Аскар УМАРОВ, "Новости недели", 18 июня
Оно, впрочем, не стало для политической элиты большой неожиданностью. Сразу же после отставки правительства, одной из самых вероятных кандидатур на пост главы кабинета министров называли именно его фигуру. Самому Д. Ахметову к подобным разговорам не привыкать. Еще в 2002 году, сразу после отставки кабинета К. Токаева, его уже прочили на пост премьера. Напомним, к тому времени он уже успел поработать в качестве первого вице-премьера, курировавшего промышленность, а в 2000 году получить номинацию "Государственный деятель года".
Поэтому сегодня, когда потребовался премьер-хозяйственник, знающий состояние регионов, имеющий опыт работы в правительстве, умеющий находить точки компромисса с иностранными инвесторами и поддерживающий хорошие отношения с главным торговым партнером Казахстана – Россией, выбор не случайно остановился на кандидатуре Д. Ахметова.
Заметим, что новый премьер является не только сильным управленцем и жестким руководителем, но и вполне сформировавшимся политиком. Таковым его, как ни странно, сделала казахстанская оппозиция. Напомним, что Д. Ахметов до недавнего времени занимал должность акима беспокойной Павлодарской области, которой до него руководил ныне осужденный за коррупционные нарушения Галымжан Жакиянов. Естественно, что сподвижники экс-главы области приложили все усилия для дискредитации нового назначенца. Д. Ахметов, несмотря на все нападки, удар выдержал. Антиправительственные речи и воззвания, демонстрация громких лозунгов, боевая непримиримость к официальной власти так и не нашли реальной поддержки среди электората в отдельно взятой Павлодарской области. Причем одной из главных заслуг Д. Ахметова стало то, что он в отличие от своего предшественника сумел сделать регион бездотационной областью. Как перед этим – и Северо-Казахстанскую. Обычно в центральной прессе редко упоминают областных акимов, однако благодаря оппозиционным СМИ, о Д. Ахметове вспоминали довольно часто. Поэтому имя будущего премьера всегда было на слуху. Так что назвать его неизвестным для основной массы населения трудно.
Новый глава кабмина намерен и дальше четко придерживаться своей линии.
– Мы должны строить конструктивный диалог в атмосфере взаимопонимания и конструктивных решений, – заявил он в парламенте сразу после назначения.
Вряд ли этот призыв поддержит "непримиримая" оппозиция, и в скором времени мы, возможно, увидим, как новый глава правительства применит свой опыт работы с политическими оппонентами уже на республиканском уровне. Впрочем, не впервые. Достаточно вспомнить показательный случай из того периода, когда он еще был вице-премьером. Летом 2001 года ему пришлось отвечать буйно настроенным депутатам парламента на нелицеприятные вопросы относительно своих связей с иностранными фирмами. Д. Ахметов пошел на диспут с парламентариями, как говорится, "с открытым забралом" и в течение часа отвечал на вопросы, чем в итоге вызвал восторг и уважение у депутатов. Вероятно, и теперь он сумеет в случае чего найти общий язык с народными избранниками, не доводя дела до конфликта двух ветвей власти. То есть не повторит главной ошибки И. Тасмагамбетова, который явно недостаточно проводил с депутатами "разъяснительную работу".
Что же касается преемственности правительства, о которой говорил президент, то здесь, можно сказать, что она реализована в полной мере:
Д. Ахметов получил в наследство от И. Тасмагамбетова практически основную часть кабинета министров. Сохранили свои должности в новом правительстве Александр Павлов – первый вице-премьер, Ахметжан Есимов – министр сельского хозяйства и по совместительству вице-премьер, Владимир Школьник – министр энергетики и минеральных ресурсов, Айткуль Самакова – министр охраны окружающей среды, Каирбек Сулейменов – министр внутренних дел, Мухтар Алтынбаев – министр обороны, Касымжомарт Токаев – министр иностранных дел, Оналсын Жумабеков – министр юстиции, Жаксылык Доскалиев – министр здравоохранения, Кажмурат Нагманов – министр транспорта и коммуникаций, Мухтар Кул-Мухаммед – министр культуры, информации и общественного согласия, Гульжан Карагусова – министр труда и социальной защиты населения. Были и новые назначения: вернулся на госслужбу в качестве вице-премьера Сауат Мынбаев, Министерство образования и науки возглавил Жаксыбек Кулекеев, ранее занимавший пост руководителя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, аким Астаны Адильбек Жаксыбеков назначен министром индустрии и торговли, министром финансов – Ерболат Досаев. Особо стоит отметить то, что первым вице-министром финансов стала Жанат Ертлесова. Замечу, что новое правительство бьет все рекорды по скорости формирования за период независимости.
Из других назначений отметим, что руководителем Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета стал Омархан Оксибаев. Вместе с тем интересно назначение на пост секретаря Совета безопасности Булата Утемуратова, который до этого многие годы был помощником главы государства и старался как можно меньше участвовать в публичной политике.
Заместителем главы администрации президента стал бывший вице-премьер по идеологии Бауржан Мухамеджанов; помощниками главы государства – бывшие вице-премьер Карим Масимов и министр индустрии и торговли Мажит Есенбаев.
Любопытные пертурбации переживает сейчас Госагентство по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Его новым руководителем назначен Ораз Жандосов; информагентства сообщают, что агентство выводится из состава правительства и подчиняется непосредственно главе государства – которая из этих новостей повлекла за собой следующую, пока неизвестно, но, возможно, теперь госорган будет юридическим "Какимжановым", устраивающим разборки с нефтебаронами в отеческих пределах.
Кроме того, нельзя не отметить, что О. Жандосов, как и первый вице-министр финансов Ж. Ертлесова, – представитель партии "Акжол", которая пытается примерить на себя имидж конструктивной оппозиции. Теперь же им придется, под руководством
Д. Ахметова, доказать свою конструктивность на деле.
Усиление правительства экономистами и финансистами говорит о готовности премьера выполнить свои обещания по развитию различных секторов экономики, в настоящее время сильно зависящих от нефтяных доходов, модернизировать устаревшую инфраструктуру и экспортоориентированные отрасли. То есть претворить в жизнь Индустриально-инновационную программу, подкрепленную Годами поддержки села и посланием президента. И вполне возможно, что если правительство И. Тасмагамбетова называли "социальным", то правительство Д. Ахметова назовут "индустриальным". Правда, некоторые отечественные политологи уже успели заявить, что нынешний глава кабмина является транзитным, для передачи полномочий следующему – настоящему – премьеру. Но как показывает новейшая история Казахстана, ничто не бывает более постоянным, чем временное. |