"Казахстанская правда", 27 февраля
8 февраля этого года Глава государства подписал Закон Республики Казахстан "О чрезвычайном положении", в нормах которого четко расписано, как в условиях возникновения ЧП должны действовать государственные и местные органы власти, различные специальные формирования. Чем была вызвана необходимость принятия нового закона, в чем его отличие от предыдущих законодательных актов? Комментарий на этот счет мы попросили дать вице-министра юстиции Ирака ЕЛЕКЕЕВА.
- Разработка Закона "О чрезвычайном положении" была обусловлена, в первую очередь, необходимостью полной реализации норм Конституции нашей страны, - объясняет вице-министр. - Так, согласно подпункту 16) статьи 44 Конституции в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой, когда нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, Президент страны после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями палат Парламента принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных сил с незамедлительным информированием об этом Парламента.
В соответствии с подпунктом 17) этой же статьи Президент в случае агрессии против республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вправе вводить на всей территории республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявлять частичную или общую мобилизацию с незамедлительным информированием об этом Парламента.
Прежний закон, а назывался он "О правовом режиме чрезвычайного положения", был принят еще 15 ноября 1993 года, и его положения были направлены на реализацию норм Конституции, действующей в стране на тот момент. Естественно, с принятием новой Конституции этот законодательный акт уже перестал в полной мере отвечать Основному Закону и реальной ситуации в государстве.
Кстати, сейчас на рассмотрении в Парламенте находится проект еще одного закона, предусматривающего функционирование государства в особых условиях. Речь идет о законопроекте "О военном положении". Следует отметить, что без принятия этих законодательных актов потенциал Конституции по защите демократических институтов, независимости и территориальной целостности, политической стабильности республики, безопасности ее граждан оставался бы нереализованным.
Если говорить конкретно, то Законом "О чрезвычайном положении" устанавливаются цели, основания и порядок введения чрезвычайного положения на всей территории республики или в отдельных ее местностях, особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, должностных лиц в условиях ЧП.
Законом также предусматривается создание особых форм государственного управления, вводимых на период чрезвычайного положения. Кроме того, в период действия чрезвычайного и военного положения предполагается возложить на физические и юридические лица дополнительные обязанности.
Есть в новом законе и нормы, предусматривающие особый порядок жизни граждан в возникающих условиях. Документом, к примеру, устанавливается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина и прав юридических лиц (к примеру, прав на свободу передвижения, проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований и т. д.). Это согласуется с пунктом 1 статьи 39 Конституции, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо, в числе прочего в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка.
Особое внимание следует уделить предусмотренным в законе мерам, применяемым в условиях чрезвычайного и военного положения. Их перечень установлен в статьях 16, 17 закона. Вводиться меры будут актом Главы государства. При этом в каждом конкретном случае перечни мер могут быть разными - в зависимости от той или иной ситуации.
Один из важнейших вопросов, регулируемых законом, касается соблюдения прав и свобод граждан в период чрезвычайного положения. Так, в Законе "О чрезвычайном положении" предусмотрена норма о недопустимости противоречия мер и ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения, международным договорам в области прав человека, ратифицированным Казахстаном. В свою очередь, согласно статье 3 проекта закона "О военном положении" правовыми основами военного положения в числе прочего являются международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан.
В числе таких международных документов можно отметить Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, ратифицированные законами РК от 29 июня 1998 года.
Положения конвенций предусматривают, что ни при каких исключительных обстоятельствах, будь то состояние войны или ее угроза, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, в государстве не могут применяться пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, а также осуществление геноцида. Всеобщая декларация прав человека (п. 2 ст. 29), также ратифицированная Казахстаном, закрепляет положение, согласно которому "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".
В этой связи все ограничения и меры, применяемые в условиях чрезвычайного и военного положения, не должны противоречить международным договорам в области прав человека.
Более того, важнейшей гарантией соблюдения прав человека и гражданина служит Конституция республики, предусматривающая, что ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10, 11, 13, 14, 15, пунктом 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22 и пунктом 2 статьи 26 Основного Закона. Как свидетельствует анализ зарубежного законодательства, ограничения прав и свобод в период военного положения, как правило: а) не распространяются на основные права граждан; б) носят ограниченный по объему и времени действия характер; в) применяются только на основании соответствующего законодательного акта.
Исходя из этого, даже при введении военного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести и вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности, на жилище, на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться. В целом международная практика применения института военного положения в различных странах свидетельствует о том, что поддержание режима военного положения практически неизбежно связано с ограничениями прав и свобод граждан, которые, однако, осуществляются только на основании национального законодательства и в соответствии с нормами международного права.
Документы, о которых идет речь, безусловно, крайне необходимы. Но все же, надеюсь, их положения нам никогда не придется использовать на практике. |