NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 15:52 ast
13:52 msk

Выступление Премьер-Министра РК Ахметова Д.К.
на расширенном заседании Правительства по итогам 1 полугодия 2003 года
08.08.2003 / политика и общество

Глубокоуважаемый Нурсултан Абишевич,

Уважаемые члены Правительства и приглашенные!

При выработке Программы Правительства мы исходили из реальной оценки социально-экономического положения страны и анализа проведенных работ.

Основные положения Программы были разработаны на основе Стратегического плана развития Казахстана до 2010 года и направлены на дальнейшую реализацию долгосрочной Стратегии развития страны до 2030 года.

Первоочередные задачи и приоритеты вытекают из поручений Главы государства, данных в Послании Президента страны народу Казахстана "Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год".

В своем выступлении хочу остановиться на приоритетных задачах Правительства на ближайший период.

Итоги социально-экономического развития страны за истекшее полугодие, безусловно, нас обнадеживают.

Реальный рост ВВП за 1 полугодие оценивается на уровне 10,4%.

Объем промышленного производства и перевозок грузов увеличились на 9,6%, сельскохозяйственного производства - на 5,2%.

Инвестиции в основной капитал выросли на 12,9%, экспорт более чем на 50%.

Вместе с тем, хотя экономика страны и показывает высокие темпы развития, по общему мнению, она не находится на стадии устойчивого развития.

Зависимость от конъюнктуры мировых цен на наши основные экспортные товары, усиление сырьевой направленности экономики - это те факторы, которые в случае ухудшения обстановки на мировых рынках могут оказать негативное влияние на экономику и отразиться на реализации наших перспективных программ. В этой связи возрастает актуальность дальнейшей либерализации экономики и углубления рыночных преобразований.

Поэтому стоит задача - реально оценив развитие экономики, пользуясь благоприятной ситуацией на мировых рынках, создать условия для дальнейшего повышения конкурентоспособности нашей экономики, ее диверсификации и гармоничной интеграции в мирохозяйственную систему.

Тактика Правительства на перспективу заключается в следующем.

Первое: Продолжение системных реформ в экономике.

Второе: концентрация усилий на решении приоритетных задач, с получением по ним максимально эффективного результата и завершенности.

Последнее, сразу скажу, является одним из самых слабых мест исполнительных органов. Хватаемся за все сразу, распыляемся, а в итоге конечного результата не видно.

По первому направлению.

Безусловно, мы многого достигли за истекший период.

Тот факт, что республика признана страной с рыночной экономикой, говорит о многом. Вместе с тем, Глава государства постоянно подчеркивает - очень важно не потерять темп реформ.

Для поддержания позитивных преобразований в экономике Правительство одним из своих приоритетов определило развитие конкуренции путем создания рыночных институтов и поддержания цивилизованных рыночных отношений. Поэтому главными направлениями в нашей деятельности являются демонополизация и либерализация рынков, в частности железнодорожном, телекоммуникационном и электроэнергетическом отраслях.

В настоящее время ускорен процесс реструктуризации системы управления железнодорожным транспортом.

Приоритетной задачей на ближайший период, в рамках реализации реструктуризации железнодорожного транспорта, является внедрение конкуренции в перевозочную сферу и последовательная приватизация предприятий обеспечивающей деятельности.

Созданному Комитету железнодорожного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций для реализации намеченных целей необходимо к 1 ноября текущего года провести подготовительные структурные изменения в составе акционерного общества "Казахстан Темiр Жолы", а также завершить формирование нормативной правовой базы к 1 января 2004 года.

Для ведения раздельного учета и установления "прозрачных" взаимоотношений между будущими участниками перевозочного процесса в составе компании до конца года будут созданы:

- Дирекция Магистральной сети с функциями ее эксплуатации и содержания;

- Дирекция Перевозок с функциями управления перевозочным процессом и контроля за безопасностью движения.

В 1 квартале 2004 года необходимо приступить к созданию на базе вагонного парка акционерного общества "Грузовые перевозки", выполняющего функции национального перевозчика, а избыточный парк вагонов продать другим перевозчикам.

В пассажирских перевозках в следующем году должны быть созданы несколько конкурирующих компаний с собственным или арендованным подвижным составом путем предоставления на конкурсной основе прав по организации пассажирских перевозок на конкретных маршрутах. Уже в этом году мы можем подвергнуть приватизации ряд субъектов конкурентного сектора работающего в пассажирской среде это, предположим, так называемый прачечные сферы обслуживания, вагоны-рестораны и так далее. К 2005 году мы могли бы отказаться от перекрестного субсидирования этой деятельности.

В сфере телекоммуникаций в соответствии с отраслевой Программой необходимо провести поэтапную либерализацию и развитие конкуренции во всех ее секторах.

Программой на первом этапе предусмотрено проведение частичной либерализации рынка. На рынок междугородной и международной связи получат доступ казахстанские операторы. Должно быть проведено ребалансирование тарифов и выработаны механизмы финансирования операторов, работающих на селе. Таким образом, Агентству по информатизации и связи предстоит проведение до конца текущего года всех необходимых работ, а в части:

- завершения подготовительного этапа ребалансирования тарифов с целью их выравнивания для разных категорий абонентов.

- определения общедоступных услуг, которые должны предоставляться независимо от места проживания граждан и их доходов, всеми операторами, и введению механизма финансирования убыточных услуг за счет введения платы за доступ к международным каналам связи для альтернативных операторов;

- досрочной отмены эксклюзивного права естественного монополиста - национальной компании "Казахтелеком" на услуги дальней связи и вопросы компенсации потерь компании, обусловленных потерей эксклюзивного права.

- подготовки основной нормативной правовой базы.

С начала 2004 года обеспечить доступ на рынок междугородной и международной связи всем желающим операторам включая "Казахтелеком".

В целом же либерализация должна привести к снижению тарифов на дальние виды связи, а также значительному повышению качества услуг.

В отрасли электроэнергетики создание оптового рынка электроэнергии уже привело к развитию конкуренции и снижению тарифов. Однако надо идти дальше.

Министерство энергетики и минеральных ресурсов должно:

- к концу 2003 года сформировать нормативную и организационную базы розничного рынка электрической энергии, а также организовать подготовку электронных торгов электрической энергии и услугами в соответствии с международными стандартами.

- в 2004 году совместно с Министерством финансов завершить приватизацию региональных электросетевых компаний и обеспечить функционирование розничного рынка электроэнергии.

Одной из острых проблем являются - вопросы эксплуатации и содержания жилищного фонда и в целом незавершенность преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Для выработки решений по данной проблеме в соответствии с поручением Президента страны при Правительстве создана специальная Межведомственная комиссия. Разрабатывается проект Концепции дальнейшего совершенствования жилищно-коммунальной сферы, в которой основное внимание уделяется финансово-экономическим аспектам. При этом вопросы финансирования капитального ремонта жилья предполагается решать двумя способами:

- за счет эксплуатационных расходов на содержание жилья с выплатой для этих целей государственных адресных жилищных пособий малообеспеченным слоям населения;

- путем экономической обоснованности тарифов на коммунальные услуги.

Одновременно, необходимо введение системы контроля за эксплуатацией и содержанием жилищного фонда, а также повышение ответственности жильцов. В целях активизации жилищного строительства необходимо обеспечение доступа широких слоев населения к жилищно-сберегательной системе и ипотечному кредитованию.

Правительство готовит соответствующие изменения в законодательство.

В целом, меры по демонополизации и либерализации отдельных секторов экономики позволят Казахстану приблизиться к мировым стандартам и полномасштабно интегрироваться в мировую экономику. Данные вопросы особенно будут важны при проведении переговоров по вступлению Казахстана во Всемирную Торговую Организацию, имеющее стратегическое значение для экономического развития страны.

Вместе с тем, министерства индустрии и торговли, экономики и бюджетного планирования до конца года должны представить детальный анализ возможных последствий вступления в ВТО, как позитивных, так и негативных.

По второму направлению.

Приоритетной задачей Правительства на ближайший период является реализация, утвержденной Главой государства, Стратегии индустриально-инновационного развития.

Завершается организационный период становления и капитализации государственных институтов развития, которые обеспечат концентрацию и перераспределение инвестиционных ресурсов в перспективные отрасли экономики.

Подготовлены планы развития Инвестиционного и Инновационного фондов и Корпорации по страхованию экспорта.

Должен отметить, что функционирующий на протяжении двух лет Банк развития, пока еще не дал ощутимых результатов и та малая часть инвестиционных проектов, всего лишь 9 проектов на сумму около 51 млн.долларов, которые им профинансированы, не стали определяющими в развитии промышленности.

В связи с тем, что роль Банка развития значительно повышается в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, принципы его кредитной политики должны существенно измениться. В ближайшее время Банк должен доказать, что ресурсы, вложенные в него государством, находят эффективное применение.

Не менее важно сейчас определить те точки роста, где мы можем быть конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Поэтому целесообразно оказание бизнесу квалифицированной технической помощи в формировании и реализации инвестиционных проектов, анализе внешних рынков.

Постановлением Правительства недавно созданы "Центр маркетингово-аналитических исследований" и "Центр инжиниринга и трансферта технологий".

Перед "Центром маркетингово-аналитических исследований" ставится задача анализа рынков, отраслей и секторов экономики для выявления основных тенденций их развития и нахождения конкурентных преимуществ страны на мировых и региональных рынках.

Круг первостепенных задач ставится и перед "Центром инжиниринга и трансферта технологий". Это анализ внешних и внутренних рынков технологий, а также мировых тенденций в сфере инноваций. По результатам исследований Центр должен давать рекомендации по трансферту зарубежных технологий и их внедрению в экономику.

Отдельный вопрос по научному обеспечению инновационных процессов. По мнению экспертов, потенциал отечественной науки используется неэффективно, а финансирование осуществляется бессистемно. Как результат - отсутствие коммерчески привлекательных инновационных проектов.

Казалось бы, целый ряд институтов в Казахстане занимается вопросами осуществления инновационной деятельности, и многие из них проводят достаточно большой объем работы, но в конечном итоге инновационные проекты не реализуются. Поэтому следует пересмотреть и переориентировать работу государственных предприятий "Казпатент", "КазгосИНТИ" (Казахский государственный институт научно-исследовательской информации), национальных центров и других научно-исследовательских структур.

Пока еще остается неэффективной деятельность Фонда науки, и мы с этим мы не собираемся мириться. Нами выделено 100 млн. тенге Фонду науки.

В ближайшее время средства Фонда будут направляться только на финансировании идей и исследований, которые завершились бы разработкой прорывных технологий, готовых для внедрения в производство. Это должно придать импульс подъему отечественной науки и становлению ее в качестве реального фактора индустриально-инновационного развития страны.

Фонд будет кредитовать прогрессивные или поисковые идеи, которые должны выливаться в завершенные исследования. Исследования должны логичным образом далее финансироваться из инновационного фонда. Таким образом эффективная деятельность этих фондов будет критерием деятельности, скажем, академии наук и министерства науки и образования.

Далее не могу не остановиться на вопросах сферы образования, без модернизации которой невозможно индустриальное, тем более инновационное развитие страны. Чтобы предлагать реформы в образовании мы должны, прежде всего:

- проанализировать состояние и качество казахстанского образования;

- определиться по долгосрочным целям и приоритетам;

- изучить зарубежную практику и спрогнозировать результаты прагматичного внедрения лучшего мирового опыта.

Короче говоря, необходим осторожный и разумный подход к реформированию этой весьма тонкой сферы деятельности. Министерство образования и науки к 1 ноября текущего года должно представить конкретные предложения по поднимаемым вопросам.

Говоря о приоритете развития высокотехнологичных производств, следует отметить, что главными стержнями нашей экономики остаются нефтегазовый и металлургический комплексы.

Недавно принята Государственная программа по освоению казахстанского сектора Каспийского моря. Подготовленный Министерством энергетики и минеральных ресурсов план мероприятий по ее реализации пока не принят Правительством ввиду серьезных недоработок.

Считаем, что мероприятия должны основываться на действиях, носящих общесистемный характер.

В первую очередь это касается совершенствования действующей законодательной базы для конкретного обеспечения казахстанского содержания при реализации проектов.

В настоящее время готовятся серьезные изменения и дополнения в указы Президента "О нефти", "О недрах и недропользовании", которые должны быть внесены в Парламент уже в этом году.

Вместе с тем, принципиально важно ускорение подготовки специального закона "О соглашениях о разделе продукции", позволяющего максимально учесть интересы государства в реализации новых нефтяных проектов, а именно:

- предоставление казахстанским производителям преимущественного права на участие в работах в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков, при их соответствии мировым стандартам и другим требованиям, на основании соглашений с инвесторами;

- меры по увеличению местных кадров в нефтяных операциях;

- закрепление операторства в Соглашении о разделе о продукции при возможности для казахстанской стороны. Проект такого закона сейчас ускоренным образом разрабатывается и мы тоже должны внести его в этом году.

Немаловажное значение имеют вопросы совершенствования налогообложения нефтяных операций. До 15 сентября текущего года специально созданная рабочая группа представит соответствующие предложения по данному вопросу.

В целом, реализация обозначенных выше мер должна придать импульс развитию реального сектора.

Мы убедились, что наши компании готовы производить продукцию хорошего качества, удовлетворяющую потребности на внутреннем рынке. Теперь следует ориентировать эти же компании на внешний рынок. И необходимо начинать осваивать рынки ближайших соседей, скажем, России. Есть предприятия аналогичным нашим, работающим по схожим технологиям и использующим совместимое оборудование. Скажем к примеру: Казахмыс - Норильский Никель, Испат-Кармет - Магнитогорский металлургический комбинат и все горнодобывающие предприятия Казахстана адекватны по условиям развития и техническому оснащению предприятиям России и Украины.

Тогда что мешает нашим компаниям продвигать свои товары в России или в другие страны? Правительство в рамках интеграционных процессов будет содействовать этому через таможено-тарифное регулирование и презентационные мероприятия.

Министерство индустрии и торговли разработало соответствующие предложения и в августе-сентябре должно выехать с руководителями отечественных предприятий в Российскую федерацию на те предприятия, на которых я сейчас остановился.

Одной из задач, которую поставил перед нами Глава государства, является развитие транспортной инфраструктуры. За последние 2 года мы масштабно строили и реконструировали дороги.

Вместе с тем, распылили средства по многим объектам. Не закончив строительство одних дорог, начинаются строиться новые. Это не эффективно.

Значительное недоосвоение бюджетных средств в прошлом году явный тому показатель.

Безусловно, строительство и реконструкция дорог требуется повсеместно. Но мы должны четко определить приоритеты, приоритеты указанные Главой государства. Это прежде всего транзитные дороги международного значения. Мы по ним вывозим наши товары на экспорт и осуществляем импортные поставки. Там где грузопоток низкий реконструировать или строить дороги пока не целесообразно.

В этой связи в 2004-2005 годах мы предполагаем особое внимание уделить следующим направлениям :

- Саратов - Уральск - Шымкент - Алматы - Хоргос;

- Челябинск - Кустанай - Астана - Алматы - Хоргос;

- Омск - Семей - Майкапчагай.

В железнодорожной отрасли будут продолжены работы по модернизации и развитию инфраструктуры транспорта, увеличению пропускной способности и электрификации основных железнодорожных путей. Разработана инвестиционная программа, в рамках которой планируется освоить в 2003-2006 годах - 132,7 млрд. тенге. Из текущих задач: в этом году начата электрификация железной дороги участка "Экибастуз-Павлодар", на следующий год нужно ее завершать.

Безусловно необходимо серьезное ускорение развитию станции "Дружба". К 2006 году мы должны увеличить пропускную способность этой станции до 10 миллионов. Это потребует двухкратного увеличения инвистиционного потока. Думаю, что это будет сделано.

Исходя из ориентации на увеличение экспорта не менее важно для нас развитие морского порта Актау. Учитывая значительную активизацию грузопотоков, мы должны обеспечить дальнейшее расширение территории порта и сооружение объектов портовой инфраструктуры.

Последнее, особенно актуализируется в связи со строительством железной дороги "Алтынсарина-Хромтау" и последующего увеличения объемов перевозок зерна и другой продукции на экспорт в южном направлении.

Президент страны поручил в следующем году завершить строительство этого стратегического объекта.

Несомненно, реализация транзитной политики требует и укрепления таможенного контроля на границах. В первую очередь следует укреплять таможенную инфраструктуру на казахстанско-китайской границе, где в последние годы значительно увеличился грузопоток.

Из текущих задач центральных и местных органов управления, на которых мы сконцентрируем во втором полугодии свое внимание это подготовка к зиме и проведение осенних работ в аграрном секторе.

В заключение, касательно формирования проекта республиканского бюджета на 2004 год и фискальной политики на среднесрочный период.

На сегодняшний день данная работа выходит на финишную прямую. Она осуществляется в соответствии с приоритетами, определенными в Послании Президента народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2004 год.

Так, на фоне смягчения налогового бремени основную часть прогнозируемого увеличения объемов поступлений бюджета предполагается, в первую очередь, направить на повышение размеров заработной платы и индексацию пенсий, в соответствии с поручением Нурсултана Абишевича, а также на реализацию приоритетных задач, определенных недавно принятыми Государственной программой развития сельских территорий и Стратегией индустриально-инновационного развития.

Это призвано обеспечить "баланс интересов" в развитии страны.

С одной стороны, мы должны на себе "ощутить" результаты экономического роста в стране. Отсюда, снижение ставок отдельных налогов и повышение социальных платежей. С другой стороны, для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности экономики, растущие доходы не должны направляться в основном на текущее потребление. Исходя из задач поставленных Главой государства, необходимо стимулировать диверсификацию экономики. Это требует увеличения финансирования программ развития и сокращения непроизводительных затрат бюджета.

Поэтому значительные средства уже сейчас предполагается вкладывать в различные формы государственных инвестиций, особенно в тех направлениях, которые могут генерировать дальнейший социально-экономический рост. Это, в свою очередь, в перспективе поможет обеспечить стабильность налогово-бюджетной системы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Восемь лет назад на всенародном референдуме был принят Основной закон страны 31.08.2003
Конституция 1995 года стала правовым фундаментом в построении суверенного Казахстана 30.08.2003
В Алматы завершилась первая глобальная конференция ООН по проблемам стран, не имеющих выхода к морю 30.08.2003
Накануне начала сессии Правительство внесло в Парламент ряд законопроектов 30.08.2003
Центризбирком приветствует создание Общественного комитета по контролю за выборами 30.08.2003
Медвежья услуга высокого чина 30.08.2003
В Алматы открылась глобальная конференция ООН по вопросам транзитных перевозок 29.08.2003
"Радуюсь и горжусь, 29.08.2003
Одобрен проект единого экономического пространства 29.08.2003
Зарегистрировано новое объединение "Общественный комитет по контролю за выборами" 29.08.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz