Виталий Портников, "Время МН", 31 июля
Вслед за Ташкентом, который практически заморозил участие в ГУУАМе (межгосударственная организация, куда входят Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия), сделать то же самое собирается Кишинев.
Недавно президент Молдавии Владимир Воронин под предлогом нездоровья уклонился от участия в ялтинском саммите ГУУАМа, а между тем именно на этой встрече к Кишиневу должно было перейти председательство в организации. Леонид Кучма и Эдуард Шеварднадзе - единственные "гууамные" президенты, приехавшие в Крым, - без восторга восприняли отсутствие молдавского коллеги и решили председательства Молдавии не передавать. Тогда молдавские дипломаты призывали не делать скоропалительных выводов из отсутствия Воронина, напоминая, что незадолго до ялтинской встречи он действительно неважно себя чувствовал.
Однако теперь министр иностранных дел Молдавии Николай Дудэу заявил о готовности Кишинева вообще покинуть ГУУАМ. Министр считает, что организация, созданная для экономического взаимодействия стран-участниц, демонстрирует полную неэффективность. И с ним трудно не согласиться. Только создавался ГУУАМ не столько для серьезного экономического взаимодействия, сколько как альтернатива российским моделям интеграции на постсоветском пространстве. И, на первый взгляд, в Москве могли бы только порадоваться намерениям Кишинева.
Но только на первый. Ведь выход Узбекистана из ГУУАМа отнюдь не означал сближения Ташкента и Москвы. Напротив, именно в момент принятия Узбекистаном решения о выходе из организации стало ясно, что Ислам Каримов становится одним из ключевых региональных политиков и способен самостоятельно общаться с Вашингтоном. И для этого общения ему совершенно необязательно состоять в различных организациях и демонстрировать интеграционное несогласие с Москвой. Более того, когда стало ясно, что выход Узбекистана из ГУУАМа воспринимается в США без восторга, Каримов без видимых усилий дал задний ход и заморозил участие своей страны в объединении - не ушел, но и не вернулся. И оказалось, что такая модель узбекского участия всех абсолютно устраивает.
Нечто подобное сегодня происходит и с Молдавией. Ее министр иностранных дел, говоря о возможном выходе страны из ГУУАМа, четко обозначил интеграционные приоритеты Кишинева. Оказалось, что самое главное - это вступление страны в Евросоюз.
Фантастическим такое стремление молдавского руководства назвать нельзя. В отличие от России или Украины Молдавия - маленькая страна, на стабилизацию экономики которой нужны отнюдь не разорительные средства. Кроме того, в случае приема в Евросоюз Румынии многие жители Молдавии и так станут гражданами ЕС, так что речь идет скорее о присоединении территории, чем населения. Ведь Румыния предоставляет свое гражданство тем, кто жил на ее территории до присоединения к СССР, и их потомкам. А территория эта и есть практически вся сегодняшняя Республика Молдова. Только без Приднестровья.
Конечно, Приднестровье - это серьезная проблема. Но вряд ли Молдавия станет членом Евросоюза в обозримом будущем: ведь еще не обозначена точно дата приема Румынии, а Молдавия может рассчитывать на вступление в ЕС только после того, как Румыния станет полноправным членом этой организации. К тому же при всей своей кажущейся неразрешимости Приднестровье - не из разряда проблем, способных остановить молдавскую евроинтеграцию. Во-первых, Запад в последнее время проявляет особый интерес к решению приднестровского конфликта. Во-вторых, опыт Кипра, который входит в ЕС отнюдь не целиком, свидетельствует, что территориальные конфликты Европу не останавливают.
И, кстати, тот же опыт Кипра подсказывает, что приняв в ЕС одну часть страны, можно подхлестнуть политические процессы в другой ее части. За несколько лет, предшествующих вступлению греческой части острова в ЕС, число сторонников объединения острова на турецкой части возросло многократно - в особенности среди молодежи. Люди, не хотевшие даже замечать, что живут по ту сторону от пресловутой "зеленой линии", стали выходить на многотысячные демонстрации и требовать скорейшего урегулирования кипрской проблемы. И это понятно: одно дело - вновь стать гражданами страны, в которой греки составляют большинство, а турки - меньшинство. И совсем другое - стать гражданами единой Европы и получить право на жизнь и работу на всем ее пространстве, от Копенгагена до Ла Валетты.
Приднестровцы, конечно же, не турки-киприоты, многие из них из Тирасполя и Бендер никуда дальше Кишинева не выезжали, советский уклад жизни, старательно сохраненный режимом Игоря Смирнова, считают ценностью почти религиозного характера и могут искренне верить, что сохранение самопровозглашенной республики - гораздо более важная задача, чем какая-то там Европа. Но в случае реальной интеграции с ЕС время будет все равно работать на Кишинев, а не на Тирасполь.
Но вернемся к ГУУАМу. Оставлять ряды этой не самой дружной организации Молдавии в общем-то ни к чему - это все равно, что выходить из СНГ. Никаких особых внешнеполитических разногласий с Киевом или Тбилиси у Кишинева тоже нет. Более того, Молдавия заинтересована в хороших отношениях с Украиной, прекрасно понимая, что влияние Киева на процессы, происходящие в Приднестровье, будет только возрастать. Однако Молдавия говорит о готовности оставить
ГУУАМ вовсе не из желания насолить Украине, все еще интересующейся этим объединением. Просто бывшие советские республики понемногу теряют интерес к постсоветскому пространству и не верят ни в российскую разноскоростную интеграцию, ни в украинскую фронду. Тем более, что все смешалось в постсоветском доме: Украина, с одной стороны, играет первую скрипку в ГУУАМе, а с другой - участвует в обсуждениях зоны свободной торговли четырех стран, провозглашенной 23 февраля Путиным, Кучмой, Лукашенко и Назарбаевым. Молдавию в эту зону не пригласили, и Кишинев мог бы обидеться. Но оказалось, что и эта президентская инициатива пойдет по пути разноскоростной интеграции...
За десятилетие с лишним молдавской независимости Кишинев "примерял" на себя различные интеграционные одеяния. Молдавия вошла в СНГ, оказалась среди стран - основательниц ГУУАМа, правящие сейчас в стране коммунисты в ходе своей предвыборной кампании даже обещали избирателям присоединиться к союзному государству России и Белоруссии (впрочем, придя к власти, быстро об этом забыли). Беда только в том, что все эти объединения были совершенно неэффективными, формальными и никак не могли помочь восстановлению разрушенной и разворованной молдавской экономики. Осталось надеяться на Европу. |