NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 04:42 ast
02:42 msk

"Я ощущаю, что мы на правильном пути"
Нурсултан Назарбаев: Мы порой говорим о свободе и демократии, о благе народа, процветании и культуре, но все это пустые слова, если в стране не создана мощная, способная решать эти вопросы экономика!
16.12.2003 / политика и общество

Астана. 13 декабря. КАЗИНФОРМ

Казахское информационное агентство распространяет текст доклада Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на торжественном собрании, посвященном двенадцатой годовщине Независимости Республики Казахстана в Астане 13 декабря. Текст доклада предоставлен пресс-службой Администрации Президента РК.

***

Дорогие соотечественники!
Дорогие друзья!

Двенадцать лет назад мы обрели независимость и приступили к реализации беспрецедентных задач строительства государства, общественного и экономического переустройства. Экономика – это основа всего: политики, культуры, основа самой жизни государства, общества, каждого конкретного человека, его семьи. Жизнь устроена так, что решение любого, даже на первый взгляд не связанного с экономикой вопроса, все равно зависит от нее.

Мы порой говорим о свободе и демократии, о благе народа, процветании и культуре, но все это пустые слова, если в стране не создана мощная, способная решать эти вопросы экономика! Вот почему свое сегодняшнее выступление я посвящаю экономической сфере. Те, кто делали упор на политику, а не на экономику – проиграли. Вспомните бывший СССР, посмотрите на ситуацию в ряде постсоветских республик. С обретением независимости мы реально стояли перед пропастью, и это не просто слова. Предприятия останавливались или работали на склад, так как продукция не находила сбыта. Десятки тысяч людей оказались без работы и средств к существованию. Критическая ситуация сложилась и на селе. Колхозы и совхозы, ориентированные на централизованные закупки, остались без сбыта и денег. Как следствие этих негативных процессов в бюджет не шли налоги, и было нечем выдавать зарплату и пенсии. Кризис начался не с обретением независимости, он уже вовсю бушевал в недрах советской плановой экономики.

Ключевая задача первого десятилетия Независимости заключалась в коренном изменении экономических отношений. В ином случае с возникшими проблемами справиться было невозможно. А они были налицо. Производство товаров народного потребления неуклонно сокращалось. Пустые прилавки отражали имевшееся несоответствие спроса и предложения. Среди пятнадцати союзных республик Казахстан практически по всем показателям занимал десятое-двенадцатое места, заметно отставая от прибалтийских и закавказских республик, Белоруссии, Молдавии и Украины.

А сегодня Казахстан вышел в СНГ по уровню ВВП на душу населения на второе место после России, находится в группе лидеров практически по всем социально-экономическим показателям.

* * *

Двенадцать лет назад политическое руководство страны столкнулось с огромным количеством острейших и неотложных задач. События развивались с такой скоростью, что нам порой приходилось не столько управлять происходящими процессами, сколько бежать вслед за ними. Было ясно, что надо как можно быстрее сломать прежнюю систему государственного патернализма, перейти от государственной собственности к частной, от иждивенчества и ожидания, что "сверху" все решат – к ответственности и предприимчивости. Поэтому особенно важным было вовлечь в происходящие процессы как можно больше людей, сломать их предубеждения против новых реалий. Во многом этому способствовали раздача приусадебных и дачных участков, а также передача в собственность граждан государственных квартир.

Неординарность ситуации, в которой оказался Казахстан, абсолютная новизна предстоящих задач и неподготовленность тех многих руководителей к их решению требовали неординарных решений. Мы должны были узнать мировой опыт, найти свежие, нестандартные идеи, привлечь инициативных, новаторски настроенных люди. Поэтому, особенно в первые годы, в Казахстане активно использовался институт иностранных советников. Тогда в 1991 году, еще во времена СССР, у нас побывал легендарный Ли Куан Ю – бывший Премьер-министр Сингапура. Разобравшись, что происходит, он тогда сказал буквально следующее: "Там, где политика идет впереди экономики, мне делать нечего. Процессы приобрели неуправляемый характер. СССР развалится". Его слова оказались пророческими.

Помимо иностранных консультантов была сознательно сделана ставка на молодых специалистов, незашоренных бюрократическими привычками и догматами прошлого. Эти принципы неуклонно проводились и проводятся в жизнь. В 1992-ом – 1994-ом годах Казахстан, несмотря на все трудности, успешно претворил в жизнь первую трехлетнюю "Стратегию становления и развития Казахстана как суверенного государства". Были созданы новые институты государства – Министерство обороны, иностранных дел, Национальный банк и многие другие. В конце 1993-его года был внедрен один из ключевых атрибутов независимости – национальная валюта. Все это говорило о том, что Казахстан состоялся как независимое суверенное государство.

Но в экономике, к сожалению, наблюдалась совсем иная картина. Не получая необходимых законов, не имея законодательного подкрепления, она стремительно катилась вниз. Все это происходило на фоне нараставшей политической борьбы, что отвлекало от принятия и реализации жизненно важных для страны и народа решений.

В июне 1994-го года я внес в Парламент Меморандум об экономической политике на предстоящее трехлетие, в котором была определена новая стратегия. Она включала в себя набор известных в мире, но жестких мер по решительному реформированию экономики и установлению макроэкономической стабилизации. И первым шагом стало решительное изменение отношений собственности, быстрая и энергичная приватизация, к которой нас подталкивала сама жизнь.

Приватизация в Казахстане прошла четыре этапа.

Сначала (1991-ый - 1992-ой года) она носила так называемый инициативный характер, когда государственные органы принимали решение только после получения от коллектива предприятия соответствующей заявки. И лишь тогда проводились аукционы, конкурсы или осуществлялась безвозмездная передача трудовому коллективу производственной и социальной инфраструктуры. Так было приватизировано свыше четырех с половиной тысяч объектов, в том числе почти полтысячи совхозов, переданных в коллективную собственность. Стоит заметить, что передача сельскохозяйственных предприятий осуществлялась через персонификацию собственности с определением имущественных и земельных паев каждого работника. Опыт первого этапа приватизации в Казахстане показал ограниченность существовавших инструментов преобразования собственности, разрабатываемых с ориентацией на коллективистские начала, что, в общем-то, было неизбежно и естественно в то время. Иначе нас просто бы не поняли.

Основными признаками следующего этапа (1993-ий – 1995-ый годы), когда мною была утверждена Национальная программа разгосударствления и приватизации, стали отказ от принципов инициативного разгосударствления, разработка и применение антимонопольных мер. В эти сроки мы приступили к трем видам приватизации: малой и массовой, по индивидуальным проектам и по агропромышленному комплексу. Мы провели малую приватизацию в сжатые сроки, реализовали более шести тысяч объектов. Это позволило значительно оживить, внести разнообразие в сферы бытового обслуживания, торговли, общественного питания.

Параллельно шла работа по акционированию предприятий. Первыми в тот период были проданы по индивидуальным проектам Алматинский табачный комбинат и Чимкентская кондитерская фабрика. В сложной ситуации оказался гигант казахстанской индустрии - Карметкомбинат. В начале 1995-го года запасов кокса оставалось на три дня, при этом полностью отсутствовали оборотные средства. Долги по зарплате превышали шесть месяцев. В этих условиях только крупные частные инвестиции могли спасти предприятие. Поэтому комбинат был продан. Новые собственники сразу погасили задолженность по заработной плате, произвели выплаты по регрессным искам. За восемь лет общая сумма инвестиций составила 521 миллион долларов. В короткие сроки были осуществлены ремонт доменных печей, реконструированы важнейшие технологические линии. Более того, введен цех горячего цинкования и алюминирования.

За восьмилетний период Евразийская промышленная Ассоциация успешно преодолела кризис на предприятиях горнодобывающей и металлургической промышленности, стабилизировала их работу и восстановила позиции на мировых рынках. Только на финансовое оздоровление и реабилитацию предприятий группы после приватизации было вложено 290 миллионов долларов. А всего в развитие производства за прошедшие годы инвестировано более девятисот миллионов долларов, что позволило создавать новые производственные мощности. Только в развитие новой столицы ею было вложено 48 миллионов долларов.

В 1995-ом году "Жезказганцветмет" находилось на грани банкротства, имея долги в 170 миллионов долларов, в том числе 10 миллионов долларов по зарплате. На следующий же год корпорация "Самсунг" выиграла тендер на покупку акций компании. Они рассчитались с долгами и вложили сотни миллионов долларов инвестиций. Объем производства за эти годы вырос до четырехсот тысяч тонн, что является рекордом за всю историю комбината.

Среди казахстанцев в то время никто еще не мог стать инвестором. А такие крупные промышленные гиганты трудно было поддерживать или выкупить даже вскладчину.

Третий этап приватизации (1996-ой – 1998-ой годы) стал этапом перехода к секторным программам, когда началась приватизация в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли.

Четвертый же этап, который начался с 1999 года и продолжается по настоящее время, характеризуется новыми подходами по распределению полномочий между уровнями государственного управления в вопросах регулирования и распоряжения государственной собственностью.

