объединиться? Потому что они имеют наиболее высокий потенциал экономического развития, они схожи по темпам проводимых реформ, по их динамике и содержанию.
Как известно, конечной целью работы упомянутой Группы, безусловно, является формирование Единого экономического пространства. В Заявлении подчеркнуто - это новый этап экономической интеграции. Важно отметить, что главы государств объявили о начале переговоров по мерам, необходимым для его формирования. К сентябрю 2003 года мы должны подготовить Соглашение о формировании Единого экономического пространства, завершить согласование экономической политики Сторон по ряду направлений, гармонизацию соответствующего законодательства и создание единой регулирующей межгосударственной Комиссии по торговле и тарифам. И в итоге мы получим реальную Организацию региональной интеграции.
Что же касается основных принципиальных отличий упомянутой Организации от других ныне существующих интеграционных структур, то остановлюсь на трех моментах.
Во-первых, видимо следует напомнить слова Президента Казахстана Н.Назарбаева в интервью журналистам по принятому Заявлению, что "впервые сделан шаг в направлении интеграционных процессов, начиная "не с политики сверху, а с экономики"!
Во-вторых, Группе высокого уровня определена задача по подготовке проекта соглашения о формировании единого экономического пространства к сентябрю текущего года. Кроме того, утвержден Мандат, который устанавливает ей широкие полномочия по различным направлениям деятельности. По сути, это первая договоренность, которая подразумевает создание органа по внешнеторговому регулированию и предусматривает принятие соглашения по ключевым экономическим проблемам.
При этом принятие такого соглашения предусматривает, в первую очередь, движение товаров и услуг по территории четырех стран без препятствий и пошлин.
Все это требует от наших четырех государств, после принятия соглашения, взять на себя обязательства придерживаться гармонизированной таможенной политики.
В-третьих, создание независимой межгосударственной Комиссии по торговле и тарифам в будущей Организации предполагает придание ей наднационального уровня. Она самостоятельно будет устанавливать импортные и экспортные пошлины.
Задача Комиссии будет состоять, в первую очередь, во внесении изменений в действующие соглашения, затрагивающие права и обязательства Сторон в отношении друг друга в торгово-экономической сфере. В ее компетенции будут также вопросы либерализации торговли товарами, формировании режима движения капитала, прежде всего, в части, касающейся защиты капиталовложений, режима торговли услугами в отдельных секторах и унификации конкурентной политики, основанных на принципах и правилах Всемирной торговой организации.
- Пожалуй, что Украина более активна в стремлении интегрироваться с Западом, и соответственно, входит в определенную зону влияния США и Европы. Насколько возможным для нее будет совмещение этих двух векторов, если речь идет о решении задач по унификации законодательств, использованию единых тарифов и, главное, введению единой валюты в рамках региональной интеграции?
- По мнению независимых экспертов, проблема состоит в том, что по своему содержанию интеграционная политика в рамках ЕврАзЭС сегодня существенно отличается от политики, осуществляемой в ЕС. В частности, в ЕврАзЭС пока явно преобладают макроэкономические подходы, в отличие от ЕС. Переход к высшим стадиям интеграции здесь пытаются осуществить, решив задачи предыдущих этапов. Механизм согласования национального законодательства в рамках ЕврАзЭС по некоторым моментам схож с ЕС, но не направлен на всеобъемлющую адаптацию законодательной базы к действующему законодательству Евросоюза.
Надо признать, что темпы развития ЕврАзЭС выше, чем в других региональных организациях на территории СНГ, в частности, тех, членом которых является Украина. Вместе с тем, реальные интеграционные процессы в ЕврАзЭС, как и в СНГ, отстают от их правового оформления. Может быть, поэтому предложения Украины, высказанные на саммитах СНГ в Кишиневе и Киеве, а также в Заявлении четверки направлены, прежде всего, на дальнейшее развитие положений Соглашения о зоне свободной торговли и создание Единого экономического пространства, как реального механизма осуществления своих региональных интересов.
- Заявление четырех Президентов в Москве было несколько неожиданным. Сложилось впечатление, что предложения Н.Назарбаева по дальнейшей интеграции ЕврАзЭС, активно поддержанные В.Путиным, в какой-то степени стали поводом для принятия решения, озвученного ими уже совместно с Л.Кучмой и А.Лукашенко в российской столице?
- Идея формирования Единого экономического пространства сама по себе не нова. Она неоднократно предлагалась нашим Президентом. Но только, может быть, сегодня, наконец, приобрела реальную поддержку у лидеров четырех государств, которые вызвались принять конкретные шаги по ее реализации.
- Какие базовые вопросы должны быть отражены в Соглашении о Едином экономическом пространстве, которое, предполагается подготовить к сентябрю этого года?
- Соглашением о создании Единого экономического пространства должна быть предусмотрена гармонизация макроэкономической политики и при определении поэтапного перехода от простых к более сложным формам интеграции.
В ходе подготовки проекта Соглашения будет проведен анализ внутренней и внешнеэкономической политики четырех государств. Эта работа должна быть ориентирована на выявление барьеров, сдерживающих многоплановую интеграцию. Но что характерно, особое внимание должно быть всецело уделено анализу конкурентной политики и роли антимонопольных органов, систем отраслевого государственного регулирования, а также применяемых изъятий и льгот.
Главы государств подчеркнули свою готовность взять под личный контроль работу Группы высокого уровня, чтобы обеспечить своевременность подготовки проекта Соглашения к сентябрю 2003 года. Поэтому очевидно, что Группа успешно завершит свою работу в установленные сроки.
-----
ОНЖАНОВ НУРЛАН БАЙМОЛДАНОВИЧ - 1960 года рождения, окончил Берлинский университет им. Гумбольдта в 1983 году, аспирантуру Московского государственного института иностранных языков им. М.Тореза в 1992 году.
С 1983 -1984 гг. - на преподавательской работе в АПИИЯ; 1992-1994 гг. - работал в Министерстве информации и печати РК; 1994-1996 гг. - сотрудник Международного отдела Администрации Президента РК.
В системе МИД с 1996 года: первый секретарь Управления Европы МИД, советник Посольства РК в Австрии, советник Посольства РК в Швейцарии, директор Департамента экономической политики, советник Посольства РК в ФРГ, генеральный консул РК во Франфурте на Майне; с февраля 2003 г. - Вице-Министр - Председатель Комитета по делам СНГ и регионального сотрудничества. |