Тохнияз КУЧУКОВ, "Экспресс-К", 4 июня
Проблема нелегальной иммиграции стоит перед Казахстаном уже не первый год. Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан уже давно стали поставщиками дешевой рабочей силы в республику. Их жители приезжают в Казахстан, чтобы остаться здесь на несколько месяцев или навсегда.
Миграционные карточки - идея заместителя начальника миграционной полиции ГУВД Алматы Зейнеша Исабекова - были разработаны еще в 1999 году. Но тогда в бюджете денег на их изготовление не оказалось. Офицеры МВД России, прибывшие в Алматы для обмена опытом, заинтересовались проектом. И с начала этого года в России миграционные карты начали выдавать иностранцам в морских и аэропортах, крупных гостиницах и на вокзалах.
Сегодня, когда в нашу страну хлынул поток иностранцев, в том числе и нелегалов, и не осталось никаких мер, чтобы его сдержать, кабинет министров пришел к выводу, что миграцию необходимо взять под контроль. Тогда в департаменте миграционной полиции вспомнили, что полковник Исабеков "что-то такое когда-то уже предлагал". Его предложение о введении миграционных карточек для въезжающих в нашу страну иностранцев понравилось правительству и депутатам. 13 марта 2003 года премьер-министр Имангали Тасмагамбетов подписал постановление "О некоторых мерах по усилению миграционного контроля". Кроме того, премьер поручил руководителям МВД, КНБ и Агентству таможенного контроля до 1 мая разработать единые правила выдачи миграционных карточек и с 1 июня ввести их в обращение.
По словам главного разработчика проекта, заместителя начальника миграционной полиции ГУВД Алматы Зейнеша Исабекова, с третьего июня начали бесплатно выдавать миграционные карточки для въезжающих иностранцев. Первые иностранцы, получившие карточки, не скрывали своего восторга. Теперь им не надо выстаивать часами в очередях. Все стало намного проще. В казахстанских аэропортах, на железнодорожных вокзалах, автовокзалах и в крупных отелях двух столиц расположились контрольно-регистрационные пункты. Отныне иностранцы могут в течение нескольких минут получить миграционную карту и зарегистрироваться.
- На сегодняшний день 80 тысяч карточек мы раздали по пунктам, - рассказывает полковник Исабеков. - Миграционная карточка состоит из двух частей. Первая сдается сотруднику миграционной полиции (пограничнику, таможеннику) и вносится в базу данных систем "ТАИС" и "Беркут", вторая остается у иностранца. Срок действия карточки - три месяца. При уважительных причинах ее можно продлить еще на три месяца. Максимальное пребывание иностранцев в нашей стране без уважительных причин ограничивается шестью месяцами. Покидая Казахстан, иностранец сдает карточку нашему сотруднику. Пользуясь случаем, хочу напомнить, что миграционная карточка без паспорта считается недействительной. Если человек ее потерял, ему грозит административный штраф либо выдворение за пределы Казахстана.
Кстати, карточки выдаются не всем. Иностранцы, чьи паспорта зарегистрированы в МИДе и его представительствах, имеют право обходиться без миграционной карты. Также она не выдается экипажам воздушных, морских и речных судов. Работники поездных бригад (в том числе рефрижераторных и локомотивных), лица, сопровождающие железнодорожные грузы, и дальнобойщики могут передвигаться по Казахстану без миграционных карточек.
Вчера в управление миграционной полиции Алматы с инспекторской проверкой приехал начальник департамента МВД Мараткали Нукенов. Генерала интересовало, как на местах исполняется постановление правительства. Делегация МВД посетила аэропорт Алматы, где уже начали выдавать первые карты. Посоветовав подчиненным закрепить заполненные образцы на стендах, чтобы иностранцы располагали всей информацией, а не переспрашивали у офицеров полиции, Мараткали Нукенов выехал с проверкой стационарных постов, расположенных на границе с Киргизией, чтобы своими глазами посмотреть, как справляются с нововведением на местах. |