Так был сформирован в экономике частный сектор. В настоящее время в нем производится около восьмидесяти пяти процентов объема промышленной продукции республики. Частный сектор требовал четко установленных правил игры, современной рыночной законодательной базы, не отягощенной советскими пережитками. А сами реформы требовали сильной и централизованной вертикали исполнительной власти, когда все уровни управления без раскачки выполняют инструкции из Центра. Хочу напомнить, что "старый" Верховный Совет работал по принципу: мы будем принимать законы, а деньги для их исполнения пусть ищет Правительство. Когда казна нашей страны была пуста, это было похожим на провоцирование недовольства народа.

Граждане Казахстана поддержали наш экономический и политический курс по реформированию общества. И в 1995 году впервые на референдуме проголосовали за новую Конституцию, которая закрепила президентскую форму правления, ставшую эффективным инструментом углубления реформ. Она разделила единую систему власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, а также способствовала принятию нужных стране законов. Именно эта Конституция обеспечила и обеспечивает сейчас стабильность в обществе, создала предпосылки для успешного экономического развития.

Именно это не нравится нашим "друзьям" извне и внутри страны, которые ратуют за перекройку или полную замену Конституции – нашего Основного Закона. Мы все должны знать: стабильность Конституции – стабильность государства. Из-за нарушений законодательства о выборах в начале 1995-го года Верховный Совет был распущен. Но еще до избрания двухпалатного Парламента, пользуясь полномочиями, предоставленными законом, я принял более 140 Указов, имеющих силу Закона, которые и составили всю основную законодательную базу рыночной экономики. Достаточно назвать самые важные из них: "О Национальном банке", "О банках и банковской деятельности", "О банкротстве", "Об акцизах", "О земле", "О ценных бумагах и фондовой бирже", "О налоговом регулировании", "О нефти" и другие.

Вот почему 1995 год – год принятия Конституции страны и современных рыночных законов, надо считать для нашей страны рубежным. Получив соответствующее мировым стандартам законодательство, частная экономика стала приходить в себя, капитализироваться, осваивать внутренние и внешние рынки. В эти годы мы кардинально реформировали государственный финансовый сектор.

Приняли новую бюджетную систему, основанную на принципах единства бюджетной сферы, жестком лимитировании расходов, размеров государственного заимствования. Несмотря на все сложности, в стране были осуществлены реформы в системе электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Первая создала конкурентный рынок электроэнергии, вторая – подняла ответственность человека за свое жилье.

Мы провели в 1998-ом году кардинальные реформы в сфере пенсионного обеспечения. Действовавшая тогда пенсионная система, так называемого солидарного типа, соответствовала прежней – советской экономики. Ее отличала обезличенность пенсионных взносов и выплат, когда работающее поколение должно содержать неработающих. При той системе в условиях роста числа пенсионеров и сокращения количества работающих задолженность государства по пенсиям достигла нескольких сот миллионов долларов, а невыплаты пенсий исчислялись месяцами. И если бы не накопленные в отдельном фонде средства от приватизации, то мы не смогли бы рассчитаться с пенсионерами, а Правительство оказалось бы банкротом.

Принятый в 1995-ом году моим Указом Налоговый Кодекс более чем в три раза сократил количество налогов и упростил налоговые процедуры. Приближение к международным принципам налогообложения и приведение системы в соответствие с требованиями рыночных отношений резко снизило налоговое бремя в стране. Были продолжены реформы во внешнеэкономическом регулировании, направленные на дальнейшую либерализацию внешней торговли и интеграцию страны в систему мирохозяйственных связей.

Мы самым решительным образом реформировали банковскую систему. Население поверило в банки, и вклады физических лиц в банковской системе активно растут, способствуя тем самым быстрому увеличению кредитов экономике.

Была продолжена демонополизация экономики, направленная на обеспечение равных условий хозяйствования для предприятий всех форм собственности, развитие здоровой конкуренции. Вместе с тем, концентрируя усилия на решении насущных и первоочередных задач, государство и общество в целом нуждались в глобальной стратегии развития, в рамках которой поступательно и системно продвигались бы реформы и развитие страны.

Так в октябре 1997 года была принята долгосрочная Стратегия развития Казахстана до 2030 года. Казахстан первым на всем постсоветском пространстве выбрал путь стратегического планирования – признанный в мировой практике инструмент государственного управления и регулирования. Мы слышали немало критики в адрес этой программы. Но теперь все знают, что наши планы исходят из данной Стратегии, и первые результаты уже видны. На переломе тысячелетий мы вошли в новый этап нашего развития.

