NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Пятница 27.11.2020 03:22 ast
00:22 msk

Нурсултан Назарбаев: "Мы тратим огромные силы и средства, чтобы обезопасить себя и прикрыть Россию"
Президент Казахстана подводит итоги уходящего года, оценивает перспективы развития отношений с Россией и ситуацию в Ираке в интервью исполнительному директору Интерфакса Дмитрию Воскобойникову
30.12.2003 / политика и общество

"Известия", 29 декабря

Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ подводит итоги уходящего года, оценивает перспективы развития отношений с Россией и ситуацию в Ираке в эксклюзивном интервью первому заместителю генерального директора - исполнительному директору Интерфакса Дмитрию ВОСКОБОЙНИКОВУ - специально для "Известий".

- Нурсултан Абишевич, наступило время подводить итоги Года Казахстана в России. Как он прошел и что привнес нового, на ваш взгляд, в казахстанско-российские отношения?

- Считаю, что в целом этот год прошел результативно, придал еще большую динамику нашим дружеским и партнерским отношениям. Если говорить о новых тенденциях, то они состоят в том, что мы преодолели некий синдром "дружбы центрами" - столицами, правительствами, администрациями. В течение этого года акцент был переведен на регионы, отрасли, конкретные коллективы, на организацию прямых контактов между ними и просто между людьми. В течение года было всего 5-6 встреч на высшем уровне, а все остальные мероприятия, а их было более 150, прошли в различных областях и городах России.

Имеются и другие показательные моменты. Например, в процессе делимитации государственной границы между Казахстаном и Россией делается все, чтобы в обеих странах понимали, что мы не разделяем людей, а лишь обозначаем линию границы, которая - юридически оформленная - будет содействовать обеспечению их безопасности и цивилизованному решению межгосударственных вопросов.

В этой связи хочу сказать вот о чем. В некоторых российских изданиях, в частности, в период последней избирательной кампании появились утверждения, что из Казахстана в Россию поступает основная часть наркотиков, идет массовая нелегальная миграция, исходят другие угрозы. Предлагалось границу наглухо закрыть. Да, проблема существует, но суть-то ее совершенно в иной плоскости. Казахстан сам является объектом этих же угроз, исходящих от южных рубежей. И мы вынуждены тратить огромные силы и средства на то, чтобы обезопасить себя и, образно говоря, прикрыть Россию.

В то же время недавно в российских политических кругах прозвучала мысль - направить средства, затрачиваемые на укрепление границы между Казахстаном и Россией, напомню, что это порядка семи тысяч километров, на совместное укрепление общих южных границ. Это, по мнению авторов идеи, коренным образом изменит ситуацию, позволит существенно повысить уровень безопасности обеих стран, усилить борьбу с наркотрафиком, транснациональной преступностью. Думаю, что это серьезный взгляд на проблему и вполне может быть предметом обсуждения.

- В последнее время много говорят об особом экономическом феномене Казахстана, об успехах в рыночных реформах. В чем конкретно этот феномен выражается?

- Период от фактического обретения независимости в декабре 1991 года до введения собственной национальной валюты в ноябре 1993 года был для нас чрезвычайно сложным. Нам на ходу приходилось решать проблемы умирающих предприятий, поддержки обнищавшего населения и одновременно вырабатывать первые механизмы рынка.

В начале 1992 года была разработана Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Она выполнила свое предназначение, являясь в большей мере "стратегией выживания". В несколько этапов была проведена приватизация, которая являлась для нас прежде всего процессом поиска приемлемой модели и эффективного собственника. В те годы была достигнута финансовая и макроэкономическая стабилизация, созданы бюджетная и налоговая системы, подавлена беспрецедентная инфляция, обеспечен минимально достаточный уровень жизни населения.

К началу 1997 года мы смогли подойти к новому уровню движения - от "выживания" к планомерному и устойчивому развитию, наращиванию накопленного потенциала. Тогда и была разработана Стратегия развития Казахстана до 2030 года. Мы начали новый интенсивный виток преобразований, в том числе структурные реформы в базовых, особо значимых в социальном плане сферах экономики. Наученные опытом нескольких мировых и региональных кризисов, мы создали Национальный фонд, позволяющий снижать риски и стабилизировать ситуацию на финансовом и валютном рынках, вести накопления для будущих поколений.

Сейчас в Казахстане складывается своеобразная инвестиционная культура. Она обеспечена наличием перспективных проектов, законодательной базы и соответствующей инфраструктуры. Порядка 80 процентов всех инвестиций, поступивших в Центральную Азию, приходится на Казахстан. Ежегодный суммарный объем прямых иностранных инвестиций сохраняется в среднем на уровне 8-10 процентов от ВВП. Значительно увеличились внутренние государственные инвестиции в экономику. Для работы с ними создан Банк развития.

Состоялась передислокация столицы в новый административный центр - город Астану, что дало мультипликативный эффект для всей экономики.

У нас уже четвертый год сохраняется тенденция устойчивого и динамичного роста экономики, увеличения объемов производства, накопления финансовых ресурсов. Совокупный экономический рост за эти годы составил 49 процентов. Это выше, чем у любой другой страны СНГ. Реальный рост ВВП по отношению к 2000 году составляет порядка 36 процентов. Если мы будем сохранять эти темпы, то к 2008 году удвоим его. Увеличение объемов производства в этом году составит 8,4-8,6 процента, грузоперевозки - 9,5 процента, розничный товарооборот - почти 10 процентов. Объемы внешнеторгового оборота выросли на 33 процента, в том числе экспорта - на 40 процентов. Растут показатели сельскохозяйственного производства, чему способствует и проводимая нами трехлетка подъема села.

Рост экономики позволил достаточно уверенно решать социальные проблемы. Средние размеры заработной платы и пенсий находятся в числе самых высоких по СНГ. По величине среднемесячной номинальной зарплаты мы пока уступаем только России, но уже в начале следующего года планируем обогнать и ее. Сейчас номинальная заработная плата и среднедушевой денежный доход растут в Казахстане ежемесячно на 15 процентов, тогда как уровень среднегодовой инфляции составляет 6,5 процента.

Идет снижение безработицы. Если в 2001 году это было 10,5 процента к экономически активному населению, то сегодня - менее 9. По сравнению с прошлым годом почти в два раза выросли темпы жилищного строительства.

- А как вы оцениваете нынешнее состояние и перспективы России?

- Оцениваю как очень даже неплохие. Макроэкономические показатели России по сравнению с 1999 годом выглядят очень хорошо и обнадеживающе. Совокупный рост экономики составляет порядка 20 процентов, несколько лет подряд объявляется профицит бюджета и профицит счета текущих операций, позволяющий успешно погашать и обслуживать внешний долг. Контролируется инфляция. Происходит диверсификация экономики. Положительные веяния наблюдаются в финансово-банковском секторе. По мнению экспертов, сокращается, и существенно, отток российского капитала за рубеж. Этому способствует политическая и финансовая стабильность России, которая обрела тенденцию устойчивости. Это радует.

Президент России поставил задачу удвоения ВВП в самой ближайшей перспективе. Это очень ответственный шаг и вполне реализуемый. Нас, как и Россию, часто критикуют за преобладание сырьевого экспорта. Но экспорт энергетических ресурсов, в частности углеводородов, в настоящее время представляет для нас основной рычаг роста экономики, и это совсем неплохо. Но он же дает и финансовое пространство и устойчивость, чтобы планомерно и эффективно вести диверсификацию, модернизировать и развивать на новой технологической базе промышленность, создавать новые, в том числе высокотехнологичные и наукоемкие, производства.

Стоит особо отметить, что неуклонно растет авторитет России на международной арене. В конце прошлого века на Западе в некоторых политических и околополитических кругах началось, а кое-где не закончилось до сих пор празднование победы в "холодной войне" и наступления эпохи однополюсного мира. Одно из проявлений видится и в том, что есть желающие "поставить Россию на место". Это глубокая ошибка.

Считаю, что без России любая международная комбинация в масштабах глобального мира, регионального объединения и континентального, будет неполной и ущербной. И никакие восторженные прогнозы по поводу могущества того или иного блока, союза или объединения, в частности на евразийском континенте, в которых нет России, не имеют оснований. Не напрасно легендарный Шарль де Голль употреблял всегда уважительный и много говорящий термин "вечная Россия".

- Все большую актуальность в мировой геополитике приобретает каспийская проблематика. В этой связи хотелось бы знать ваше мнение по этому поводу. Насколько готовы к возможным сценариям развития ситуации вокруг каспийской нефти Казахстан и Россия?

- "У войны запах нефти" - вы, наверное, помните этот афоризм, возникший еще в начале XX века, ставшего эпохой крупных геополитических столкновений. А сейчас Россия и Казахстан и другие наши партнеры по Каспию объединены одной целью - сделать его морем дружбы и сотрудничества.

Как и век назад, в этой тематике присутствует политическая игра, недобросовестная конкуренция. Мировые эксперты подтверждают, что нервозность арабских стран и ОПЕК в целом вызывается не столько масштабами каспийских месторождений, сколько тем, что государства региона не входят в состав картеля. А потоки каспийской нефти могут разрушить его мощь, повлияют на способность поддерживать высокие цены и использовать нефть как инструмент политического шантажа. Поэтому я и предлагал прикаспийским государствам заблаговременно создать свою организацию. Это предложение, к сожалению, пока не нашло должного отклика.

Не заинтересованы, как оказалось, в выходе казахстанской нефти на мировые рынки и некоторые российские компании. Особенно после намеков американской администрации, что казахстанская нефть может быть использована североамериканскими потребителями. Ряд российских нефтяных компаний обратились к российскому правительству с предложением о сокращении казахстанской квоты для увеличения прокачки своей, вопреки существующим межгосударственным договоренностям. Но к чести российской власти пересмотра не состоялось.

Если смотреть реально, то совершенно очевидно, что для освоения тех объемов добычи, которые планирует наша страна, мы не обойдемся без инвестиций и участия зарубежного капитала. В числе своих партнеров мы хотели бы видеть в первую очередь российских бизнесменов. К слову, на этот счет у нас уже идут активные консультации с "ЛУКОЙЛом". Мы открыты для сотрудничества и с другими.

- В последние годы, особенно после иракского кризиса, очень много внимания мировыми политиками уделяется деятельности ведущих международных организаций. Нередко они подвергаются достаточно резкой критике. А как вы к ним относитесь?

- Я, наверное, не исключение, хотя в целом отношусь к институтам международного сотрудничества и безопасности с достаточным уважением и пониманием их высокой роли. Казахстан активно участвует в ведущих международных организациях, в частности в ООН, в ОБСЕ, во многих региональных объединениях. Фактом международной жизни стало Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Но в целом все то, что я наблюдаю сегодня в решении острейших международных проблем, можно назвать неким застоем. Абсолютное большинство стран безоговорочно поддерживают борьбу с терроризмом, во всяком случае, декларируют это. Но на деле оказывается, эту борьбу все понимают по-разному. Реформы практически всех международных институтов считаются назревшими и перезревшими, но, несмотря ни на что, даже не начинаются. Похоже, что этот застой начинает всех усыплять.

Между тем нельзя не видеть, что сейчас происходит эскалация международного терроризма. Ирак ничего не решил, если не обострил проблему, в первую очередь в самом Ираке и в сопредельных государствах. Но это свершившийся факт, и там мы все в одной упряжке. А выход искать надо. Наши позиции с Россией схожи, приближаются к этому и другие партнеры по альянсу, в том числе США. Необходимо вести многосторонние консультации с участием всех стран, так или иначе задействованных в этой проблеме. Иракское население - во всяком случае, его большинство - однозначно отрицательно воспринимает широкое американское присутствие. Не очень-то расположены иракцы и к ООН. Это я бы назвал синдромом "Бури в пустыни", когда санкция на ее проведение была дана Советом Безопасности.

Надо внимательно посмотреть и в корень происходящих там терактов. Одни только традиционные силовые методы неспособны эффективно решить эту задачу. И нельзя искусственно отстранять от стабилизации жизни в Ираке, от его восстановления те или иные страны только за то, что у них свое видение существующих проблем.

Другая проблема - 51-я статья Устава ООН. Да, "неотъемлемое право на самооборону" имеет любое государство. Но можно ли в современном мире это право использовать в одностороннем порядке? Мир стал настолько тесным, что искра в одном регионе, самом отдаленном уголке может вызвать пожар совсем в другом.

Нужна тщательная ревизия всех механизмов и институтов ООН - какие работают, какие нет и почему. Настало время говорить и о совершенствовании всего международного права, особенно в вопросах применения/неприменения силы, вмешательства/невмешательства в региональные проблемы и во внутренние дела государств.

Мы предложили также организовать Совет региональных организаций для координации действий и создать в Казахстане Центр превентивной дипломатии и противодействия конфликтам в Центральной Азии.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нурсултан Назарбаев глазами казахстанцев 31.12.2003
Рабочий график главы государства 31.12.2003
Путин поздравил глав государств зарубежных стран с наступающим Новым годом 31.12.2003
Назначены новые руководители ГУВД Алматы и Алматинской области 31.12.2003
Политбои местного значения 31.12.2003
Новый аким СКО подвел итоги уходящего года 31.12.2003
Октавиан Путин 31.12.2003
Глазьев, Хакамада и Геращенко разрушают "маргинальный" сценарий выборов главы России 31.12.2003
"Посол США ведет себя хуже, чем второй секретарь ЦК" 31.12.2003
Нурсултан Назарбаев: "Мы тратим огромные силы и средства, чтобы обезопасить себя и прикрыть Россию" 30.12.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.11.20 Пятница
91. КАРБОВСКИЙ Эдуард
88. АМАНОВ Колан
74. ЕСЕНБАЕВ Малик
74. ИМАНДОСОВ Сабыр
71. ТУЛЕУОВ Амангос
70. БУСУРМАНОВ Жумабек
63. СЕЙФУЛЛИН Амантай
62. БУЛЕКБАЕВ Берик
61. АБДУБАИТОВ Бауыржан
60. КОЗЛОВ Евгений
60. ОРАЗГАЛИЕВ Алибек
60. ТИМОШЕНКО Юлия
58. БАРМАГАМБЕТОВ Бахытжан
57. МОЛДАШЕВ Амандык
56. КУРМАНБАЙУЛЫ Шерубай
...>>>
28.11.20 Суббота
82. ЖАНСЕИТОВ Шакарим
76. БЕЛЬГУЖАНОВ Еркин
74. ТАДЖИЯКОВ Бисенгали
74. ХУДОВА Любовь
72. КРАВЧЕНКО Иван
71. АХЫМБЕКОВ Сеpик
66. БИМАГАМБЕТОВ Тимур
66. ЮСЕМБАЕВ Абдыкадыр
65. ЖИЕНКУЛОВ Ондасын
63. ЕРДЕСОВ Магаз
61. БЕКНИЯЗОВ Мурат
61. ХОЧИЕВА Людмила
60. СЕЙДУМАНОВ Жанат
59. КАЛЖАНОВ Аманбек
58. КРИВОБОКОВ Александр
...>>>
29.11.20 Воскресенье
81. БАТАЛОВ Анвар
73. АЛИБАЕВ Серикбай
73. АНДАГУЛОВ Кыдырбек
73. ОСПАНОВА Майдаш
72. ГРЕБЕНЬКОВ Николай
70. ЕЛЕМАНОВ Булат
66. КЕНЕНБАЕВ Серик
65. КУДАЙБЕРГЕНОВ Нурлан
57. ЕРЖАНОВ Оразалы
57. УСМАНГАЛИЕВ Аязбай
56. СУБХАНБЕРДИН Нуржан
56. ШАЙДАРОВ Надим
54. ЕСЕНГАЗИНА Гульнара
53. ИМАНБЕРГЕНОВА Зауре
51. ТЛЕГЕН Исраил
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz