Канат САУДАБАЕВ, посол Казахстана в США "Казахстанская правда", 3 декабря
Проблемы взаимоотношений с исламским миром весьма остро стоят перед США. Недавно специальная рабочая группа экспертов по "общественной дипломатии в арабском и мусульманском мире" представила в конгресс доклад, основная рекомендация которого сводится к необходимости усиления диалога. В этой связи особое внимание в США привлекло проведение в Астане по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева Первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Напечатанная на днях в США статья посла Казахстана Каната Саудабаева "Мы призываем к диалогу, а не к вражде" вызвала живые отклики. Она опубликована изданием "Дипломатик трафик" и Институтом религии и общественной политики (г. Вашингтон). Предлагаем вашему вниманию ее перевод, а также некоторые читательские отклики.
* * *
Сегодня разного рода экстремисты зачастую используют вопросы веры для разжигания вражды между людьми, преследуя весьма далекие от религии корыстные цели, хотя все конфессии призывают к терпимости, согласию и братству.
Именно об этом заявили миру участники Первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий, которые собрались в Астане по инициативе Президента светского и преимущественно мусульманского Казахстана Нурсултана Назарбаева. По окончании форума высокопоставленные клерикалы от ислама, христианства, буддизма, иудаизма, индуизма, даосизма, других религий приняли декларацию, в которой заявили, что "экстремизм, терроризм и другие формы насилия во имя религии не имеют ничего общего с ее истинным пониманием, являются угрозой для человеческой жизни и, соответственно, должны быть отвергнуты... Межрелигиозный диалог является одним из ключевых способов общественного развития и улучшения благосостояния всех народов, поощрения толерантности, взаимопонимания и гармонии".
Съезд стал достойным ответом тем, кто распространяет идеи "столкновения цивилизаций", нетерпимости, ненависти и терроризма. Форум также продемонстрировал миру, что все эти благородные цели реальны и достижимы. Убедительным свидетельством тому является сегодняшний Казахстан, где в мире и согласии живут мусульмане, христиане, евреи, буддисты и приверженцы иных религий, где религиозное возрождение и свобода вероисповедания являются важнейшими ценностями нашего общества. Как справедливо отметил Папа Римский Иоанн Павел II, Казахстан служит "примером гармонии между мужчинами и женщинами различного происхождения и различных верований".
По велению зачастую злой судьбы Казахстан, как ни парадоксально, действительно стал сегодня центром уникального многообразия и толерантности.
Как известно, в течение почти 75 лет XX века Казахстан находился под тоталитарным господством советского коммунизма. Советы проводили жестокие эксперименты над нашей землей и народами. В 1930-х годах за насильственным введением оседлого образа жизни для традиционно кочевого казахского этноса последовал обширный голод. Вкупе с почти 500 ядерными испытаниями в течение 40 лет это привело к лишениям, смерти и миграции миллионов казахов. В 1940-х годах Сталин депортировал в Казахстан сотни тысяч немцев, чеченцев, корейцев и других, поскольку режим считал их ненадежными перед лицом вторгшихся нацистов на западе и японцев на востоке СССР. Тысячи русских и представителей других народов были брошены в советские концентрационные лагеря на территории Казахстана, входившие в систему ГУЛАГа. За свои религиозные убеждения в Казахстан были сосланы многие евреи. В 1950-е годы более миллиона русских, украинцев и белорусов прибыли в Казахстан для оказания помощи в освоении наших земель в рамках программы поднятия целины.
Казахи в трудные времена предоставили этим людям кров, поделились хлебом. Официальная коммунистическая идеология не поощряла естественное стремление людей к Богу. Напротив, религиозная жизнь подавлялась; старинные мечети, церкви и синагоги закрывались и использовались как магазины, склады и даже дискотеки, вместо того чтобы служить домами религиозного поклонения.
Религиозное возрождение и свобода вернулись в Казахстан только после обретения им независимости. За недолгие 12 лет во всех регионах страны были восстановлены старинные храмы и построены сотни новых мечетей, христианских церквей и синагог. Краеугольный камень в строящуюся сейчас в Астане новую синагогу заложил в 2002 году конгрессмен Роберт Уекслер. Сегодня в Казахстане насчитывается 3 000 религиозных ассоциаций более 40 религиозных конфессий, которые объединяют людей ста различных национальностей, свободно исповедующих свою религию. Недавно Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о планах строительства в Астане единого центра, где под одной крышей разместятся молельные дома многих религий.
Такой опыт взаимного уважения и согласия стал фоном, на котором Президент Назарбаев созвал съезд. Горячий отклик мировых религиозных лидеров на обращение участников этого форума стал отражением того уважения, с которым они относятся к Президенту и его политике.
По этой же причине многие лидеры из США и других стран поддержали наши устремления по наведению мостов между религиями и цивилизациями.
В своем послании Президенту Назарбаеву Президент США Джордж Буш заявил, что "для Соединенных Штатов, в свою очередь являющихся многонациональной и религиозно многообразной страной, такие встречи подчеркивают важность сотрудничества с нашими друзьями в Центральной Азии по продвижению ценностей толерантности и уважения, формирующих основы демократии".
"Достойным вкладом Казахстана в дело поддержания мира и согласия в эти сложные времена" назвала астанинский форум двухпартийная группа сенаторов и конгрессменов США в своем письме на имя Президента Казахстана. Сенаторы Сэм Браунбек и Конрад Бернс, конгрессмены Джордж Раданович, Джо Питтс, Роберт Уекслер, Эни Фалеомаваега, Эдолфус Таунс и другие также поблагодарили Казахстан "за принятие последовательных и конкретных шагов по сокращению растущего разрыва между мусульманами и евреями в то время, когда напряженность на Ближнем Востоке находится в зените, а по всему миру наблюдается рост нетерпимости и антисемитизма".
...В недавнем докладе конгрессу США консультативной группы по общественной дипломатии в арабском и мусульманском мире, которую возглавлял Эдвард Джереджян, отмечалось, что более тесный диалог между мусульманским и западным мирами сегодня актуален как никогда.
Такой вывод очевиден. Также очевидны и трудности в его реализации.
Но пример Казахстана, плодотворно сотрудничающего с Соединенными Штатами, Западом и исламским миром и выступающего за диалог религий и цивилизаций, вселяет уверенность, что в мире восторжествуют терпимость и взаимопонимание, а не вражда и насилие.
Ирвин ГОНШАК, г. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк:
- Такой подход может привести к более мирному решению проблем мира.
Норман ГРИНФЕЛД, г. Калгари, Канада:
- Тот факт, что более 120 делегатов от 18 религий собрались в Казахстане для того, чтобы осудить терроризм и заложить основы организации по снижению насильственных столкновений между различными верами является пусть небольшим, но лучиком света в мире, накрытом темным облаком экстремизма.
Даниэл ГИБРАН, профессор политологии университета штата Теннесси, г. Нэшвилл:
- Посол написал блестящую статью. Его слова весьма своевременны и, безусловно, будут хорошо восприниматься американцами. Дальновидность же вашего Президента, организовавшего этот съезд, уже сама по себе ставит его в разряд лидеров мирового масштаба. Должен сказать, что Президент Назарбаев всегда был человеком инновационных идей и видения. |