NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 22:27 ast
20:27 msk

О проекте закона "Об амнистии в связи с легализацией имущества"
Сабыржан Бекбосунов, вице-министр юстиции: "Акция по легализации имущества представляет собой шаг в построении взаимоотношений государства и общества с целью дальнейшего развития экономики".
06.10.2003 / политика и общество

Гульмира АРБАБАЕВА, "Панорама", 4 октября

В парламенте в очередной раз начались дискуссии по легализации собственности. На этот раз речь идет о проекте закона "Об амнистии в связи с легализацией имущества". На вопросы Панорамы, касающиеся данной проблематики, отвечает вице-министр юстиции Сабыржан БЕКБОСУНОВ.

- Проведение легализации многими гражданами воспринимается как признание бессилия государства в сборе налогов с лиц, укрывающих объекты налогообложения. Что вы можете сказать по этому поводу?.

- Акция по легализации представляет собой шаг в построении взаимоотношений государства и общества с целью дальнейшего развития экономики. Начало 90-х годов ХХ века стало и началом процессов разгосударствления и приватизации госимущества в республике. Крупные промышленные объекты (заводы, фабрики, тресты и т. п.) перешли в частную собственность акционерных обществ с долевым участием государства и трудовых коллективов, а позднее и в собственность отдельных частных лиц, аккумулировавших в своих руках контрольные пакеты акций. Это позволило им, пользуясь правом определять решения, принимаемые акционерным обществом, посредством различных сделок и действий получить имущество в свое личное владение и под свой контроль. Способствовали этому и нестабильная экономическая ситуация, и отсутствие соответствующей нормативной правовой базы, вследствие чего сегментация крупных объектов и неоднократная нерегулируемая смена собственников стали предпосылками к увеличению теневого сектора экономики и уклонению от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Затянувшийся экономический спад и ослабление роли государства в части надзора за легитимностью приобретения прав на имущество стали факторами этого негативного процесса.

На сегодняшний день, согласно данным, представленным госорганами, на территории страны находится около 1 070 000 объектов недвижимого имущества, права на которое не зарегистрированы в установленном законодательством порядке. Существующее положение приводит не только к значительному недополучению государственным бюджетом сумм налогов, но и не позволяет реальным собственникам в полной мере владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Данная проблема заставляет обратить внимание на необходимость законного возникновения прав собственности на имущество и принятия комплекса мер к легализации имущества, вовлеченного в теневой оборот.

В настоящее время в стране на фоне устойчивого развития экономики возникли предпосылки для создания дополнительных экономических стимулов и правовых возможностей для возврата имущества в легальный экономический оборот. С правовой точки зрения "теневая" экономика представляет собой отношения, строящиеся на незаконных сделках. На практике распространенными явлениями стали заключение мнимых и притворных сделок, несоблюдение письменной формы сделок, а также занижение действительной цены сделки, что имеет целью скрыть реальный оборот. Как следствие, имущество, приобретенное по таким сделкам, выпадает из легального экономического оборота.

Гражданский кодекс условием возникновения, изменения и прекращения прав на недвижимость ставит необходимость их государственной регистрации в Правовом кадастре. Однако у регистрирующих органов отсутствуют рычаги воздействия на лиц, приобретших имущество, но не зарегистрировавших право собственности в установленном порядке. Поскольку законодатель не установил ни срок, в течение которого лицо должно заявить о своем праве, ни санкций, применяемых к лицам, уклоняющимся от своевременной государственной регистрации, то регистрирующие органы вынуждены осуществлять не систематическую регистрацию с обязательным привлечением приобретателей имущества, а регистрацию в явочном порядке, зависящем от волеизъявления последних.

Вместе с тем недвижимое имущество является объектом обложения налогами, информацию о котором представляют регистрирующие органы. В наблюдающейся тенденции к увеличению количества лиц, пользующихся несовершенством действующего законодательства и намеренно уклоняющихся от государственной регистрации права собственности, складывается ситуация, при которой фискальные органы не имеют возможности взимать налоги на такое имущество.

Следует учитывать, что сложившееся положение дел вызвано не только субъективными причинами - нежеланием владельца стать законным собственником, намеренным несоблюдением норм законодательства о сделках и пр. Это связано и с объективными причинами, такими как отсутствие финансовых средств для надлежащего оформления документов, законных возможностей обращения в соответствующие органы (отсутствие документов, удостоверяющих личность, доверенностей) и т. д.

- Глава государства еще год назад в своем Послании народу Казахстана выступил за легализацию имущества граждан и юридических лиц. Однако проект закона готовился крайне долго и опоздал с поступлением в парламент на полгода. С чем это связано?.

- Подобная акция проводится впервые не только в Казахстане, но и в странах СНГ. Поэтому разработка соответствующего законопроекта заняла длительное время.

Министерство юстиции совместно с рядом заинтересованных министерств и ведомств при разработке законопроекта "Об амнистии в связи с легализацией имущества" тщательно изучило действующее законодательство с учетом сложившейся ситуации и мировой практики.

- Какова процедура легитимизации собственности, и вообще насколько это выгодно тем физическим и юридическим лицам, которые будут ее проходить?.

- Названный законопроект предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам республики в результате проведения государством разовой акции возвратить из скрытого в легальный оборот движимое и недвижимое имущество. Закон позволит освободить лиц, легализующих имущество, от ответственности за совершение отдельных правонарушений, а также оформить свои права надлежащим образом, не опасаясь наступления негативных последствий. Например, каждый правообладатель в течение установленного законопроектом срока (6 месяцев по истечении 30 календарных дней со дня введения закона) должен обратиться в местные исполнительные органы с соответствующим заявлением, затем, после его рассмотрения - в органы юстиции для дальнейшей регистрации собственности, будь то движимое или недвижимое имущество, земельный участок или любой другой объект.

Легализующие имущество лица освобождаются от уголовной и административной ответственности, предусмотренной в законе. Так, они не будут привлечены к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, за действия при ложном банкротстве, нарушение правил бухгалтерского учета, неуплату налогов юридическими лицами и гражданами. Также эти люди не будут нести административную ответственность в области экономических правонарушений, за правонарушения в налоговом и земельном законодательстве. Имущество, в отношении которого существует судебный спор в органах суда, а также добытое преступным путем или в результате коррупционных правонарушений, легализации не подлежит.

Таким образом, указанная акция положительно повлияет на развитие регистрируемого сектора экономики. Например, проведенная в Казахстане впервые среди стран СНГ акция по легализации денежных средств граждан республики оправдала себя, поскольку размер полученных в государственный бюджет денежных средств превысил ожидаемые результаты, что позволило вовлечь их в легальный экономический оборот и повысить финансовые возможности инвестиционного рынка.

Проведение легализации важно не только для населения страны, но и для государства в целом. В условиях ужесточения контроля над финансовыми операциями в мире требования прозрачности владения собственностью и финансовыми активами будут также возрастать.

Осуществляя акцию по легализации собственности, государство будет иметь возможность обеспечить контроль и прозрачность по многим финансовым операциям, то есть значительно возрастет роль государственного администрирования.

- Не получится ли так, что государство будет постоянно вмешиваться в финансовую деятельность лиц с целью контроля за деятельностью субъектов рынка?.

- Отнюдь, государство в данном случае будет владеть полной и точной информацией о наличии активов на его территории. Этому также будет способствовать и проведение всеобщей инвентаризации недвижимого имущества, которая проводится в настоящее время во всех регионах Казахстана на основании распоряжения Премьер-Министра от 25 ноября 2002 года за №183-р. Инвентаризация недвижимого имущества осуществляется с целью выявления и постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, что в дальнейшем поможет проведению акции по легализации собственности.

Основная идея легализации базируется на том, что необходимым условием для устойчивого экономического роста становится формирование эффективной правовой системы. Одним из важнейших шагов на этом пути является укрепление четких правил взаимодействия между государством и субъектами рынка. Конституцией РК закреплен принцип экономического развития на благо всего народа, то есть государство несет ответственность за экономическое развитие всего казахстанского общества.

Планируемая акция по легализации собственности позитивно повлияет на привлечение дополнительных инвестиций, как отечественных предпринимателей, так и иностранных, позволит значительно увеличить налогооблагаемую базу путем вовлечения лиц, легализовавших имущество.

Кроме того, проведение легализации будет способствовать ограничению предпосылок для организованной преступности и коррупции. Как известно, наличие "теневого" имущества предоставляет возможность для давления и манипулирования со стороны криминальных структур и коррумпированных чиновников на лиц, которые не смогут обратиться за защитой своих прав к государству.

Наоборот, легализация собственности показывает усиление государственной власти, повышение доверия к государству со стороны общества и укрепление правовой и экономической системы страны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана назвал талантливую молодежь интеллектуальным потенциалом страны 31.10.2003
Президент РК провел рабочие встречи 31.10.2003
Конгрессмены США поддерживают усилия Казахстана по борьбе с торговлей людьми 31.10.2003
ШОС не планирует расширятся 31.10.2003
В РК более 1,4 тыс. общеобразовательных школ не имеют лицензии на осуществление деятельности 31.10.2003
Политтехнолог Станислав Белковский: Олигархам нужен "смотрящий" 31.10.2003
Смена элит 31.10.2003
Глава государства принял министра внутренних дел Заутбека Турисбекова 30.10.2003
Президент Казахстана встретился с главой турецкого холдинга "Аларко" Исхаком Алатоном 30.10.2003
В Казахстане будут разработаны критерии оценки коррупции 30.10.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz