Татьяна БРАУН, "Казахстанская правда", 27 ноября
Нефтяной мегапроект "Кашаган" стал в последние недели эпицентром общественного мнения, затягивая в водоворот страстей все новые силы и масс-медиа. Месторождение в соответствии с соглашением о разделе продукции осваивается международным консорциумом "Аджип ККО". Сейчас идет переговорный процесс об отсрочке первой добычи на 1,5-2 года. Именно этот перенос срока коммерческого запуска месторождения Кашаган в Северном Каспии, живо обсуждаемый казахстанским обществом в рамках "за" и "против", набрал космическое ускорение, когда прозвучала всего одна цифра: бюджет республики не досчитает 4 млрд. долларов. Мяч на поле. Тигры дерутся. Осталось среди густых ветвей найти обезьяну...
Как уже сообщала "Казахстанская правда", в Астане состоялась пресс-конференция министра энергетики и минеральных ресурсов РК Владимира Школьника, который опроверг все слухи о якобы больших потерях республики в связи с переносом сроков разработки Кашагана. Сами по себе эти "вариации на тему", как подчеркнул министр, не заслуживали бы сколько-нибудь серьезного внимания. Но эти "вариации" стали настолько регулярными, настолько тенденциозными, что можно говорить об определенной информационной политике...
Словом, Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК было озабочено информационным ажиотажем вокруг Кашагана. Оно не приемлет традиций черного PR’а, когда "чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят", когда... безответственно внушается, что "бюджет республики не досчитается 4 млрд. долларов". Высказываются практически прямые обвинения в получении взяток теми, кто готовил и подписывал эти контракты. И вообще, ставится под сомнение проводимая Президентом и Правительством политика Казахстана в нефтегазовой сфере, в отношениях с крупными иностранными инвесторами.
Владимир Школьник заявил, что в данном случае "речь идет о сознательном или несознательном искажении фактов, нагнетании ажиотажа вокруг трудного и конфиденциального переговорного процесса по крупнейшему международному проекту. О целенаправленном введении в заблуждение казахстанской и мировой общественности. Подрыве доверия инвесторов, наконец".
Но а если по существу, то речь идет о Соглашении о разделе продукции по казахстанскому сектору Северного Каспия. Подписывалось оно в ноябре 1997 года в Вашингтоне, открыто, с участием официальных представителей госдепартамента США, тогдашнего вице-президента Альберта Гора, руководителей Казахстана.
За переговорами, а затем и подписанием СРП следил весь цивилизованный мир. И не только следил, но и очень живо обсуждал. Потому обвинения в том, что кто-то, дескать, получил "банальную взятку за составление таких контрактов", абсолютно беспочвенны, безосновательны, сказал на пресс-конференции Владимир Школьник. Он также отметил, что вышеуказанное СРП было заключено в то время, когда Республика Казахстан наряду с другими независимыми государствами боролась за привлечение крупных инвестиций для развития своей экономики. Это крупнейший в мире, один из самых сложных проектов.
Бессмысленным является утверждение о том, что в случае переноса сроков добычи первой нефти на Кашагане бюджет республики потеряет 4 млрд. долларов. Эти заявления не подтверждены экономическими расчетами и противоречат данным казахстанских специалистов. Естественно, проект очень чувствителен к колебаниям цен на нефть, и потому объем инвестиций за время проекта составляет 50-60 млрд. долларов, из них только капитальные затраты - 20-25 млрд. долларов.
И тем не менее в настоящее время между республикой и представителями подрядных компаний действительно возникли разногласия. Подрядчик намерен перенести срок начала коммерческой добычи с 2005 года на 2006 или 2007 год. И в этом бодании государства и инвестора нет ничего сенсационного или противоправного. Условиями СРП, как подчеркнул министр на встрече с журналистами, такой перенос срока начала Кашаганской коммерческой добычи предусмотрен.
Однако, с другой стороны, напомнил Владимир Школьник, когда произошел выбор подрядчика - компании "Аджип ККО", - президент Казахстана выдвинул пять дополнительных условий, в том числе обязательную утилизацию попутного газа, привлечение максимального числа казахстанских подрядных организаций, участие национальной нефтегазовой компании в реализации проекта и высокие экологические стандарты. Тогда же в качестве первой задачи подрядчика Глава государства назвал соблюдение сроков добычи первой коммерческой нефти - 2005 год. И подрядчик все эти условия принял.
- Это было своеобразное джентльменское соглашение, - подчеркнул Владимир Школьник.
Но, помимо джентльменского соглашения, которое в бизнесе дорого стоит, есть еще и объективные факторы, которые вызвали задержку реализации проекта. В процессе освоения месторождения Кашаган оператор проекта "Аджип ККО" столкнулся с весьма серьезными объективными техническими и климатическими проблемами. Среди них - устройство надежной ледовой защиты островов бурения и добычи, платформ, подводных сооружений. Первоначальная концепция ледовой защиты посредством отсыпки дамб на практике не оправдала себя. В данное время разрабатывается и применяется особый затопляемый тип баржи для ледовой защиты.
По данным консорциума, запасы Кашагана составляют девять миллиардов баррелей нефти, что позволяет добывать около 1,0 миллиона баррелей в день (50 миллионов тонн в год) в течение долгого времени. На первом этапе освоения Кашагана "Аджип ККО" планирует добывать 22 млн. тонн нефти в год, на втором - 45 млн. тонн, а на третьем этапе - до 60 млн. тонн. Напомним также, что в проект уже вложено 2,2 миллиарда долларов. Помимо ENI, в консорциум, созданный для разработки крупнейшего из обнаруженных за последние 30 лет в мире месторождений, входят Total, Exxon Mobil и ConocoPhillips, Royal Dutch/Shell и Inpex.
В ходе пресс-конференции в Астане президент ЗАО "Национальная компания "КазМунайГаз" Узакбай Карабалин сообщил также, что в целом на сегодня по северокаспийскому проекту пробурено 6 разведочных скважин. А в нынешнем году открыто еще и "целое созвездие" новых месторождений - Юго-Западный Кашаган, Актоты, Кайран-1. Это доказывает, убежден глава национальной нефтегазовой компании, что потенциал казахстанского сектора шельфа Каспия очень высок.
Сегодня и у тех, кто осуществляет нефтяные проекты, и у тех, кто занимается критическим анализом энергетического рынка страны, наработан широкий спектр модных и не всегда точных схем и ярлыков - "нефтяное проклятие", "парадокс изобилия", "голландская болезнь", "порок процветания", "нигерийский синдром", "экономическое несварение"... А самая модная тема, конечно, взятки... И это объяснимо: и те и другие действуют в логике борьбы за власть и ресурсы, влияние и территории... Жаль, что в проигрыше оказывается государство, то есть мы с вами...
В этом плане вопрос "Кто отдал предпочтение именно "Аджип ККО" как оператору проекта, хотя было много желающих?", который также активно обкатывался в отечественных масс-медиа, стал предметом обсуждения на пресс-конференции. Министр энергетики и природных ресурсов разъяснил, что в соответствии с условиями заключенного СРП, а именно статьи 12.1, подрядные компании, участвующие в реализации данного проекта, сами осуществляют выбор оператора. И на это не нужно согласия республики.
"На все эти выпады можно было бы не отвечать, если бы напряжение вокруг проекта не нагнеталось именно в тот момент, когда ведутся сложные переговоры. Представители нашей страны пытаются максимально отстоять интересы Казахстана. И любая недостоверная информация в СМИ может отразиться на прочности наших позиций по защите интересов Республики на этих переговорах. В этих условиях подобные заявления СМИ, повторяю - ничем не мотивированные, наносят ущерб экономическим интересам нашей страны. Я не могу назвать подобные сюжеты иначе, чем информационной провокацией, направленной на подрыв экономической безопасности Казахстана.
У меня - не как у министра, отвечающего за данное направление, а как у гражданина - вызывают активное неприятие такие попытки не просто исказить факты, опорочить, опошлить социальной демагогией сложнейший процесс реализации крупного международного проекта. Это попытки подорвать доверие людей к государственной власти, искусственно повысить градус социальной напряженности, ухудшить благоприятный инвестиционный климат в Казахстане. Кому это выгодно - тема, видимо, отдельного разговора и специальных журналистских исследований", - заявил Владимир Школьник, давая оценку событиям последних дней.
Так что обезьяну на высоком дереве нам еще предстоит вычислить. Как, впрочем, и тех, кто любит таскать каштаны чужими руками. Большая ложь о 4 млрд. долларов разоблачена, опровергнута. Руководители "КазМунайГаза" только что вернулись из Лондона, где был тяжелейший переговорный процесс. Он будет продолжен в Астане. Что же касается компенсации, то, как заверил Владимир Школьник, она может быть "гораздо выше" 150 миллионов долларов. Кстати, независимые аналитики называют цифру в 500 миллионов долларов. Но это только предположения. |