NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 18:48 ast
16:48 msk

Экстремизм - враг истинной веры
Определенный резонанс среди павлодарцев вызвало сообщение, прозвучавшее в ряде местных и республиканских средств массовой информации, о фактах распространения в Павлодаре листовок религиозной партии "Хизб-ут-Тахрир"
03.12.2003 / политика и общество

К.ПЕТРОВ, "Звезда Прииртышья", 2 декабря

Определенный резонанс среди павлодарцев вызвало сообщение, прозвучавшее в ряде местных и республиканских средств массовой информации, о фактах распространения в Павлодаре листовок религиозной партии "Хизб-ут-Тахрир".

С просьбой дать свой комментарий по этому поводу мы обратились к заместителю начальника департамента внутренней политики области Даулету ЗАКАРЬЯНОВУ.

- Даулет Коканович, не могли бы вы подробнее рассказать о "Хизб-ут-Тахрир", что это за организация, какие идеи и цели она проповедует?

- Полное название организации, провозглашающей себя политической партией, - "Хизб-ут-Тахрир аль Ислами", что в переводе с арабского означает "Исламская партия освобождения". Ранее называемая как "Партия свободы" она была основана в Иерусалиме в 1953 году на базе палестинского отделения организации "Братья мусульмане" и характеризуется как крайне реакционная организация радикального толка. В начале своего пути деятельность "партии освобождения" распространялась только на Ближний Восток, а сегодня ее подразделения можно найти в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Северной Африке, Турции и странах Западной Европы. Штаб-квартира организации находится в Лондоне. История деструктивной и террористической деятельности "Хизб-ут-Тахрир" насчитывает уже не одно десятилетие.

Вот что сообщала газета "Правда" 22 ноября 1982 года в колонке международных новостей: "В ходе операции, проведенной под кодовым наименованием "Ястреб", в Анкаре турецкой службой безопасности арестованы двадцать два активиста праворадикальной террористической организации "Хизб-ут-Тахрир", тесно связанной с некоторыми зарубежными мусульманскими группировками экстремист-

ского толка. Они обвиняются в том, что в нарушение конституции вели подрывную деятельность, направленную на установление в Турции политической и правовой системы, основанной на религиозных догмах. Прибегая к оружию, экстремисты чинили беспорядки. В отношении к боевикам этой группировки прокуратура требует вынесения им сурового наказания, вплоть до смертного приговора".

В последнее десятилетие "Хизб-ут-Тахрир" распространила свою деятельность на Центрально-Азиатские государства, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, Азербайджан.

Цель партии - содействовать возвращению мусульман к исламскому образу жизни, когда все стороны жизни должны основываться на нормах шариата, и распространению исламской веры в мире путем джихада - по их толкованию "священной войны против неверных". При этом декларируется, что реализация этой цели возможна лишь путем изменения существующего строя в мосульманских странах, воссозданию единого (объединяющего весь исламский мир) теократического государства - Халифата. В состав Халифата, по мнению основателей партии "Хизб-ут-Тахрир", должны войти в статусе регионов (вилаятов) все страны мира, большинство населения которых исповедуют ислам, в том числе республики Средней Азии и Казахстан.

В документах "Хизб-ут-Тахрир" правительства мусульманских стран характеризуются как неисламские, а причиной всех сегодняшних проблем мусульманского сообщества объявляется отсутствие ислама в ее повседневной жизни, в том числе отсутствие исламской системы правления. Партия считает западную демократию неприемлемой для мусульман, по утверждению ее теоретиков, жизнь мусульман должна регламентироваться законами шариата.

По мнению компетентных специалистов, содержание литературы хизбуттахрировцев свидетельствует о целенаправленном стремлении авторов воздействовать на сознание верующих в выгодном им плане, в том числе за счет своего, отличающегося от общепринятого, толкования Корана.

Вот что, например, написано в книге "Система ислама", автором которой является основатель "Хизб-ут-Тахрир", судья шариатского апелляционного суда Такитдин Набахоний: "Исламское общество появляется на свет тогда, когда получают преобладание исламское мышление и настроения, а среди людей распространяется исламский образ жизни, то есть исламская система организации жизни общества".

Подобное в нашей недавней истории уже было. То есть опять провозглашается идея построения идеального общества всеобщего благополучия и справедливости, безо лжи и обмана, ради достижения которой можно пойти на устранение несогласных, насаждение единых для всех религиозных воззрений и норм поведения.

Для того чтобы утвердить исламскую систему организации жизни, идейные лидеры партии призывают "убрать физические препятствия на этом пути", "воспользоваться принуждением, применением силы".

Так подробно о "Хизб-ут-Тахрир" я рассказываю для того, чтобы было ясно, какую серьезную опасность она может представлять для нашего общества. Думается, нет особой необходимости в дополнительных комментариях и аргументах, убеждающих, что партия "Хизб-ут-Тахрир" по своей идейной направленности является экстремистской религиозной организацией тоталитарного образца.

Если у кого-то сложилось иллюзорное представление, что активисты "Хизб-ут-Тахрир" являются праведниками и борцами за чистоту "истинного" ислама, то они глубоко заблуждаются. В Коране - священной книге всех мусульман нет ни слова о превосходстве ислама над другими религиями. Ислам категорически отрицает насилие в религии:

Не разрешил в религии Он (Бог) принужденья.
Разнится ясно истина от заблужденья;
Кто зло отверг и обратился к Богу,
Обрел надежную опору.
Для коей сокрушенья нет,
Аллах все слышит и Всеведущ!
(Коран, Сура 2, а. 256).

Как и другие мировые и традиционные религии, ислам - это гуманистическое вероучение, несущее вечные истины и высокие нравственные ценности.

- Как следует квалифицировать действия тех людей, кто распространял листовки "Хизб-ут-Тахрир"?

- Конечно же, это компетенция правоохранительных органов и юристов, которые, думаю, дадут должную правовую оценку их деяний. По большому счету, печатание и распространение листовок подобного содержания можно рассматривать как попытку вмешательства во внутренние дела суверенных государств, наших традиционных дружественных соседей - Узбекистана и Таджикистана.

Кроме того, пропаганда идей создания Халифата, по моему личному убеждению, есть не что иное, как призыв к свержению конституционного строя и созданию теократического государства. А согласно нашей Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством с президентской формой правления.

Экстремизм, на чем основаны идеи радикальных религиозных организаций, подобных "Хизб-ут-Тахрир", по своей сути, является формой насилия по отношению к свободе и правосудию независимо от характера его прикрытия. Религиозный экстремизм ничем не отличается от любой другой формы идеологического насилия. Его последователи полагают оправданными свои попытки силой принудить к своей системе веры других. Те мусульмане, которые не согласны с их действиями и страдают от их ложных ориентиров, рассматриваются ими как вероотступники.

Необходимо отметить: привлекая на свою сторону граждан, активисты организации подчеркивают, что действующее законодательство Казахстана бессильно противостоять их идеологии. В связи с чем, дескать, правоохранительные органы не могут привлечь их к уголовной ответственности за участие в деятельности партии. Но это не так. И об этом следует помнить любому казахстанцу, столкнувшемуся с представителями партии "Хизб-ут-Тахрир". Необходимо знать, что нормами Основного Закона в республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств и партий на религиозной основе.

Практика судебных разбирательств, связанных с деятельностью "Хизб-ут-Тахрир", в южных регионах Казахстана уже имеется. Так, в мае 2001 года в г. Шымкенте областной суд признал виновными и осудил на различные сроки лишения свободы четырех задержанных членов партии по статьям, касающимся возбуждения социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды, публичных призывов к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан.

В марте 1998 года было предложено внести некоторые поправки в Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", в том числе положение о запрещении отдельным лицам и группам людей распространять печатные или иные материалы, содержащие определенные идеи религиозного экстремизма и реакционного фундаментализма. Однако данные предложения в законодательство до сих пор проходят обсуждение и не приняты.

На днях в СМИ прозвучало сообщение, что в ближайшее время КНБ РК представит в Парламент для законодательного утверждения список террористических организаций, чья деятельность на территории страны будет запрещена. Убежден, что "Хизб-ут-Тахрир" будет включен в этот список.

Иначе и быть не должно. Партия "Хизб-ут-Тахрир" в России уже объявлена вне закона. Деятельность этой религиозно-политической организации экстремистского толка запрещена во многих мусульман-

ских странах, в том числе в Иране, Пакистане, Саудовской Аравии...

- Насколько реальна угроза распространения в Казахстане идей религиозного экстремизма и терроризма, проповедуемых такими религиозно-политическими организациями как "Хизб-ут-Тахрир"?

- После событий 11 сентября 2001 года мировое сообщество убедилось в том, что экстремизм и международный терроризм несут угрозу не только отдельным странам и регионам, но и всему цивилизованному миру. Проблема экстремизма и связанного с ним терроризма является социально осознанной и для стран Центральной Азии, в первую очередь Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Все мы хорошо помним взрывы в центре Ташкента в 1999 году, неоднократное вторжение в Баткентский район Кыргызстана и захват заложников, организованные подпольной религиозно-политической организацией "Исламское движение Узбекистана", с которой, кстати, "Хизб-ут-Тахрир" имеет тесные взаимоотношения.

Деятельность религиозно-политических и сепаратистских организаций экстремистского толка обозначилась в Узбекистане и Таджикистане еще в начале 90-х годов прошлого столетия. В этих республиках ислам традиционно оказывал существенное влияние на уклад жизни местного населения и формирование системы общественных отношений, даже в периоды гонений на всякую религиозную деятельность. Кроме того, их приграничное положение способствовало усилению внешнего влияния, и в первую очередь со стороны таких мусульманских стран, как Афганистан и Иран.

Однако главной причиной роста влияния религиозно-политических организаций и распространения идей государственного переустройства на религиозных принципах является все же не массированная внешняя поддержка, а тяжелые экономические и социальные проблемы этих государств. Как показывает практика, основу организаций, подобных "Хизб-ут-Тахрир", составляют молодые безработные люди из малообеспеченных семей в возрасте 18-25 лет. Низкий уровень жизни населения в среднеазиатских республиках, где среднемесячный доход на одного человека составляет от 5 до 20 долларов США, их социальная невостребованность, неустроенность и создает питательную почву для распространения религиозных экстремистских идей.

Что касается Казахстана, то ситуация здесь в этом плане имеет серьезные отличия от других республик Центральной Азии. Ислам в нашей стране никогда не носил резко выраженного ортодоксального характера. Абсолютное большинство мусульман в Казахстане традиционно исповедуют суннизм ханафитского мазхаба, для которого характерны терпимость к инакомыслию, использование местного обычного права. Ислам у нас никогда не политизировался, а религиозная элита не противопоставляла себя светской власти. Религиозный фанатизм и ценности теократического государства всегда были чужды для нашего народа.

Серьезным фактором в сохранении стабильности в конфессиональной сфере является и либеральное законодательство, гарантирующее равные права всем существующим в стране религиям. Хотя, следует признать, что необходимость внесения изменений и дополнений в действующий Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" давно назрела. Законодательство, регулирующее отношения в религиозной сфере, разрабатывалось и принималось в тот период, когда об экспансии идей экстремизма даже и не задумывались. Официально в законе нет таких определений как "реакционный фундаментализм" и "религиозный экстремизм". Получается, что есть совершенно очевидное явление, именуемое "религиозным экстремизмом", а юридического толкования этого термина нет.

Политика государства, направленная на недопущение политизации религии, невмешательство органов власти и религии в дела друг друга, также позитивно влияет на внутриконфессиональную ситуацию в республике.

Но все же самой важной причиной того, что распространение радикальных религиозных идей Казахстану, тем более нашему региону, серьезно не угрожает, является отсутствие для него широкой социальной базы, наше устойчивое социально-экономическое положение. Самой надежной преградой экстремизму является динамичное развитие экономики Казахстана, реальное улучшение жизни его граждан, растущая уверенность наших граждан в своем будущем.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нурсултан Назарбаев глазами казахстанцев 31.12.2003
Рабочий график главы государства 31.12.2003
Путин поздравил глав государств зарубежных стран с наступающим Новым годом 31.12.2003
Назначены новые руководители ГУВД Алматы и Алматинской области 31.12.2003
Политбои местного значения 31.12.2003
Новый аким СКО подвел итоги уходящего года 31.12.2003
Октавиан Путин 31.12.2003
Глазьев, Хакамада и Геращенко разрушают "маргинальный" сценарий выборов главы России 31.12.2003
"Посол США ведет себя хуже, чем второй секретарь ЦК" 31.12.2003
Нурсултан Назарбаев: "Мы тратим огромные силы и средства, чтобы обезопасить себя и прикрыть Россию" 30.12.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz