NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 02:57 ast
00:57 msk

Обратная сторона "дела ЮКОСА"
"Олигархический проект", несовместимый с долгосрочными интересами развития России, не прошел. Однако остается открытым вопрос о том, сумеет ли В.Путин реализовать заявленный им проект экономической модернизации
16.07.2003 / политика и общество

Сергей В. Бирюков, "Русский журнал", 15 июля

События последних недель - арест главы группы МЕНАТЕП П.Лебедева, вызов в Генпрокуратуру его "патрона", главы ЮКОСА М.Ходорковского, начало прокурорской проверки "Сибнефти", наконец, обращение группы руководителей крупнейших российских ФПГ к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в конфликт между ЮКОСом и чересчур "политически самостоятельными" правоохранительными органами - наглядные подтверждения того, что негласная конвенция, заключенная между главой государства и топ-менеджерами крупнейших российских ФПГ, нарушена. Причем очевидно, что действия правоохранительных органов - всего лишь реакция "властного блока" на неконвенциональные действия менеджеров ЮКОСа и прежде всего самого М.Ходорковского. Какие же неписаные правила нарушил один из влиятельнейших российских олигархов? Для ответа на этот вопрос, с точки зрения автора, необходимо подробнее проанализировать сущность сложившейся в России в правление действующего главы государства политической (точнее, властно-экономической) системы.

Как уже неоднократно подчеркивалось, В.Путин, безусловно, является фигурой компромисса в современной российской политике. Причем компромисса стратегического, обеспечивающего, с одной стороны, выживание правящей элиты путем предотвращения распада государства, а с другой - сравнительно терпимые условия жизни для большинства населения благодаря сохранению относительной экономической и политической стабильности. Предложенный и реализованный президентом компромисс, в свою очередь, реализуется на нескольких уровнях - между условной "семьей" и приведенными В.Путиным во власть силовиками, между набравшими экономическую мощь олигархами и выстраиваемой президентом властной вертикалью, между президентской администрацией (включая институт помощников) и правительством М.Касьянова, наконец, между главами регионов и структурами федеральной власти.

Сама эта конструкция является достаточно хрупкой, мешает проводить последовательные преобразования в любой из сфер жизни общества - поскольку требует согласований (видимо, этим и объясняется фактический отказ правительства от структурных преобразований в экономике, трудности в процессе осуществления административной и коммунальной реформ). Наконец, для созданной главой государства системы "сдержек и противовесов" весьма опасен всякий перекос или дисбаланс, вызванный чрезмерной амбициозностью любой из участвующих в этом пасьянсе сторон.

Весьма специфичен и сложившийся в рамках данной системы механизм управления экономикой. Предоставление крупному бизнесу на откуп наиболее рентабельных ее отраслей (а вслед за этим - и власти во многих завязанных на них регионах), где последний обязывался обеспечить эффективное управление, компенсировалось наложением на олигархов социальных обязательств, а во-вторых - требованиями политической лояльности и отказа от всяких попыток давления на Кремль (что на политическом языке стало называться "равноудаленностью"). В качестве рычага давления и контроля за деятельностью крупнейших ФПГ использовался силовой (точнее - правоохранительно-силовой) блок. Тем самым монопольно приватизировавшие целые отрасли олигархи были освобождены от "сырьевой ренты" и получили льготное легальное налогообложение, но при этом оказались обложены социальной (социальные обязательства перед работниками контролируемых отраслей и жителями контролируемых регионов) и "государственно-державной" (обязательства поддерживать властные инициативы и программы, преследующие общегосударственные цели) рентой.

Извлечение "государственно-державной" ренты, в свою очередь, невозможно без периодически повторяющегося давления на олигархов со стороны тех же силовиков и правоохранительных органов. И, само собой разумеется, вожделенное либералами разделение (правовое разграничение) власти и собственности при такой системе практически невозможно. Подобная экономическая (вернее, квазиэкономическая) модель неоптимальна и сопровождается целым рядом издержек (коррупция, административная нагрузка на бизнес, недоверие к стране со стороны зарубежных инвесторов), но на данном этапе России действительно "иного не дано". Во-первых, потому, что в ней до сих пор не сформировался ответственный перед обществом и государством национальный капитал, а вскормленные государством в 90-е годы олигархи чаще стремятся реализовать стратегию "выжимания прибыли с минимальными издержками" (не слишком обременительные для их доходов "рекламно-социальные программы" - не в счет).

Во-вторых, Россия с большинством ее "экономически необоснованного населения" (М.Тэтчер), большим количеством депрессивных отраслей и бесперспективных регионов, де-факто обречена на модель экономики редистрибутивного типа (К.Поланьи, Е.Стариков, А.Паршев), которая предполагает изъятие значительной части прибыли из наиболее рентабельных отраслей экономики в целях выживания и хотя бы относительно благополучного большинства общества (ибо устойчивые механизмы интенсивного экономического роста в большинстве отраслей экономики и "точки роста" в большинстве регионов России практически отсутствуют, а возможности адаптации к рынку значительной части населения страны ограничены из-за дефицита квалификации и ресурсов).

В-третьих, отсутствие полноценной рыночной инфраструктуры, привлекающей инвестиции и обеспечивающей межотраслевой перелив капиталов, также не позволяет государству уйти из экономики. В специфических российских условиях намерения Б.Березовского освободить бизнес от административного контроля, и более того - заставить служить ему власть, были не просто контрпродуктивны, но шли в разрез с интересами самосохранения общества и его правящей элиты. Точно так же, как попытки его "двойника-антипода" В.Гусинского присвоить себе монопольное право на "политический рэкет" в отношении власти и крупных бизнес-структур с присвоением себе "политико-экономической ренты". Последнее означало превращение "Медиа-МОСТа" в альтернативный центр власти (причем социально безответственной), что опять же не отвечало интересам выживания описанной выше властно-экономической системы и российского общества в целом. Как, собственно, и "отмеченная" в 2002 г. Генпрокуратурой деятельность главы холдинга СИБУР Я.Голдовского, пытавшегося вывести активы с нанесением ущерба головной компании - входящему "в сферу интересов государства" РАО "Газпром").

Именно поэтому утверждение В.Путина в качестве "дистанцированного арбитра" и гаранта описанного в первой части статьи "стратегического компромисса" сопровождалась политическим и экономическим выдавливанием Гусинского и Березовского, жестким давлением на В.Потанина (возбужденное Генеральной прокуратурой в 2000 г. дело "Интерроса" и др.). Все остальные мероприятия власти (выстраивание единой властной вертикали и механизмов "управляемой демократии", активизация усилий на информационном поле) были направлены на технологическое обеспечение вышеописанного компромисса.

Причины же для сегодняшних действий "правоохранительно-силового" блока формировались достаточно давно. И первые "неконвенциональные" действия были совершены олигархами в экономической сфере. Лоббирование олигархами через РСПП и его влиятельного главу А.Вольского комплекса мер по либерализации экономики (отмена обязательной продажи валютной выручки от экспортных операций, возвращение к практике уполномоченных банков по осуществлению бюджетных платежей, требование ликвидации ряда министерств социально-гуманитарного блока, намерение получить доступ к валютным резервам Центробанка для реализации своих частных проектов) означает их намерение сбросить тяготившую их "социальную нагрузку", и далее - уйти из под "административно-силового" контроля в пространство "глобальной экономики" (что автоматически означает новый виток утечки капиталов и демонтаж "редистрибутивной экономики" со вполне очевидными социальными последствиями).

Слияние ЮКОСа и "Сибнефти", обнародование М.Ходорковским сведений о размерах своего состояния и даже подоспевшее к сроку приобретение Р.Абрамовичем контрольного пакета акций английского футбольного клуба "Челси" - являются лишь конкретными шагами по укреплению своего имиджа с целью дальнейшего ухода в глобальную экономику.

Наконец, будучи недовольным отказом власти принять необходимые ему решения, самый респектабельный (по западным оценкам) российский олигарх предпринял ряд шагов в политической сфере с целью усилить давление на власть (что подробно отражено в аналитической записке Совета по национальной стратегии на тему заговора олигархов). Среди последних эксперты называют финансирование им деятельности оппозиционных "Яблока" и КПРФ с целью лишить пропрезидентские партии доминирующего влияния в будущей Думе (с возможным осуществлением других политических инициатив по перераспределению власти - вплоть до инициирования пересмотра действующей конституции перехода к модели парламентской республики), а также инициирование двумя указанными выше фракциями вотума недоверия кабинету министров (с целью ослабить позиции М.Касьянова).

Тем самым Ходорковский окончательно вышел за рамки достигнутого в 2000-2001 г. компромисса между властными структурами и бизнес-элитой, что и сделало его объектом атаки со стороны "правоохранительно-силового" блока. Что, в свою очередь, является предупреждением для ряда других "излишне политически активных" представителей бизнес-элиты.

Что касается перспектив развития этого конфликта, то представляется, что позиции президента Путина много прочнее позиций Ельцина в 1996 г. (когда олигархический пул добился от тогдашнего главы государства значительных экономических и частично политических уступок в обмен на поддержку на выборах). В современной ситуации президент твердо контролирует административно-властные, правовые (парламент, Минюст и высшие федеральные суды) и информационные ресурсы, а главное - имеет вполне устойчивый рейтинг, что позволяет ему обойтись без участия в выборном процессе одного-двух строптивых олигархов. Так что на попятную придется идти М.Ходорковскому и его коллегам (как это недавно пришлось сделать В.Потанину, публично покаявшемуся в своем "мрачном олигархическом прошлом" во время одной из недавних публичных акций "Единой России"). Ибо на данный момент времени у российской олигархии все же недостаточно средств для того, чтобы выстроить политическую систему "под себя".

Таким образом, "олигархический проект", несовместимый с долгосрочными интересами развития России, не прошел (что не означает невозможности попыток его реализации в будущем). Однако остается открытым вопрос о том, сумеет ли В.Путин реализовать заявленный им проект экономической модернизации - ибо для этого потребуется перейти от компромиссной системы "сдержек и противовесов" к демократически-мобилизационной, перспективы которой пока достаточно туманны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
29 июля состоялся телефонный разговор Нурсултана Назарбаева с Владимиром Путиным 31.07.2003
Глава государства в своей столичной резиденции провел рабочие встречи 31.07.2003
Сегодня в Правительстве под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан состоялось совещание 31.07.2003
Оксикбаев вышел на охоту 31.07.2003
Всемирное признание ШОС 31.07.2003
В результате незаконного обналичивания денег государство недополучает в виде НДС до 40 млрд. тенге в год 31.07.2003
Выбор молодых 31.07.2003
О ходе регистрации кандидатов в депутаты маслихатов 31.07.2003
Новый профсоюзный передел 31.07.2003
Количество без качества 31.07.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz