NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 18:41 ast
16:41 msk

Фактор Чейни
Руководство Казахстана пока еще только находится в ожидании своей большой нефти, появление которой все время несколько отодвигается по сравнению с его ожиданиями. Поэтому оно выступает в поддержку любого транспортного проекта, который в перспективе может обещать более легкий и более диверсифицированный доступ казахстанской нефти на международные рынки
07.11.2003 / политика и общество

Юрий Александров, Политком.Ру, 6 ноября

США и ЕС вновь усиливают давление на Украину по поводу нефтяного транзита. Нефтепропровод Одесса - Броды еще в конце 2001 года соединил нефтяной терминал "Южный" на Черном море с транснациональным нефтепроводом "Дружба", по которому нефть из России поступает в Европу транзитом через украинскую территорию. Проект был задуман и реализован украинскими геостратегами в надежде стать посредниками в поставках в страны Европы ожидаемой большой казахстанской нефти. В их расчеты вкралась одна фундаментальная ошибка. Оказалось, что трубу протянуть легче, чем найти для нее нефть, поскольку в регионе Каспия, на который и возлагались ожидания, она пока еще отнюдь не в избытке. Более того, там идет напряженная борьба между различными претендентами на основную долю в будущем экспорте нефти. Это Россия с нефтепроводом Баку - Новороссийск, международный Каспийский трубопроводный консорциум с нефтепроводом Тенгиз - Новороссийск и, наконец, Турция вместе с Азербайджаном и Грузией - страны-участницы проекта Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Амбиции каждой из конкурирующих сторон постоянно подкрепляются все более масштабными планами многократного увеличения пропускной способности систем транспортировки, которыми они располагают или строят. И - вмешательством внешних игроков, прежде всего США и ЕС.

Неожиданное предложение

В сложившейся обстановке, казалось бы, стоило подумать о практических способах решения проблемы. Но нечто иное. Украинским руководством был одобрен новый проект: продолжить систему Одесса - Броды до польского города Плоцка с тем, чтобы оттуда гнать нефть по уже существующему там нефтепроводу в порт Гданьск на Балтийском море. При этом, видимо, полагали, что перспектива открытия нового маршрута для каспийской нефти вызовет больший интерес в Казахстане, чем одна только дополнительная линия подачи ее в нефтепровод "Дружба". Но идея опять повисла в воздухе все по той же причине - из-за отсутствия предложений нефти от реальных или потенциальных экспортеров. Польская сторона, вполне понятно, не проявила к проекту конкретного интереса, ограничившись выражениями общей поддержки идеи как таковой. И система Одесса - Броды продолжала оставаться "сухой трубой", но не в переносном, а в буквальном смысле слова, поскольку так и не удалось изыскать даже необходимую для ее заполнения технологическую нефть.

Помощь неожиданно пришла оттуда, откуда ее никак не ждали: со стороны самого главного критика проекта - России. Компания TNK-BP выдвинула парадоксальное, но тем не менее вполне осуществимое технически и экономически предложение: реверсировать (переналадить) систему в обратном направлении - не на Броды, а в Одессу. Такая идея была поддержана компанией "Транснефть", поскольку ее реализация способствовала бы решению и российской проблемы - увеличению мощностей транспортировки нефти в сторону черноморских экспортных маршрутов. При этом российская сторона заявила о готовности обеспечить полную загрузку системы, пропускная способность которой сейчас - 9 млн. тонн. Для начала TNK-BP предложила предоставить оператору системы компании "Укртранснафта" до 420 тыс. тонн технологической нефти на условиях кредита сроком на три года. ТНК объявила также тендер на железнодорожные перевозки нефти из Брод в Одессу до завершения реверса системы.

Геополитика начинает и…

Последнее слово оставалось за украинским руководством, которое склонялось к российскому предложению как разумному. Но в самый последний момент в дело вмешалась политика. Только теперь уже замешанная не только на амбициях украинских деятелей, но и на геостратегических интересах США и Европейского союза. Еще в конце мая ЕС, Украина и Польша подписали декларацию в поддержку проекта транзита каспийской нефти по трубопроводу Одесса - Броды и его достройки до Плоцка. В июне был принят украинско-польский меморандум о создании совместного предприятия для реализации плана строительства нфтепровода Броды - Плоцк протяженностью 500 км и мощностью 25 млн. тонн нефти в год.

Однако все эти действия еще носили скорее декларативный, чем практический характер и не мешали украинскому руководству обдумывать российское предложение, пока за дело не взялась Америка. 7 октября вице-президент США Ричард Чейни во время встречи с премьер-министром Украины Виктором Януковичем, находившимся в США с визитом, высказал мнение, что реверсирование системы Одесса - Броды бесперспективно: отказ от использования ее для транспортировки каспийской нефти в страны ЕС снизит геополитическое значение Украины. При этом он пообещал способствовать установлению контактов с западными нефтяными компаниями. Затем поступило сообщение, что тендер на разработку ТЭО развития системы Одесса - Броды выиграла американская компания Energy Solution, созданная для оказания помощи в реализации различных проектов государствам Восточной Европы и развивающимся странам.

Вмешательство США тут же вызвало положительную реакцию среди украинских политиков. Обсуждение российского предложения приостановилось, а председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин призвал польских парламентариев энергичнее подталкивать свое правительство к конкретным решениям. Специальный уполномоченный Украины по вопросу Евроазиатского нефтетранспортного коридора Александр Тодийчук сообщил о заключении рамочного соглашения с компанией Chevron Texaco о сотрудничестве по вопросу использования системы Одесса - Броды для транспортировки каспийской нефти в Европу. Создается также американо-украинская рабочая группа с целью объединения усилий частных нефтяных компаний для обеспечения трубопровода нефтью. Затем один из дипломатических сотрудников США в Киеве сообщил, что компания Chevron Texaco готова предоставить для системы требуемую технологическую нефть.

Правда, в самой компании эту информацию восприняли не без удивления. И вообще решение подключить нефть КТК к системе "Одесса - Броды" создало бы перед консорциумом многочисленные проблемы. Тем не менее, как говорят, дыма без огня не бывает. Возможно, исходя именно из такого предположения, глава казахстанской государственной нефтяной компании "Казмунайгаз" Каиргельды Кабылдин неофициально поддержал план использования нефтепровода в соответствии с основным замыслом. Он также подтвердил, что одна из крупных иностранных компаний в Казахстане готова предоставить украинцам примерно 400 тыс. тонн технологической нефти. По мнению Кабылдина, реализация проекта в полном объеме позволила бы Казахстану поставлять в Европу свою нефть более высокого качества, чем российская, поскольку в этом случае после Бродов нефтепровод "Дружба" разделится на две ветви и одна из них (Броды - Плоцк - Гданьск) должна быть использована именно в интересах Казахстана. В таком случае нефть можно будет поставлять в Одессу по системе КТК до Новороссийска, а оттуда танкерами по морю, а также из казахстанского порта на Каспии Актау в Баку или Махачкалу, затем по железной дороге до Батуми и после тоже танкерами в Одессу.

Руководство Казахстана пока еще только находится в ожидании своей большой нефти, появление которой все время несколько отодвигается по сравнению с его ожиданиями. Поэтому оно выступает в поддержку любого транспортного проекта, который в перспективе может обещать более легкий и более диверсифицированный доступ казахстанской нефти на международные рынки. Так обстоит дело и с российским транзитом, и с БТД, и с иранским вариантом. Тем не менее оживление вокруг реанимации проекта Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск налицо. И можно предположить, что под давлением со всех сторон украинское руководство отклонит предложение российской стороны о реверсировании уже построенной части системы. А значит, российская позиция по отношении к данному проекту должна быть как-то усилена. В принципе это возможно, поскольку на новой стадии его авторы столкнутся с той же проблемой, что и раньше. Трубу проложить можно: это вопрос только денег и техники. Получить для нее нефть - совсем другая проблема, поскольку в процессе ее реше ния придется учитывать очень много факторов: от оценки экспортного потенциала Каспийского региона до глобальной геополитики.

Полезно вспомнить не столь давнюю историю того, как обсуждался вопрос о строительстве нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Тогда многим казалось, что это мертворожденный проект: не видно нефти, слишком дорого и неясны источники финансирования, небезопасно, гораздо привлекательнее российские маршруты. Но так продолжалось только до тех пор, пока в дело не вмешались США с их геополитическими интересами. И вот нефтепровод уже строится. Одновременно идет сильное давление на Казахстан с целью побудить его направить свою нефть именно по этому трубопроводу. Точно так же можно предположить, что давление США приведет к практической реализации проекта Одесса - Гданьск, и дело опять упрется в будущую казахстанскую нефть. С учетом такой возможности и должна формулироваться и российская геоэкономическая политика.

-----

Тьмы низких истин нам дороже, нас возвышающая ложь
Владимир Павленко, oligarh.net, 5 ноября

Почти состоявшийся спаситель Тузлы министр иностранных дел Украины Константин Грищенко посетил Казахстан. Встретившись со своим местным коллегой он не преминул пожаловаться на козни Москвы, пытающейся отнять у свободолюбивого народа песчаную отмель. Но главным в их беседе было не это. Константин Иванович естественно не мог не обсудить перспективы проекта, из которого Киев пытается скрутить Москве "фигу в кармане". Мы имеем в виду многострадальный нефтепровод "Одесса-Броды".

Не наученные принятым, а потом отмененным решением ТНК отозвать свое предложение о реверсном использовании нефтепровода, украинские министры, с упрямством достойным лучшего применения, продолжают разъезжать по заграничным городам и весям, благодарно внимая рассказкам о грядущих миллионах тонн каспийской нефти, которую погонят на Запад через "Одесса-Броды" уже вот-вот.

Грищенко, хоть и опытный дипломат и внешне неглупый человек продолжил, тем не менее, традицию разглагольствования о сияющих высотах. Казахский коллега Касымжомарт Токаев пообещал украинскому министру 30 млн. тонн каспийской нефти ежегодно для заполнения нефтепровода. Украинец с удовольствием отрапортовал о "достижениях" своему правительству, тем более, что это вполне соответствовало его представлениям о необходимом соотношении длины западного и восточного векторов внешней политики богоспасаемого независимого государства.

За кадром осталось то, что Казахстан имеет 30 млн. тонн нефти, которую хотел бы продать на европейском рынке (хоть это еще и не доказано), но он не может ее туда доставить (почему и не имеет покупателей). И нефтепровод "Одесса-Броды" казахам не поможет, поскольку нефть еще надо каким-то образом доставить за две-три тысячи километров к Одесскому нефтетерминалу. И пропускная способность нефтетерминала в Одессе всего 9 млн. тонн в год, а нефтепровода 9-14 млн. тонн, как доставлять (не говоря уже кому) остальные 16-20 млн. тонн нефти не ясно. Не в собственных же карманах будет возить их Грищенко европейским потребителям, пока "Одесса-Броды" не выйдет на мощность 40 млн. тонн (если это когда-нибудь случится).

В отличие от соотечественника, казах был осторожен. Он сказал, что Казахстан испытывает интерес к нефтепроводу, поскольку интерес к нему испытывает Евросоюз – читай, в той же мере. Поскольку же ЕС не спешит вкладывать деньги в достройку трубы до Гданьска и не переводит свой интерес из академической в практическую плоскость (закупки нефти), то и интерес Астаны ни к чему ее не обязывает: интересно посмотреть, что там у украинцев получится (если получится, то можно и попользоваться).

Между тем, Россия уже увеличила поставки нефти в Польшу (через украинскую, кстати, нефтепроводную систему) на те самые пять миллионов тонн, которые якобы собирались получать по "Одесса-Броды" польские потребители. Кому теперь гнать тридцать миллионов тонн теоретической нефти? Впрочем, теоретическая нефть вполне удовлетворится и теоретическим потребителем. Жаль лишь, что деньги в бюджет тоже поступят теоретически, а нефтепровод грозит развалиться на практике.

Не стоит думать, что ТНК будет ждать у моря погоды вечно. Только за последние семь месяцев российская "Транснефтть", выполняя указание В.Путина, увеличила пропускную способность балтийского нефтепровода с 18 до 30 млн. тонн в год. В 2004 году ее пропускную способность планируется увеличить до 42 млн. тонн. Безусловно, выйдя в 2003 году на объемы добычи нефти в 8,5 млн. баррелей в день, Россия обогнала Саудовскую Аравию и стала основным мировым поставщиком не только газа, но и нефти. Но ведь потребности российских компаний в транспортных мощностях не безграничны. Уже в 2003 году "Транснефть" была способна перекачать по своим трубопроводам на 3 млн. тонн нефти больше, чем реально потребовалось. Еще немного и услуги украинского нефтепровода просто не понадобятся. Кстати, и каспийская нефть, если найдет себе европейского покупателя, может пойти на экспорт по российским же трубопроводам. Не случайно же россияне наращивают их пропускную возможность сверх всякой потребности. Между тем, именно усиленно модернизируемый Балтийский нефтепровод рассматривается экспертами самой разной национальной и государственной принадлежности как реальная альтернатива нефтепроводу "Одесса-Броды".

Украина же пока, кроме мифических миллионов тонн казахской нефти пытается напугать северного соседа интригами с официальным Минском. Киев вдруг решил признать двухсотмиллионный долг перед Беларусью, наличие которого усиленно отрицал десять лет, урегулировать все приграничные проблемы, резко увеличить товарооборот (в последнее верится с трудом) и подпольно начал зондировать почву относительно возможности проведения единой тарифной политики в отношении российских энергоносителей, прокачиваемых на запад через территории двух стран.

Перманентно ведущий с Москвой игру в кошки-мышки Лукашенко, естественно ухватился за возможность урегулировать к своему вящему удовольствию все спорные вопросы и попугать Москву "могучим" украинско-беларусским блоком (вдруг удастся чего выторговать для себя лично). В том, что Александр Григорьевич не станет окончательно ссориться с Кремлем, в руках которого находятся ключи от социальной стабильности в его стране, можно не сомневаться, но в Киеве, похоже уверовали в возможность создания "санитарного кордона" на пути российской нефти.

Русские, кстати, гонят по нефтепроводу "Дружба" через Украину 80 млн. тонн нефти, из них 35-40 млн. тонн для украинских нужд. Уже на следующий год россияне будут иметь альтернативные мощности для прокачки как минимум 15 млн. тонн нефти (если не увеличат добычу, что маловероятно). В случае игр с тарифами они могут оставить без нефти не только "Одесса-Броды", но и наполовину высушить "Дружбу", не говоря уже о вполне реальной возможности повышения ими цен на поставляемые в Украину энергоносители.

В общем, пока Грищенко радуется взаимопониманию с Касымжомартом, а Янукович договаривается с Сидорским о том, как половчее "поставить на место" "агрессивных" россиян, последние готовятся обойтись и без казахов, и без украинцев, и даже без батьки Лукашенко. А достроив "Одесса-Броды" до Гданьска Украина сможет качать в балтийское море черноморскую воду.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
28 ноября в столице состоится заседание Национального совета 28.11.2003
Парламент принял поправки к некоторым актам по вопросам налогообложения нефтяных операций 28.11.2003
Личностный фактор и мифы 28.11.2003
Гражданская партия выдвинула новый лозунг - "От народа к власти" 28.11.2003
Следствие по делу о следователях 28.11.2003
Шельф Каспия: надежды, сомнения, спекуляции... 28.11.2003
Призрак хунты бродит по Тбилиси 28.11.2003
Вашингтонская лошадка 28.11.2003
Молодой популярный французский политик положил глаз на корону Ширака 28.11.2003
Турция просит Великобританию не запугивать ее терактами 28.11.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz