NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 05:59 ast
03:59 msk

Легализация имущества
Постепенного снижения оборота "теневого" имущества можно добиться путем усиления государственных институтов и последовательной экономической политики финансовых государственных структур
21.06.2003 / политика и общество

Астана, 20 июня

Бюро Мажилиса 19 июня приняло в производство и поручило комитету Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе ведение проекте Закона Республики Казахстан "Об амнистии в связи с легализацией имущества".

Пресс-служба аппарата Мажилиса представляет полный текст данного законопроекта:

"О проекте Закона Республики Казахстан

"Об амнистии в связи с легализацией имущества"

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об амнистии в связи с легализацией имущества".

Мажилис Парламента Республики Казахстан

Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан "Об амнистии в связи с легализацией имущества"

Нестабильная экономическая ситуация и отсутствие соответствующей нормативной правовой базы в период становления рыночных отношений в Республике Казахстан способствовали увеличению "теневого" сектора экономики. По мнению экспертов, в настоящее время теневой оборот в казахстанской экономике составляет 25-35 % ВВП.

Складывается негативная ситуация, при которой имущество, реально имеющее собственника, не может принять участие в гражданском обороте из-за того, что права не зарегистрированы либо не оформлены надлежащим образом.

Незарегистрированное либо неоформленное в установленном законодательством порядке имущество приводит к потерям из государственного бюджета за счет недополучения налогов, кроме того, фактические собственники не могут использовать данное имущество в полной мере из-за боязни наступления предусмотренной законом ответственности, вследствие чего, предпринимательская деятельность в нашей стране не развивается, оказывая тем самым негативное влияние на экономику страны в целом.

Постепенного снижения оборота "теневого" имущества можно добиться путем усиления государственных институтов и последовательной экономической политики финансовых государственных структур.

Устойчивое состояние общества невозможно без принятия государством мер, с помощью которых создаются нормальные условия для его экономического и социального развития.

Главой государства в Послании Президента народу Казахстана "Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год" были затронуты указанные вопросы. Президент Республики Казахстан отметил, что особое значение в данном случае придается легализации собственности, в особенности земли и недвижимого имущества сельских переселенцев в городах и мелких предпринимателей.

Кроме того, на 10-ом Форуме предпринимателей Казахстана Главой государства Правительству Республики Казахстан поручено разработать законопроект о легализации собственности для малых предприятий.

В реализацию указанных поручений разработан проект Закона Республики Казахстан "Об амнистии в связи с легализацией имущества". Законопроект предназначен для решения двух основных задач. Во-первых, вовлечение в экономический оборот имущества субъектов малого предпринимательства, которое ранее было, выведено из легального экономического оборота или не вовлечено в него, и не было задекларировано. Во-вторых, решение вопроса имущества сельских переселенцев в городах, незарегистрированного в установленном порядке. Указанные задачи предполагается решить посредством разовой акции по легализации их имущества, которая устанавливает освобождение от ответственности лиц, совершивших отдельные правонарушения, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

Позитивным результатом освобождения от ответственности будет являться вовлечение лиц, которые по тем или иным основаниям не в полном объеме выплачивали налоги в предшествующие периоды, в нормальные стабильные налоговые отношения, поскольку определенная категория лиц не имеет в настоящее время такой возможности из-за страха быть привлеченным к административной или уголовной ответственности.

Законопроектом предусмотрен ряд оснований, по которым граждане и юридические лица Республики Казахстан не освобождаются от ответственности:

- в случае вступления в законную силу судебных решений (приговоров), предусматривающих конфискацию имущества граждан и юридических лиц, подлежащих освобождению от ответственности в соответствии с законопроектом, имущество, предъявленное к легализации, изымается в собственность государства в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;

- лица, на которых наложены административные взыскания в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Легализация имущества осуществляется путем подачи заявления с последующей выдачей официального документа, подтверждающего прохождение указанным в документе лицом легализации. При этом имущество признается легализованным на следующий день после выдачи официального документа, а в случаях, требующих государственной регистрации после ее осуществления, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Введение указанных положений в действующее законодательство обеспечит закрепление прав на имущество за правообладателями, что в свою очередь создаст условия для развития предпринимательской деятельности, поскольку позволит вовлечь указанное имущество в легальный экономический оборот, что соответственно повлечет увеличение налогооблагаемой базы. Кроме того, произойдет ограничение экономической и социальной базы для организованной преступности и коррупции.

Принятие и реализация указанного законопроекта предполагает дополнительные финансовые затраты из местных бюджетов в размере 320246,6 тыс.тенге, которые возможно покрыть за счет средств, выделенных на выявление бесхозяйного недвижимого имущества, согласно статьи 242 Гражданского кодекса, и проведения инвентаризации недвижимого имущества согласно распоряжению Премьер-Министра Республики Казахстан от 25 ноября 2002 года № 183-р.

О проведении инвентаризации недвижимого имущества

В целях выявления бесхозяйного недвижимого имущества и последующей постановки его на учет:

1. Акиматам областей, городов Астаны и Алматы в срок до 1 января 2004 года провести инвентаризацию недвижимого имущества, находящегося на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

2. Министерству юстиции Республики Казахстан в срок до 1 января 2003 года провести разъяснительную работу среди населения о порядке регистрации прав на недвижимое имущество.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство юстиции Республики Казахстан.

Премьер-Министр И.Тасмагамбетов

Закон Республики Казахстан

"Об амнистии в связи с легализацией имущества"

Настоящий Закон регулирует проведение государством разовой акции по легализации имущества путем освобождения лиц, легализующих имущество, от ответственности за совершение отдельных правонарушений, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 1. Сфера действия Закона

1. Настоящий Закон распространяется на граждан и юридических лиц Республики Казахстан, легализовавших имущество, в установленном настоящим Законом порядке.

2. Легализации подлежит недвижимое и движимое имущество, подлежащее в соответствии с законодательством регистрации, права на которое не оформлены в установленном законодательством порядке, за исключением денег, а также имущества, указанного в статье 2 настоящего Закона.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на осужденных и лиц, на которых наложены административные взыскания, по правонарушениям, указанным в статьях 6 и 7 настоящего Закона.

Статья 2. Имущество, не подлежащее легализации

1. Не подлежит легализации имущество, права на которое оспариваются в судебном порядке, полученное в результате коррупционных правонарушений, преступлений против личности, мира и безопасности человечества, основ конституционного строя и безопасности государства, собственности, интересов государственной службы, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности.

2. В случае легализации имущества в порядке, не предусмотренным настоящим Законом, местный исполнительный орган обращается в суд о признании легализации недействительной.

Статья 3. Срок легализации имущества

Срок легализации имущества составляет шесть месяцев и начинается по истечении тридцати календарных дней со дня введения в действие настоящего Закона в силу.

Статья 4. Информация о легализованном и предъявленным к легализации имуществе

1. Информация о легализованном и предъявленным к легализации имуществе разглашению не подлежит.

2. Наличие в местных исполнительных органах информации о легализованном и предъявленном к легализации в соответствии с настоящим Законом имуществе не может быть основанием для проведения любых процессуальных действий, в том числе по осуществлению уголовного преследования или применению мер административного взыскания.

Статья 5. Процедура проведения легализации имущества 1. Легализация имущества осуществляется путем подачи лицами, желающими легализовать имущество, заявления установленной формы с приложением документов, подтверждающих вещные права заявителя на имущество.

Заявление подается: по недвижимому имуществу в местный исполнительный орган по месту нахождения имущества; по движимому имуществу в местный исполнительный орган: физическими лицами по месту жительства; юридическими лицами по месту нахождения юридического лица. 2. Кроме вышеуказанных документов заявитель обязан представить документы, удостоверяющие его личность, а представители юридического лица - также нотариально заверенные копии устава (положения), свидетельства о регистрации юридического лица, справку о постановке на налоговый учет и документы, подтверждающие их полномочия.

3. Заявление о легализации имущества, поданное в течение срока легализации, должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления в местный исполнительный орган.

4. При соблюдении требований, установленных настоящим Законом, местный исполнительный орган заносит сведения в реестр легализованного имущества и выдает официальный документ о легализации имущества, который является основанием для освобождения от ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 6 и 7 настоящего Закона, связанный с приобретением, владением и пользованием легализуемого имущества (далее - официальный документ).

5. В случае несоблюдения требований, установленных настоящим Законом, заявление подлежит возврату с указанием причин отказа в выдаче официального документа.

При устранении причин, являющихся основанием для возврата заявления, лицо вправе повторно подать заявление о легализации имущества в течение срока легализации.

6. Формы заявления, официального документа, реестра легализованного имущества определяются Правительством Республики Казахстан.

7. Имущество признается легализованным на следующий день после выдачи официального документа, а в случаях, требующих государственной регистрации, после ее осуществления в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Лица, легализовавшие имущество, имеют право распоряжаться указанным имуществом по истечении одного месяца со дня окончания срока легализации.

В целях недопущения распоряжения легализованным имуществом, права на которые подлежат государственной регистрации, информация о таком имуществе предоставляется в регистрирующие органы.

Статья 6. Преступления, за совершение которых граждане, легализующие имущество, освобождаются от уголовной ответственности.

Граждане, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, освобождаются от уголовной ответственности, предусмотренной статьями 190, 192, 215 (часть первая), 218, 221, 222 Уголовного Кодекса Республики Казахстан.

Статья 7. Административные правонарушения, за совершение которых лица, легализующие имущество, освобождаются от ответственности.

Лица, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, освобождаются от административной ответственности, предусмотренной статьями 118, 120, 137, 143, 146, 154, 155 (часть первая), 178, 179, 185, 205-209, 236, 237, 239, 253 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Статья 8. Ответственность должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение Закона

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требований настоящего Закона, соответствующие должностные лица государственных органов несут установленную законодательными актами Республики Казахстан ответственность.

Президент Республики Казахстан

Министерство юстиции Республики Казахстан

Заключение научной правовой экспертизы

Наименование проекта нормативного правового акта: Закон Республики Казахстан "Об амнистии в связи с легализацией имущества"

Назначение проекта нормативного правового акта: законопроект направлен на закрепление прав на имущество за правообладателями, что в свою очередь создаст условия для вовлечение имущества в легальный экономический оборот, и как следствие повлияет на развитие предпринимательской деятельности и увеличение налогооблагаемой базы.

Инициатор проведения экспертизы Министерство юстиции Республики Казахстан.

На заключении были рассмотрены вопросы:

1) Соответствие проекта Закона Республики Казахстан "Об амнистии в связи с легализацией имущества" (далее законопроект) Конституции Республики Казахстан и другим законодательным актам Республики Казахстан.

2) Соблюдение юридической техники в тексте законопроекта.

3) Обоснованность и своевременность предложенного законопроекта.

4) Определение возможной эффективности законопроекта.

5) Выявление возможных отрицательных последствий принятия законопроекта в качестве нормативного правового акта.

6) Определение наличия условий для совершения коррупционных правонарушений в связи с принятием законопроекта.

В своем наименовании законопроект содержит термин "легализации", который очень четко передает цель законопроекта - придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению имуществом.

В начале 90-х годов нестабильная экономическая ситуация и отсутствие соответствующей нормативной правовой базы способствовало уходу от налогов и, как следствие, увеличению теневого сектора экономики. Затянувшийся экономический спад и ослабление роли государства стали важными факторами этого негативного процесса. Необходимость закрепления права собственности и приближение к более широкой легализации экономической деятельности назревала давно. В условиях проводимой налоговой реформы и либерализации налоговой системы возникают предпосылки для создания дополнительных экономических стимулов и правовых условий для возврата имущества в легальный экономический оборот. Представленный законопроект предоставляет такую возможность.

С юридической точки зрения "теневая" экономика представляет собой отношения, строящиеся на незаконных сделках, то есть на сделках с дефектами формы и содержания и т.д. На практике ситуация, когда условия заключаемых сделок не соответствует реальным взаимоотношениям сторон стала распространенным явлением. Несоблюдение письменной формы сделок, оплата наличными без договора, заниженные цены в договоре имеют своей целью скрыть реальный оборот. И как следствие, теневое имущество не образует базы для сбора налогов, не работают институты правовой защиты сторон, поскольку при возникновении спора невозможно восстановить реальные условия договора и обеспечить защиту нарушенных прав.

Кроме того, незадекларированное имущество возникает в результате операций, которые носят различный характер: вследствие получения доходов от незаконной деятельности, теневого производства, скрытой оплаты труда и т.д. Также вследствие нарушений в регистрации имущества и отчетности. В соответствии действующим законодательством, обязанности по государственной регистрации недвижимости у правообладателя нет, однако объектом налогообложения недвижимое имущество может стать на основании правоудостоверяющего документа. Информация о недвижимом имуществе появляется по сведениям, предоставляемым органами государственной регистрации, если же у правообладателя не появится необходимости зарегистрировать свое имущество, то и в налоговых органах существующий объект недвижимости как объект налогообложения будет отсутствовать.

Нежелание прохождения государственной регистрации недвижимости обуславливается различными обстоятельствами, в частности, получение объекта в результате незаконной деятельности, представленный же законопроект освобождает лиц от ответственности, предоставляя возможность закрепить свои права на недвижимость, не боясь наступления негативных последствий. Таким образом, проведение акции по легализации повлияет на развитие регистрируемого сектора экономики.

Проведенная акция по легализации денежных средств граждан Республики Казахстан оправдала себя, поскольку полученные денежные средства намного превысили ожидаемые результаты, позволили вовлечь их в легальный экономический оборот, повысить финансовые возможности инвестиционного рынка, за указанный период резко возросли возможности банков по предоставлению кредитов. Легализация имущества является логическим продолжением акции по легализации денег.

Проведение легализации важно еще и по международным причинам: в условиях ужесточения контроля над финансовыми операциями в мире, требования прозрачности владения собственности и финансовыми активами будут возрастать. Соответственно, проведя акцию по легализации, государство сможет обеспечить контроль и прозрачность по многим финансовым операциям. Легализация представляет исключительный шаг в построении институциональных основ развития экономики. Это ни в коем случае непризнание бессилия государства в сборе налогов с лиц, уклоняющихся от налогообложения. Наоборот, показывает усиление государственной власти, повышение доверия к государству со стороны общества, и укрепление правовой системы страны.

Основная идея легализации базируется на том, что необходимым условием для устойчивого экономического роста становиться формирование эффективной правовой системы. Важнейшим шагом на этом пути является укрепление четких и устойчивых правил взаимодействия между государством и субъектами малого предпринимательства. Так, Конституцией Республики Казахстан закреплен принцип экономического развития на благо всего народа. Закрепление этого принципа в Конституции означает, что государство несет ответственность за экономическое развитие всего общества.

Представленным законопроектом, граждане и юридические лица освобождаются от ответственности, определена процедура проведения легализации, предусматривая при этом механизм оформления прав на имущество в порядке, установленном законодательством. Вместе с тем, согласно законопроекту, имущество не подлежит легализации в случае вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих конфискацию имущества граждан и юридических лиц, а также имущество, приобретенного в результате совершения коррупционных правонарушений, а также по иным основаниям, предусмотренным законопроектом.

Представленный законопроект позитивно повлияет на привлечение дополнительных инвестиций, расширение налоговой базы через вовлечение лиц, ранее скрывавших объекты налогообложения.

Кроме того, проведение легализации будет ограничивать экономическую и социальную базу для организованной преступности и коррупции. Поскольку законопроектом "теневое" имущество выводится из нелегального оборота. А как известно, именно "теневое" имущество создает базу для коррупционных правонарушений, а также давление со стороны криминальных структур, что препятствует обращению к государству за защитой.

На основании вышеизложенного, полагаем, принятие проекта нормативного правового акта не повлечет негативных социальных, экономических и иных последствий, будет способствовать созданию эффективных мер борьбы с коррупционными правонарушениями.

Положения, закрепленные в законопроекте, соответствуют Конституции Республики Казахстан, другим нормативным правовым актам. Нарушений юридической техники не выявлено.

Директор Е. Мазов".

(Распространено пресс-службой аппарата Мажилиса Парламента РК тел. 15-33-28, факс 32-69-55 [email protected])


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президенту РК присуждена премия имени Гумилева 30.06.2003
Парламент утвердил Отчет об исполнении бюджета за 2002 год 30.06.2003
Генпрокуратура предлагает правительству Казахстана улучшить защиту трудовых прав граждан, работающих в иностранных компаниях 30.06.2003
Президент Казахстана находится во Франции с краткосрочным рабочим визитом 29.06.2003
Казахстан - Канада: деловые возможности расширяются 29.06.2003
Предстоит большая работа 29.06.2003
Продолжается официальный визит Нурсултана Назарбаева в Канаду 28.06.2003
Новый министр намерен полностью реформировать систему образования в стране 28.06.2003
С начала следующего месяца в Казахстане вводятся миграционные карточки 28.06.2003
В Астане прошло заседание Комиссии по правам человека при Президенте РК 28.06.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz