NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 11:45 ast
09:45 msk

Госслужащий - "человек государственный" или "человек казенный"?
Семидесятитысячную армию наших чиновников ожидают крутые перемены: парламент принял пакет изменений и дополнений в законодательство о государственной службе
05.06.2003 / политика и общество

Алексей БАНЦИКИН, "Экспресс-К", 4 июня

Семидесятитысячную армию наших чиновников ожидают крутые перемены: парламент принял пакет изменений и дополнений в законодательство о государственной службе. Что принесут поправки рядовому казахстанскому клерку - "винтику", обеспечивающему поступательное движение машине государственного управления?

О новых веяниях и старых проблемах мы беседуем с председателем Агентства по делам государственной службы РК Заутбеком Турисбековым.

- Заутбек Каусбекович, что-то изменится в жизни мелкого чиновника, служащего, скажем, в районном акимате?

- Безусловно. Изменились процедуры продвижения по служебной лестнице: тщательно проанализировав существующую систему карьерного роста, мы решили совместить конкурсную и карьерную основу. Акцент сместился в сторону карьерной системы, но положение о конкурсе продолжает сохраняться. Его будут обязаны проходить те, кто впервые приходит на госслужбу, и те, кто ушел и через какой-то промежуток времени вновь возвращается в систему управления. Конкурс объявляется и в тех случаях, когда в системе государственной службы не находят подходящей кандидатуры на образовавшуюся вакансию. То есть, принцип равного доступа граждан на госслужбу путем конкурсного отбора сохранен.

- Насколько я понимаю, теперь не нужно будет каждый раз объявлять конкурс на освободившуюся должность: получается, что вышестоящий начальник самолично назначает достойного?

- Для того чтобы избежать проявлений волюнтаризма, мы заложили норму, обеспечивающую надежную защиту чиновника. Любое передвижение по приказу начальника должно сопровождаться письменным согласием работника. Назначение без согласия является нарушением и дает основание отменить приказ. А для того чтобы избежать карьерного роста лиц случайных и некомпетентных, все новые назначения должны быть согласованы с Агентством по делам государственной службы либо его территориальным подразделением. Критерием согласия или несогласия является соответствие выдвиженца квалификационным требованиям, предъявляемым к освободившейся должности. Кстати, мы утвердили новые типовые квалификационные требования к категориям административных должностей. Подобные документы были и раньше, но все это не носило системного характера: не было четкости в определении должностных обязанностей и рамок компетенции. Теперь эта сфера упорядочена и регламентирована. Госорганы на основе типовых квалификационных требований разработали индивидуальные квалификационные требования по каждой из существующих в системе госслужбы семидесяти тысяч должностей. Эти документы представляют собой четкий, регламентированный перечень требований и условий, предъявляемых к претенденту на конкретную должность. Его созданию предшествовала кропотливая работа всех структур государственного управления: от правительства до районных акиматов.

- Осмелюсь заметить, что один из ваших предшественников на посту председателя агентства отстаивал именно конкурсную систему...

- Есть известное выражение: "Практика - критерий истины". Я бы даже сказал, высший критерий. Несколько лет существования конкурсной системы обнажили ряд проблем, в частности психологического характера. Нельзя уходить от того, что наше население имеет иную ментальность, нежели западноевропейское. Личностный характер отношений продолжает играть огромную роль в нашей обыденной жизни. Поясню это на примере проблемы, с которой мы столкнулись. Еще три года назад была повсеместно распространена практика назначения временно исполняющих обязанности до объявления результатов конкурса на замещение должности. С чем мы столкнулись. Три месяца работает новый работник - "врио". За это время и коллектив к нему привыкает, и он - к коллективу. Проведенный нами анализ показал, что в 82 процентах конкурс выигрывает именно "врио": все привыкли к его стилю работы, и потом, как говорится, от добра добра не ищут.

Выяснилось и то, что конкурс не гарантирует от субъективных проявлений и протекционизма со стороны вышестоящих чиновников. Оговорюсь, этот вывод сделали не мы, а опрошенные нами госслужащие различных уровней. Мы заметили такую печальную закономерность: нижестоящие работники не участвуют в конкурсах на замещение вышестоящей вакантной должности. А ведь, казалось бы, вполне логично, когда госслужащий стремится к карьерному росту. Спрашиваем, почему? Логика большинства ответов такая: во-первых, кандидатура "своего человека" уже определена акимом или в министерстве. Во-вторых, если я сейчас приму участие в конкурсе и меня "прокатят", так как моя кандидатура "не глянулась" кому-то из членов конкурсной комиссии, то пойдут вопросы "на засыпку", и завтра я не то, что начальником управления, начальником отдела не останусь работать - уволят! Конкурс в данном случае превратился из стимула в барьер. Любопытно, что на Западе все наоборот: активное участие чиновника в конкурсах характеризует его сугубо с положительной стороны. Увы, нам приходится считаться с ментальностью нашего чиновника, выросшего и сформировавшегося в советское время.

- Сколько же сегодня лет среднестатистическому казахстанскому госслужащему?

- В центральных органах - 36 лет. В местных несколько выше - 39 лет. Хотя в целом госслужба значительно помолодела. Положительное влияние оказал перенос столицы из Алматы в Астану: творческий потенциал молодежи здесь стал востребованным как нигде. Основной резерв госслужбы - выпускники программы "Болашак", Академии государственной службы при Президенте РК, Дипломатической академии, выпускники-отличники вузов.

- Насколько нам известно, особую проблему представляет текучесть кадров...

- Во-первых, эта проблема актуальна в основном для Астаны, где естественная ротация идет более динамично. А, во-вторых, стоит ли к этому относиться отрицательно? Молодой человек набирается опыта на государственной службе и уходит с перспективой роста - это можно только приветствовать. Отличительная черта молодых - незакрепощенность мышления и независимость. Думаю, по мере экономического роста страны и роста заработной платы госслужащих потенциал казахстанской госслужбы будет крепнуть и усиливаться.

- Оживленные споры в парламенте вызвала норма, предписывающая госслужащему по достижении пенсионного возраста подавать заявление об уходе. Некоторые депутаты нашли, что она противоречит Конституции...

- В конечном итоге мы пришли к тому, что противоречие здесь кажущееся. Чем была вызвана эта норма? С одной стороны, потребностью увеличения вакантных мест для молодых специалистов. Вы понимаете, что омоложение кадров - непременное условие дальнейшего развития системы административного управления. С другой стороны, мы встали перед необходимостью сохранить богатейший опыт госслужащих старшего поколения: к сожалению, в отдельных отраслевых управлениях еще достаточно остро ощущается нехватка специалистов. После долгих консультаций с госслужащими регионов и центра, после многочисленных "круглых столов", согласительных комиссий в парламенте и совещаний родилась компромиссная норма. Достижение пенсионного возраста является основанием для увольнения административного госслужащего. В то же время он может продолжить работу в учреждении на основании трудового договора с обоюдного согласия госслужащего и госоргана. Таким образом, имеется возможность продолжения работы на госслужбе.

- Прессу несколько шокировало ваше недавнее высказывание об установлении "предельных размеров взятки" для госслужащих. Нельзя ли пояснить, что вы имели в виду на самом деле?

- На самом деле мы имеем дело с грандиозной проблемой. Согласно нашему законодательству, сумма до 1700 тенге оценивается как подарок. Свыше - уже взятка. В то же время анализ показывает, что наибольшее недовольство населения вызывают мелкие чиновники, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни: постовой-гаишник, чиновник районного акимата, инспектор таможни. Кстати, этот вывод подтвердился исследованием по восприятию коррупции среди различных групп населения, проведенным агентством. Нужно учитывать и то, что общество сегодня встало перед необходимостью гуманизации уголовного законодательства: численность осужденных к лишению свободы растет, и, зная о том, что творится в колониях, с трудом веришь в возможность кого-то перевоспитать. Мы обратились к опыту Малайзии - страны, сходной с нами и по историческому опыту реформирования, и по ментальности населения. Здесь установлено, что взятка свыше определенной суммы влечет за собой наказание в административном порядке. При этом взяточник подвергается крупному штрафу и автоматически лишается права занимать должность в системе госуправления на несколько лет. Малайзийские юристы считают, что порицание родственников, "теряющих лицо" вместе со своим проштрафившимся родичем, служит куда более сильным стимулом к перевоспитанию, нежели заключение в тюрьму.

Что предлагаем мы? Мы считаем целесообразным ввести крупный штраф в размере, двадцатикратно превышающем сумму подношения, и на три-пять лет отлучить мздоимца от госслужбы. На самом деле это очень тяжелое наказание. Особенно в селе, где, кроме работы в акимате, существует только одна альтернатива - крестьянский труд.

Но и эта мера была бы половинчатой. Несколько лет назад мы разработали и сделали общедоступными правила этики госслужащего. А сегодня разрабатываются стандарты государственных услуг. Неизбежна ситуация, когда государственный орган, оказывающий услугу налогоплательщику, занимает монопольное положение на этом рынке. Выход один: регламентировать весь процесс взаимоотношений граждан и чиновников, ввести критерии оценки услуг и наказания за несоответствие им. Надо учесть, что мы здесь отнюдь не первопроходцы: в развитых странах подобные стандарты давно введены в обиход.

- В своем недавнем выступлении на семинаре сотрудников аппарата парламента вы связали этот вопрос с необходимостью роста заработной платы госслужащих...

- Средняя зарплата госслужащего в странах Восточной Европы составляет 450 долларов. Думаю, это тот уровень, к которому мы должны стремиться. Как ни странно это звучит, но именно высокая зарплата чиновника служит мощной профилактикой коррупции: когда есть что терять, грошовой взяткой не соблазнишься!

- На ваш взгляд, насколько необходимо введение "провокационной взятки"?

- Сложный вопрос. Здесь речь идет о том, что любой чиновник, поступая на службу, должен будет давать письменное согласие на использование в отношении него некоторых оперативных действий, в частности провоцирование его на взятку. Зная об этом, он будет задумываться, а стоит ли идти на нарушение. Таким образом, естественный страх перед разоблачением, наказанием и общественным порицанием будет удерживать его от проступка. Здесь немало спорного как с моральной, так и с правовой точки зрения. Это вопрос дискуссии, от которой, я считаю, мы не должны уклоняться. Именно открытое обсуждение проблем государственного управления позволило нам стать пионерами среди стран СНГ в области реформирования госслужбы. Мы взялись за решение этой задачи еще в 1997 году, когда создание профессионального правительства было выделено в отдельный приоритет Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Стоит учесть, что учреждения, подобного нашему агентству, нет ни в одной из постсоветских стран. Мне довелось выступать и в Государственной думе, и в Российской академии государственной службы. Заверяю вас, опыт казахстанской реформы всерьез заинтересовал соседей. Совсем недавно к нам с теми же вопросами обратились специалисты Кыргызской Республики. Статус первопроходцев ко многому обязывает. Все предлагаемые изменения законодательства о госслужбе проходили длительное обсуждение с участием широкого круга общественности. Я уверен, что дополнения, принятые парламентом, послужат делу укрепления и профессионализации казахстанской государственной службы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президенту РК присуждена премия имени Гумилева 30.06.2003
Парламент утвердил Отчет об исполнении бюджета за 2002 год 30.06.2003
Генпрокуратура предлагает правительству Казахстана улучшить защиту трудовых прав граждан, работающих в иностранных компаниях 30.06.2003
Президент Казахстана находится во Франции с краткосрочным рабочим визитом 29.06.2003
Казахстан - Канада: деловые возможности расширяются 29.06.2003
Предстоит большая работа 29.06.2003
Продолжается официальный визит Нурсултана Назарбаева в Канаду 28.06.2003
Новый министр намерен полностью реформировать систему образования в стране 28.06.2003
С начала следующего месяца в Казахстане вводятся миграционные карточки 28.06.2003
В Астане прошло заседание Комиссии по правам человека при Президенте РК 28.06.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz