Игорь Федюкин, "Ведомости", 5 августа
Сын основателя корпорации Hyundai и нынешний глава Hyundai Group Чон Мон Хон заплатил жизнью за попытку подружить Южную Корею с Северной. В прошлом году следователи обвинили Hyundai в нелегальном финансировании нужд Пхеньяна за счет акционеров компании и государства, и Чон Мон Хону грозило три года тюрьмы. В понедельник утром его нашли мертвым под окнами его офиса. В предсмертной записке он просил прощения "за все глупости, которые совершил".
Скандал разразился в прошлом году. По версии следствия, счета контролировавшейся Чоном компании Hyundai Asan тайно использовались в 2000 г. для перевода северокорейскому режиму $500 млн в обмен на согласие Пхеньяна принять участие в межкорейском саммите. Тогдашний президент Южной Кореи Ким Тэ Чжун получил за проведение этого саммита Нобелевскую премию мира. В июне этого года Чон Мон Хон был обвинен в манипуляциях с бухгалтерской отчетностью корпорации, которые должны были скрыть следы перевода этих средств северокорейскому режиму. $400 млн из переведенной суммы принадлежали самой Hyundai Asan, а остальные $100 млн корпорация предварительно получила от правительства страны. В случае осуждения Чон Мон Хону грозило три года тюрьмы. Вместе с Чоном под следствием оказались восемь высокопоставленных менеджеров корпорации и госчиновников.
Тело 54-летнего Чон Мон Хона было обнаружено дворником в половине шестого утра в понедельник в кустах возле здания штаб-квартиры Hyundai Group в центре Сеула. По предварительным данным полиции, за несколько часов до этого Чон выпрыгнул из окна 12-го этажа. "Надеюсь, вы сможете простить все глупости, которые я совершил", - написал он в предсмертной записке. В другой записке, обращенной к жене и детям, бизнесмен тоже просил прощения и завещал развеять свой пепел над Бриллиантовой горой, где находится принадлежащий его компании убыточный туристический комплекс. Следствие и родственники покойного обнародовали только фрагменты записок, поэтому неизвестно, объяснил ли Чон подробнее, что стало поводом к самоубийству.
После азиатского финансового кризиса 1997 г. крупнейший конгломерат страны Hyundai Group раскололся на пять частей, которыми управляли сыновья основателя корпорации Чон Чжу Ена. Крупнейшие среди них - Hyundai Motor (крупнейший автопроизводитель страны, совокупные активы - $37 млрд) , Hyundai Heavy Industries (крупнейшая в мире судостроительная компания, $10 млрд) и возглавлявшаяся Чон Мон Хоном Hyundai Group ($8,7 млрд) , которой принадлежали судоходная компания Hyundai Merchant Marine и компания Hyundai Asan, управляющая инвестиционными проектами на территории КНДР.
По данным следствия, правительство также вынудило государственный Корейский банк развития выделить одной из компаний Чона кредиты для того, чтобы поддержать его коммерческие проекты в КНДР. После этого южнокорейская разведка получила от судоходной "дочки" Hyundai Group - Hyundai Merchant Marine Co - $187 млн, которые затем якобы были перечислены на счета правительства Северной Кореи в Китайском банке Макао, а также в Австралии и в Сингапуре. Следствие также подозревало, что Чон Мон Хон присвоил $12,5 млн, которые затем якобы были направлены на подкуп южнокорейских политиков и чиновников, выступавших за интеграцию Пхеньяна и Сеула.
Чон, как и его отец, был виднейшим сторонником делового сотрудничества с Северной Кореей, его компании контролировали практически все межкорейские СП. Именно Чон стоит за проектом строительства совместной особой промышленной зоны в Кесоне на сумму $20 млрд.
Со времени проведения знаменитой межкорейской конференции шансы на интеграцию стран серьезно упали. После того как в прошлом году разразился скандал вокруг помощи Hyundai Пхеньяну, Северная Корея активизировала свою ядерную программу и практически заморозила интеграционные проекты с Югом. А опросы общественного мнения [на Юге] свидетельствуют, что отношение [южнокорейцев] к Северу, стало гораздо более прохладным, говорит Скотт Снайдер из Asia Foundation. |