Цифры сами говорят за себя. Среднегодовые темпы роста ВВП страны за последние три года превышают 10 процентов. Если в 1993-ем году ВВП на душу населения составлял около семисот долларов, то в текущем году он приблизился к двум тысячам долларов, то есть увеличился за десять лет почти в три раза. Рост производства происходит практически во всех отраслях экономики. Снижаются темпы инфляции, поддерживается стабильный курс тенге, значительно пополняются золотовалютные резервы страны.

Значимым событием в эти годы стало формирование Национального фонда Казахстана, который служит для защиты экономики от негативных внешних факторов и формирует накопления для будущих поколений. Положительные тенденции в экономическом развитии оказали позитивное влияние на процесс формирования и исполнения государственного бюджета.

С 2004-го года мы значительно увеличиваем расходы на развитие. Казахстан, как вы знаете, досрочно расплатился с долгами МВФ в сумме четырехсот миллионов долларов и своевременно погасил еврооблигации на сумму 350 миллионов долларов. Это способствовало улучшению нашего международного имиджа. Значительно увеличились объемы денежного предложения в экономике, повышая уровень ее монетизации.

В целях снижения общего уровня кредитных ставок банков и стимулирования деловой активности, официальная ставка рефинансирования Нацбанка снизилась до семи процентов в текущем году. Развивается и укрепляется банковский сектор. Сегодня он полноценно обеспечивает растущие темпы экономического роста.

На стимулирование экономического роста и диверсификацию экономики была нацелена налогово-бюджетная политика государства в эти годы. Ставки налога на добавленную стоимость снизились до шестнадцати процентов и социального налога до двадцати одного процента. Мы и следующем году также намерены снижать налоговое бремя. Почти два года в стране действует новый Налоговый кодекс, направленный на создание благоприятной экономической среды, оптимальное сочетание интересов государства и налогоплательщиков.

Подготовлен и обсуждается в Парламенте Бюджетный кодекс. Отрадно, что в эти дни доходная часть государственного бюджета превысила важный психологический рубеж – один триллион тенге!

Сегодня мы с уверенностью можем заявить, что структурные реформы в экономике в основном завершены: осуществлена приватизация государственной собственности, сформирована хозяйственная среда, адекватная стандартам развитого рынка. Многое подтверждает и тот факт, что, Казахстан в числе первых стран СНГ признан Европейским союзом и США страной с рыночной экономикой.

Страна сегодня занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди государств СНГ. В первое время вопрос привлечения иностранных инвестиций осложнялся тем, что деловой мир Запада не имел представления о степени перспективности Казахстана как экономического партнера.

Приход десять лет назад корпорации "Шеврон", несмотря на риски, и заключение с ней "контракта века" по крупнейшему Тенгизскому месторождению уже на заре независимости послужил своего рода сигналом для других крупных корпораций. С этого момента началось активное вхождение инвесторов в нефтегазовую отрасль. Сегодня в Казахстане работают все влиятельные транснациональные компании мира.

С открытием крупнейшего за последнее время месторождения Кашаган, запасы которого оцениваются в десять миллиардов баррелей, Казахстан вышел на одно из ведущих мест в мире по разведанным запасам нефти. Но наша стратегия освоения нефтяных запасов страны не исчерпывается одной лишь добычей углеводородов. Не менее важным стало создание инфраструктуры для их транспортировки на международные рынки. Первым, и уже успешно завершенным проектом, стал Каспийский трубопроводный консорциум, за строительство которого пришлось буквально бороться более четырех лет.

Показателем достижения независимости экономической системы страны стала реализация и ряда других крупных проектов. Освоение Амангельдинского газового месторождения позволит снять импортозависимость от газа южного региона. Новая железнодорожная ветка Хромтау-Алтынсарино, протяженностью почти в пятьсот километров, обеспечит прямую связь между западным и центральным регионами страны, значительно сокращая и расстояние, и время, и затраты на перевозку. Благодаря своевременно проведенной реконструкции порт Актау стал крупнейшим современным портом на Каспийском море.

В целях укрепления транзитного потенциала страны завершены и строятся современные объекты инфраструктуры – аэропорт Астаны, пограничный переход Дружба-Алашанькоу и железнодорожный участок Дружба - Актогай. Введены в эксплуатацию мосты через реки Иртыш и Урал, железнодорожная линия Аксу-Дегелен. Мы ежегодно строим и восстанавливаем полторы тысячи километров автомобильных дорог. Недавно открыли полностью реконструированную трассу Астана-Алматы.

Успехи в экономике дают нам возможности для того, чтобы успешно решать масштабные социальные задачи. С этого года нами восстановлены единовременные пособия по случаю рождения ребенка. Большое внимание мы уделяли вопросам возвращения на родину наших соотечественников. Ежегодно увеличиваются квоты на их приезд, оказывается большая финансовая поддержка. В эти годы реализована трехлетняя Программа по борьбе с бедностью и безработицей. В результате принятых мер удалось снизить долю малообеспеченного населения на 25 процентов и более чем вдвое сократить число людей, живущих ниже черты бедности.

Сейчас начата реализация новой программы по борьбе с бедностью на последующие годы. Проводится активная политика занятости, создаются новые рабочие места, развиваются общественные работы и индивидуальное частное предпринимательство. Так уровень безработицы снизился до восьми процентов. Средние размеры заработной платы и пенсий в Казахстане в эти годы стали одними из самых высоких среди стран СНГ. По моему поручению со следующего года будут повышены стипендии студентам. Мы, единственные на постсоветском пространстве, пошли на погашение долгов по вкладам бывшего Сбербанка СССР.

Но главное, может быть, даже не количественные, а качественные изменения, происшедшие в жизни общества. В результате беспрецедентной по своим масштабам административной реформы принципиальным образом изменилось само государство, его роль и место в жизни общества. Присутствие государства, его опека значительно сокращены и в отраслевом, и в региональном разрезах. Многие, наверное, уже и не помнят, но всего несколько лет назад мы пошли на значительное сокращение государственного аппарата, количества министерств и ведомств, областей и районов. Только на региональном уровне было высвобождено более двадцати тысяч человек. Сегодня же государственных служащих в Казахстане – 75 тысяч человек, и в относительном выражении это значительно меньше, чем в других странах. Сегодня средний возраст госслужащего в органах центральной исполнительской власти – 33 года. Мы окончательно сменили государственный аппарат, и на арену управления выведено поколение, которое училось в вузах уже в эпоху рынка и демократии.

Я убежден, что Казахстан, пользуясь терминологией Льва Гумилева, находится в фазе пассионарного развития. На своем опыте убедился, что оптимальный возраст пассионариев – 28-38 лет. Поэтому и впредь необходимо опираться на молодежь, которая по определению должна работать с опережением времени, и особенно в этом транзитном, переходном периоде. Хотя, конечно, мы не намерены отказываться и от людей с большим опытом государственной службы.

Казахстан с трудом, с переживаниями и стрессами, с ломкой всех жизненных ценностей перешел от государственной собственности к частной, государственного плана и управления – к предпринимательству. Это только в научных статьях и книгах все кажется понятным и простым. А в жизни – это океан страстей и трагедий, конфликт интересов, различных групп и даже поколений. Такова, к сожалению, жизненная философия эпохи перемен. И мы пропустили все это через свои сердца.

Не скрою, что форсированный переход от государственного патернализма к экономической свободе и предпринимательству был самой непопулярной мерой не только для народа, но и для большей части госаппарата. И решалась эта задача зачастую волевыми, болезненными для населения методами. Но результат налицо – теперь в основном все решает сам человек. Понимаю, что все это звучит алогично и парадоксально, но думаю, дорогие сограждане, что сегодня вы меня поймете. Все эти изменения были необходимы, прежде всего, для самих казахстанцев и уже пошли на пользу.

Сегодня все чаще говорят о продвинутости в экономических вопросах наших граждан: государственных управленцев, бизнесменов, крестьян и так далее. Не скрою, мне приятно это слышать. Но мы должны знать и помнить, что это явилось результатом тех огромных изменений, которые произошли вокруг и внутри нас, изменений, которые были осуществлены нами, благодаря нашей воле и терпению. В самом деле, ни у кого не было готовой теории и тем более стратегии – как переходить от коммунизма к капитализму? Особенно от имперского коммунизма, в котором прожили три поколения советских людей. Как переходить от царства страха к свободе и демократии? От железного занавеса к взаимодействию с мировым сообществом? От централизованного аппаратного управления государством к общественному самоуправлению?

В обществе идет мучительный процесс формирования новой идеологии, новой культуры самопознания. Помните, из Библии – Моисей 40 лет водил евреев по пустыне, чтобы очистить их от идеологии рабства, чтобы убить внутри человека раба. И с накоплением жизненного опыта все глубже понимаю смысл этого шага. После тяжелых поисков первых лет независимости я окончательно понял, какая модель нужна стране в переходный период. Я бы охарактеризовал ее так: сначала экономика, потом политика. Максимально либеральная, открытая и конкурентная экономика. Сильная, централизованная, ответственная перед народом власть, которая может проводить тяжелые, но нужные стране радикальные реформы. Но не шоковые. Демократизация общества, но не ослабление государственной власти, которая ответственна за стабильность и будущее страны.

Со мной могут спорить, но уже фактом стало то, что Казахстан сегодня является ярким примером выхода из кризиса или, говоря современным языком – "кризис менеджмента". Эпоха перемен торопила и требовала хирургических мер. И я двенадцать лет назад принял решение, взяв на себя личную, а не какую-то абстрактную коллективную ответственность перед страной и народом.

Мы не испугались иностранцев и приватизировали не только средние, но и крупные предприятия базовых отраслей. Те многие реформы, которые сейчас проводят другие страны СНГ, мы уже давно провели. И последние годы собираем плоды. Но расслаблять политическую систему и дисциплину в обществе еще преждевременно. Более того, их надо укреплять и усиливать однородность госаппарата.

В Казахстане, как я уже говорил, ВВП на душу населения достигло двух тысяч долларов. Это, конечно, неплохой показатель. Но у развитых стран – 20 и более тысяч. Надо их догонять, а для этого нужны модернизация и инвестиции, нужна высокая норма накоплений и определенные ограничения. ока основная часть наших граждан за счет своего труда не будет сыта, обута и одета, пока у них не будет сносного жилья, устойчивого заработка, пока не будет уверенности за своих детей, другими словами, пока не будет того, что надо защищать и отстаивать, есть огромные риски маргинализации человека.

Это очень опасно, особенно в периоды выборов, когда люди опять могут поверить чьему-то призыву о кисельных берегах или "светлом будущем". Это открывает путь наверх совсем не тем, кто думает о благе государства и общества. Сколько уже раз это случалось в истории. Чтобы браться за ускоренное изменение политической системы, нужен устойчивый средний класс. А его еще надо выращивать. Политическая стабильность – это одно из самых необходимых условий инвестиционной активности, и поэтому будут приняты все законные меры для недопущения ее раскачивания. Как известно, так называемые инвестиционные циклы исчисляются десятью-пятнадцатью годами. Они требуют устойчивости, и не должны зависеть от электоральных циклов. Мы обеспечим эту предсказуемость и политическую стабильность.

Казахстан известен миру своей толерантностью и межэтническим и межрегиональным согласием. И эти качества надо беречь как зеницу ока и развивать. Именно поэтому мы смогли провести встречу глав азиатских стран – СВМДА. Я горд тем, что именно в Казахстане три месяца назад прошел первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий, и принято решение провести второй Съезд также у нас. Это мировое признание духовных иерархов говорит о многом. Как о многом говорит и тот факт, что Казахстан благословили лидеры всех мировых и ключевых традиционных религий. Пусть будут услышаны эти благословления Всевышним!

С течением времени людям становится все более понятным важность и значение переноса столицы. Помимо многих стратегических вопросов нам было необходимо обновить государственный аппарат, направить молодежь на путь новаторского поиска, обострить чувство нового и прекрасного. Астана стала символом нового Казахстана и подлинной гордостью страны! Перенос столицы дал мультипликативный эффект и для экономики страны. Модернизация охватила сегодня не только областные центры, но и города и районы.

Я ощущаю, что мы на правильном пути, что мы не собьемся с него.

Дорогие казахстанцы!

Даже самые значительные успехи должны не расслаблять, а обострять беспокойство, поскольку удержать достигнутое гораздо труднее. Возьмите опыт Сингапура, Малайзии, Южной Кореи, послевоенной Японии и Германии. И мы здесь не исключение. И если смотреть с позиции этого перечня, то все основные задачи у нас еще впереди. На ближайшие десятилетия нам предстоит реализовать ряд крупнейших программ, имеющих для страны стратегический характер.

Я утвердил две программы, связанных с селом: агропродовольственную и развития сельских территорий. Они составят основу социально-экономического преобразования села. Необходимые на это средства выделены. В этом году мною утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития страны до 2015 года. С этого момента берет свое начало принципиально важная программа развития страны, связанная с ее индустриализацией. Для финансового обеспечения этой программы государством созданы специальные фонды. Впереди нас ждет огромная и трудная работа по ее реализации. Это настоящий экзамен для нынешнего состава Правительства.

В текущем году разработана и принята к исполнению Программа освоения Каспийского шельфа. Тем самым, энергетика Казахстана способна на десятилетия вперед не только обеспечить развитие страны, но и наращивать экспортные поставки энергоресурсов, поддерживая тем самым финансовыми средствами подъем села, индустриализацию и социальное развитие.

Огромные задачи стоят перед нами и в вопросах ускоренного развития человеческих ресурсов. Речь, прежде всего, идет о развитии современных систем образования и здравоохранения. Многое будет зависеть от того, насколько мы преуспеем в решении жилищной проблемы. Не дело государства решать проблему жилья за человека, но это святая обязанность государства постоянно создавать условия, чтобы все больше людей смогли решить этот насущный вопрос.

Итак, наши принципы, вытекающие из Стратегии развития до 2030-го года таковы:

Становление самостоятельного, экономически активного гражданина, ответственность перед будущим поколением, верность принципам евразийской интеграции, бескомпромиссное уважение частной собственности, эффективно работающая вертикаль власти.

Что касается наших среднесрочных задач, то мы должны сосредоточиться на четырех приоритетах.

Первое. Диверсифицировать экономику путем создания высокотехнологичных производств, сделать ее адекватной современным требованиям мировой экономики.

Второе. Использовать привлекаемые в минеральные ресурсы инвестиции в качестве локомотива развития смежных отраслей производства.

Третье. Добиться повышения эффективности агропромышленного комплекса и поднятия уровня жизни на селе.

Четвертое. Последовательно увеличивать социальные инвестиции для повышения качества человеческого потенциала.

Я считаю, что пришло время в системе образования, подготовки и переподготовки кадров сделать самый решительный поворот в сторону массового освоения делового английского языка, особенно госаппаратом и, конечно, молодежью. Без решения этой задачи мы не осуществим тот научный технологический прорыв, который нам необходим.

Я приложил много усилий для того, чтобы создать образцовые школы, программы, университеты, где обучение бы шло на английском языке. Возьмите программу "Болашак", Казахстанско-британский университет, КИМЭП, готовится к созданию Казахстанско-германский университет, международная школа "Мирас", кстати, получившая статус Международного экзаменационного центра по приему экзаменов по основной школе, по результатам которых ученикам выдается международный сертификат Кембриджского университета.

Все это модели и образцы школ будущего, которые надо распространять по всей стране. Сегодня мы можем обоснованно ставить такие стратегические задачи. А ведь в то время, когда мы стояли у истоков независимости, зарубежные газеты пестрили заголовками о голоде, тьме, разрухе, кризисе в Казахстане. Скептики рисовали наше будущее в мрачных тонах, считая, что Казахстан не состоится как независимое государство. Но эти пророчества не сбылись.

Недавно я посетил в Сингапуре того же господина Ли Куан Ю, мы долго беседовали. Он сказал, что "за десять лет Казахстан добился впечатляющих успехов, которых я никак не ожидал. Вы опередили всех своих соседей и не только их". Это очень приятная высокая оценка наших с вами общих усилий.

Дорогие казахстанцы!

Мы построили суверенное государство, которое уважают на международной арене. Мы обеспечиваем безопасность и территориальную целостность страны. Мы окружены дружественными соседями. Мы перевели экономику на рыночные рельсы и добились высокого экономического роста, пришли к либеральной политике. Мы можем достойно ответить на те вызовы, которые бросает нам современность.

И главное. Сегодня казахстанцы с уверенностью могут смотреть вперед, не опасаясь за будущее своих детей и внуков. Мы должны передать им сильное и процветающее государство. Именно это предопределила нам История, представив нашему поколению честь стоять у истоков Независимости и вложив ответственность за родной Казахстан.

Примите мои поздравления с праздником и самые лучшие пожелания вам и вашим близким!

Благодарю за внимание.

-

Главное событие дня - торжественное собрание, посвященное предстоящему дню независимости с участием Президента страны. Нурсултан Назарбаев произнес речь, в которой отметил экономические и политические успехи государства. Казахстан сейчас считают лидером по темпам реформ на всем пространстве СНГ. На торжественном собрании Президент вручил Государственную премию гостю сегодняшнего праздника - мэру российской столицы Юрию Лужкову
"Хабар", 13 декабря

Традиционная праздничная речь Президента в день независимости - это не только подведение итогов, но и определение задач на ближайшее будущее. Начиная сегодняшнее выступление, Нурсултан Назарбаев оговорился сразу - речь будет главным образом об экономике. И не потому, что успехи здесь очевидны.

Нурсултан Назарбаев, Президент РК:

- Мы порой говорим о свободе и демократии, о благе народа, процветании и культуре, но все это пустые слова, если в стране не создана мощная, способная решать эти вопросы экономика. Вот почему свое сегодняшнее выступление я посвящаю экономической сфере. Те, кто делали упор на политику, а не на экономику – проиграли. Вспомните бывший СССР, посмотрите на ситуацию в ряде постсоветских республик.

Значительная часть 50- минутной речи Президента была посвящена недавнему прошлому. Нурсултан Назарбаев вспомнил все значительные события: кризис начала 90- х, приватизацию, привлечение иностранного капитала. 12 лет для истории - срок небольшой. Но Казахстану удалось за это время пройти путь, которые другие государства одолевают десятилетиями. Это признают в первую очередь мировые авторитеты.

Нурсултан Назарбаев, Президент РК:

- В первые годы в Казахстане активно использовался институт иностранных советников. Тогда в 1991 году, еще во времена СССР, у нас побывал легендарный Ли Куан Ю – бывший премьер-министр Сингапура. Разобравшись, что происходит, он тогда сказал буквально следующее: "Там, где политика идет впереди экономики, мне делать нечего. Процессы приобрели такой неуправляемый характер, что СССР скоро развалится". Его слова оказались пророческими". Недавно я посетил в Сингапуре того же господина Ли Куан Ю, мы долго беседовали. Он сказал, что "за десять лет Казахстан добился впечатляющих успехов, которых я никак не ожидал. Вы опередили всех своих соседей и не только их". Это очень приятная высокая оценка наших с вами общих усилий.

Казахстан считается лидером по реформам в бывшем Союзе. С 12 места в СНГ по ВВП на душу населения страна вышла на второе. Все это - за годы независимости. Важной победой Президент считает и то, что реформы поддержали сами казахстанцы. Мировоззрение жителей страны изменилось. На смену постсоветскому патернализму пришла новая психология.

Камал Абдрахман, житель Акмолинской области:

- Стали смотреть на жизнь, как хозяин своей жизни, своей Родины. Если мы раньше думали, что будет заботиться о нас государство, то сейчас мы начали заботиться о государстве.

Завершая речь, Назарбаев еще раз напомнил о ближайших и среднесрочных экономических задачах. Диверсификация экономики, развитие села, инновационная программа - это новый этап развития страны. Нынешние успехи - это лишь основа для дальнейшего развития.

Нурсултан Назарбаев, Президент РК:

- В Казахстане ВВП на душу населения достигло двух тысяч долларов. Это, конечно, неплохой показатель. Но у развитых стран – 20 и более тысяч. Надо их догонять, а для этого нужны модернизация и инвестиции, нужна высокая норма накоплений и определенные ограничения в расходах. Пока основная часть наших граждан за счет своего труда не будет сыта, обута и одета, пока у них не будет сносного жилья, устойчивого заработка, пока не будет уверенности за своих детей, другими словами, пока не будет того, что надо защищать и отстаивать, есть огромные риски маргинализации человека. Это очень опасно, особенно в периоды выборов, когда люди опять могут поверить чьему-то призыву о "кисельных берегах" или "светлом будущем". Это открывает путь наверх совсем не тем, кто думает о благе государства и общества. Сколько уже раз это случалось в истории.

На сегодняшнем торжественном собрании был и нетрадиционный пункт - вручение "Государственной премии мира и прогресса первого Президента Республики Казахстан". В нынешнем году ее лауреатом стал гость предпраздничной Астаны - мэр российской столицы. Как сказано в наградном указе, Юрий Лужков удостоен ее "за особый вклад в укрепление мира и дружбы между Казахстаном и Россией". Новоиспеченный лауреат в ответной речи выразил признательность за оказанную честь и несколько раз отметил экономические успехи Казахстана. Но самых бурных аплодисментов Лужков удостоился за финал своего выступления.

Юрий Лужков, мэр г. Москвы:

- Я поздравляю вас с вашим великим праздником. Я всегда был с вами. Теперь я навсегда ваш.

После торжественной части на сцене "Конгресс-холла" выступали казахстанские артисты. Праздничный концерт- это тоже традиция.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нурсултан Назарбаев глазами казахстанцев 31.12.2003
Рабочий график главы государства 31.12.2003
Путин поздравил глав государств зарубежных стран с наступающим Новым годом 31.12.2003
Назначены новые руководители ГУВД Алматы и Алматинской области 31.12.2003
Политбои местного значения 31.12.2003
Новый аким СКО подвел итоги уходящего года 31.12.2003
Октавиан Путин 31.12.2003
Глазьев, Хакамада и Геращенко разрушают "маргинальный" сценарий выборов главы России 31.12.2003
"Посол США ведет себя хуже, чем второй секретарь ЦК" 31.12.2003
Нурсултан Назарбаев: "Мы тратим огромные силы и средства, чтобы обезопасить себя и прикрыть Россию" 30.12.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz