NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 11.10.2024 22:30 ast
20:30 msk

Необходимость проведения реформ в системе образования очевидна для всех работников этой сферы
Согласно проекту Концепции, обучаться казахстанские дети будут с шести лет, и при получении полного среднего образования продолжительность обучения составит двенадцать лет
19.01.2004 / политика и общество

Kazakhstan today, 16 января

Сегодня, 16 января в Алматы прошло республиканское совещание работников системы образования, на котором обсуждался проект Концепции развития образования в Казахстане до 2015 года, передает корреспондент KZ-today.

Министр образования и науки Жаксыбек Кулекеев, участвующий в совещании, еще раз напомнил основные положения проекта Концепции. Он рассказал о новшествах, которые появятся в системе образования с принятием документа. В частности, глава министерства образования и науки напомнил, что Концепция предполагает переход на пятиступенчатую систему обучения: начальное образование - среднее образование - послесреднее образование - высшее образование - послевысшее образование.

Согласно проекту Концепции, обучаться казахстанские дети будут с шести лет, и при получении полного среднего образования продолжительность обучения составит двенадцать лет. Ж. Кулекеев заметил, что двенадцатилетнее образование введено в большинстве стран мира. Одиннадцатилетнее обучение практикуется только в странах бывшего Советского Союза, сказал министр. Он подчеркнул плюсы двенадцатилетнего обучения. В частности, возможность получить профильное образования на высшей ступени среднего образования - в 11 и 12 классах.

Послесреднее образование по проекту документа предполагает обучение в колледжах. При этом Ж. Кулекеев отметил, что технология обучения в этих учебных заведениях должна измениться. "В настоящее время колледжи только готовят учащихся для поступления в вуз, в то время как должны выпускать младших специалистов", - сказал министр. Он заметил, что в ближайшее время предполагается ввести норму, когда выпускник колледжа будет зачисляться сразу на третий курс института, а не на первый, как это практикуется сейчас.

В систему высшего образования войдет обучение в бакалавриате, а в послевысшее - обучение в магистратуре и докторантуре и получение степени PhD (доктор философии). По словам главы министерства образования и науки, система высшего образования должна стать более адекватной к современным экономическим и политическим условиям Казахстана. Должен существенно возрасти наш научный потенциал, сказал Ж. Кулекеев, а профессиональная специализация в сфере высшего образования должна быть более широкой.

В завершение представления новой системы образования республики, к которой Казахстан должен перейти в ближайшие годы, министр отметил, что необходимость проведения реформ в системе образования понятна всем ее работникам. В подтверждение этого, Ж. Кулекеев сообщил, что на региональных совещаниях и встречах работников образования и науки выработано более 120 предложений и замечаний к документу. Специальной рабочей комиссии предстоит обобщить все предложения и доработать окончательный вариант Концепции.

В начале февраля в Астане предполагается провести еще одну республиканскую встречу, в которой примут участие представители образовательных учреждений, региональных управлений образования, выдающиеся педагоги. Министр сообщил, что до 24 февраля вся работа по обсуждению проекта Концепции должна быть закончена. В этот день документ должен быть рассмотрен правительством.

-----

Геннадий Гамарник: "Введение программ Ph.D сократит сроки подготовки и присуждения ученой степени, что повысит интерес молодежи к научной работе и кардинально решит проблему "старения" кадров"

Куат ИБРАЕВ, "Панорама", 16 января

На вопросы Панорамы, касающиеся обнародованного недавно проекта Концепции развития образования РК до 2015 года, отвечает первый вице-министр образования и науки Геннадий ГАМАРНИК.

- По Вашему мнению, чем вызвана необходимость принятия данного документа?.

- В мире произошло осознание того, что экономические успехи государств определяются прежде всего системами образования, интеллектуальным потенциалом граждан, подготовленностью квалифицированной рабочей силы. Именно это привело к пересмотру роли образования в обществе и необходимости его приоритетного развития в наступившем веке. Глобальность проблем нового века вынуждает Казахстан энергично решать задачи развития образования, поскольку только оно улучшит качество человеческого капитала, который является неисчерпаемым духовным ресурсом государства. Известно, что страны, связавшие стратегию своего развития с образованием, быстро достигли поставленных целей - это Япония, Южная Корея, Сингапур и другие. Их путь оказался верным, они стали новыми индустриально развитыми государствами. Игнорирование этого опыта может затормозить процесс наращивания образовательного потенциала нации. Поскольку в нашей стране произошли масштабные и глубокие изменения во всех сферах человеческой деятельности, и прежде всего в развитии экономики, нам необходима реформа образования. И в этом заключается миссия программного документа, который подтверждает, что система образования должна претерпеть серьезные изменения.

- Заявленные в проекте концепции цели и задачи направлены на формирование национальной модели образования. Как они соотносятся с накопленным годами опытом в развитии отечественной системы образования?.

- По сути сегодня формируется новая национальная доктрина образования, учитывающая современные мировые тенденции и достижения. Одна из задач концепции - возродить на новом уровне приоритетные достоинства прежней советской системы: высокий уровень фундаментальной подготовки специалистов; способность готовить кадры по самым разнообразным направлениям науки и производства; достаточное учебно-методическое обеспечение всех уровней образования; уникальная система организации воспитательного процесса. Все это позволит синтезировать отечественную систему образования и новую национальную модель образования, основанную на международных инновационных введениях.

- Одной из узловых задач этого программного документа является создание национальной системы оценки качества образования. Можно ли подробнее раскрыть функции и механизм действия этой системы?.

- Это нововведение, позволяющее создать национальную систему оценки качества образования с эффективно действующим механизмом контроля. Система контроля - совокупность способов, средств и организационных структур, помогающих установить соответствие качества образования требованиям государственных общеобязательных стандартов через систему внешних и внутренних оценок.

Внутренняя оценка достижений школьников и студентов традиционно проводится учителями и преподавателями колледжей и вузов, а вот внешняя оценка носит эпизодический характер, например, при поступлении в вузы абитуриенты сдают комплексное тестирование, проводимое Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования. Однако по новому проекту национальная система оценки качества образования теперь вводит правила постоянного контроля и осуществления внешней оценки усвоения учебного материала обучающимися. Для этой цели студентам второго курса высших учебных заведений будет введен промежуточный государственный контроль знаний.

Думаю, в результате внедрения национальной оценки качества оценки образования государство и общество получат объективную информацию о состоянии системы образования, необходимой для обеспечения конституционных прав граждан на качественное образование. Национальная система оценки качества образования будет способствовать кардинальному решению задач соответствия качества предлагаемых образовательных услуг установленным государственным стандартам, поддержания устойчивого развития образовательной системы.

- Не могли бы вы рассказать о том, что представляет собой промежуточный государственный контроль качества подготовки специалистов в организациях высшего профессионального образования, с какого времени он будет вводиться и не станет ли формальным?.

- Правительством принято постановление "О введении обязательного промежуточного государственного контроля качества подготовки специалистов в организациях высшего профессионального образования Республики Казахстан" от 7 января 2004 года. Это активизировало деятельность Министерства образования и науки по разработке правил организации и проведения данной процедуры в вузах.

Промежуточный государственный контроль качества подготовки специалистов (ПГК) будет вводиться постепенно. В 2004 году данной процедурой будут охвачены студенты, обучающиеся по педагогическим, экономическим, юридическим и медицинским направлениям, а с 2005 года - всех специальностей. В ходе ПГК будут определяться учебные достижения студентов: уровень их знаний и компетентности. Кроме того, будут оцениваться эффективность и результативность организации учебного процесса и деятельность профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего образовательный процесс на начальном этапе обучения.

ПГК вводится с целью устранения влияния негативных факторов субъективизма на качество образовательного процесса и оценку подготовки студентов, а также для проведения сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых вузами, с целью их ранжирования.

Промежуточный контроль будет проводиться в форме комплексного тестирования независимым от вуза Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования, и это позволит избежать формализации контролируемого процесса.

- Что касается стандартов качества подготовки специалистов - недавно СМИ сообщали о проведении Минобразования и науки международного семинара-совещания в Караганде по этой проблеме. Не могли бы вы подробнее изложить цель этого мероприятия?.

- В формирующейся модели образования решение задач качества определено как приоритетное, поэтому без внедрения международных стандартов нам не обойтись.

Признание казахстанских дипломов напрямую связано с доверием членов мирового образовательного пространства к уровню качества образования, предоставляемого вузом. Одним из способов доказательства этого является сертификация системы менеджмента качества независимыми органами.

Наличие в вузе системы менеджмента качества, сертифицированной на соответствие требованиям указанных стандартов, будет свидетельствовать о наличии механизма, гарантирующего получение именно той образовательной услуги, которая нужна потенциальному "клиенту". Здесь для потребителей системы образования мы вводим прозрачные методы контроля качества образовательных услуг. Со второго семестра этого учебного года намечено внедрение систем менеджмента качества образования в реальную практику вузов.

- В реализации основных задач развития высшего образования проект концепции тесно увязывает стимулирование внедрения систем управления качеством образовательных услуг в вузах с международной аккредитацией отдельных программ, направлений подготовки кадров, вузов в целом. Какова роль международной аккредитации?.

- Свободное и активное перемещение через государственные границы людей, товаров, услуг, ресурсов, знаний обострило конкуренцию на мировом рынке. Чтобы Казахстан занял достойное место в международной системе разделения труда, требуется увеличение объемов производства товаров и услуг, представляющих собой результаты интеллектуальной деятельности.

Продукция современного производства, основанная на наукоемких технологиях, образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования, подготовка специалистов по приоритетным направлениям науки и техники - вот, что должно стать в ближайшее время базой отечественной экономики, а в дальнейшем и экспорта. В конечном счете именно на это и ориентирована концепция.

Произвести качественную продукцию - полдела. Важно еще получить признание ее соответствия уровню международных стандартов. Поэтому для нас очень важно, чтобы вузы имели международную аккредитацию и сертификацию отдельных профессиональных образовательных программ.

Министерством проводится большая подготовительная работа, как в самой стране, так и за ее пределами, для содействия международному признанию вузов РК. Одна из наших основных задач - оказание вузам информационных, консалтинговых и образовательных услуг в прохождении международной аккредитации и сертификации, а также подготовка экспертов для проведения процедур подобной оценки.

При этом процедура государственной аккредитации как средства обеспечения единой государственной политики в области образования, повышения качества подготовки выпускников и специалистов, рационального использования государственного бюджета остается одной из важных форм госконтроля за качеством образования.

- В настоящее время министерством разрабатывается новый Классификатор специальностей высшего профессионального образования. Каковы причины сокращения специальностей?.

- Подготовка кадров с узкоспециальным высшим образованием в условиях рынка снижает шансы выпускников устроиться на работу по специальности и сильно затрудняет получение смежных специальностей, дополнительных квалификаций. При узкопрофильной подготовке недостаточное внимание уделяется требованиям и принципам работы иностранных компаний, крупных работодателей. Поскольку в каждой компании складывается свой стиль работы, она охотнее будет брать к себе способных, широко образованных молодых людей, которых затем можно научить специфическим навыкам и порядку работы на конкретном рабочем месте. Сегодня для специалиста важна не столько первоначальная подготовка, которую он получил в вузе, а умение продуктивно взаимодействовать с самыми разными людьми, способность самостоятельно мыслить, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, решать проблемы и осваивать новые подходы к работе.

- В концепции говорится о введении программ подготовки Ph.D. Если не станет докторантуры и аспирантуры, как тогда будут присваиваться научные степени?.

- В соответствии с концепцией в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров в переходный период предполагается параллельное хождение ученых степеней кандидатов, докторов наук и Ph.D.

Программы Ph.D (докторов философии) вводятся с целью повышения качества послевузовского образования и обеспечения высокого уровня методологической, научно-методической подготовки ученых-педагогов. Подготовка по программам Ph.D является наиболее эффективной и признанной системой последипломного образования, практикуемой во всех ведущих университетах мира.

Для получения ученой степени доктора Ph.D кроме углубленного изучения обязательных и выбранных учебных дисциплин необходимо выполнить оригинальное научное исследование, содержащее новые научные результаты, написать и защитить диссертацию, при этом обеспечивается оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью.

Введение программ Ph.D сократит сроки подготовки и присуждения ученой степени, что повысит интерес молодежи к научной работе и кардинально решит проблему "старения" научных кадров. Будут созданы условия для академической мобильности преподавателей и научных работников, а также более широкие возможности приглашения в РК зарубежных специалистов, получения международной аккредитации вузами РК.

Докторские программы Ph.D, по которым будут присваиваться ученые степени, включают все основные области науки, как гуманитарные, так и технические.

- Какие изменения будут внесены по распределению грантов и кредитов?.

- С текущего года планируется изменить только механизм размещения государственных образовательных грантов. Последние будут размещаться среди вузов, получивших высокий рейтинг. При этом будут учитываться и региональные потребности в специалистах. Подготовка кадров по госзаказу должна осуществляться только в лучших вузах.

Поскольку государственные гранты будут размещаться только в отдельных вузах, соответственно, изменится и процедура их присуждения. Что касается государственных образовательных кредитов, то они будут размещаться по прежней схеме, то есть обладатель государственного образовательного кредита после конкурсного отбора сам определяется с вузом.

- И последний вопрос, не связанный с концепцией. Раздаются многочисленные вопросы о механизме возвращения кредитов на обучение. Возвращают ли кредиты выпускники, закончившие вузы в 2003 году?.

- Программа образовательного займа регулируется правилами кредитования подготовки дипломированных специалистов в вузах, утвержденными постановлением правительства, в которых предусмотрены условия финансирования вузов, порядок и периодичность возврата полученного кредита. Кроме того, оговаривается обеспечение возврата кредита - представление заемщиком поручителя, обязующегося в случае невыполнения обязательства полностью погасить сумму долга.

В 2003 году состоялся первый выпуск студентов-заемщиков, обучавшихся по государственному образовательному кредиту. Общее количество выпускников составило около 3 тысяч человек.

В соответствии с вышеупомянутым документом погашение заемщиком кредита начинается не позднее, чем через шесть месяцев. Для равномерности возврата кредита предусмотрен график погашения задолженности по государственному образовательному кредиту.

Так, согласно графику, для заемщиков, получающих четырехгодичное образование, сумма возврата в первые два года составляет в среднем по 5% в год от общей суммы долга, а в последующие девять лет она должна быть не менее 10% в год от оставшейся суммы кредита.

В правилах кредитования предусмотрены также условия возврата кредита студентами-заемщиками, досрочно прекратившими обучение. Так, в случае отчисления студента по причинам неуважительного характера (в связи с академической неуспеваемостью, нарушением учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка и т. д.) либо по собственному желанию заемщик обязан вернуть сумму, затраченную на его обучение, в течение одного года со дня прекращения учебы. Данная мера преследует цель стимулирования отличной учебы заемщиков, а соответственно, и выпуска грамотных специалистов.

С января текущего года ожидается поступление первых взносов в счет погашения образовательного кредита. На сегодняшний день есть факты погашения кредита в полном объеме, а также досрочного частичного погашения. В отношении заемщиков, уклоняющихся от погашения полученного кредита, ведется претензионно-исковая работа.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана определил приоритетные задачи деятельности КНБ 30.01.2004
Глава государства принял председателя правления банка "Туран-Алем" 30.01.2004
Вопросы вступления Казахстана в ВТО обсуждены в правительстве 30.01.2004
Казахстан может ввести ограничение на экспорт зерна весной 2004 года 30.01.2004
Необходимо ввести пятиуровневую систему образования 30.01.2004
Мастер игры 30.01.2004
Державе нужно помогать 30.01.2004
Рабочий график главы государства 29.01.2004
Даниал Ахметов: Правительство должно быть инициативным 29.01.2004
Рабочий график премьер-министра 29.01.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
11.10.24 Пятница
84. ЦЫГАНКОВ Анатолий
77. МУКАНОВ Болат
74. БРУСИЛОВСКАЯ Елена
71. АБЖАНОВ Ханкельды
69. ВУЛИС Феликс
69. МАМБЕТОВ Махсот
69. САЛЬМЕНОВ Канат
66. ШЕРУБАЕВ Нурлыбек
65. МАЖИТОВ Марат
64. ЖОЛДАСБАЕВ Сансызбай
59. САТБАЕВ Берик
57. САГИМБАЕВ Ермек
53. АИМБЕТОВА-ТОКМАДИ Джамиля
53. ДЖАНАБАЕВ Улугбек
51. ТАНЫСБАЙ Ляззат
...>>>
12.10.24 Суббота
82. УМАРОВ Мансур
77. КУСАИНОВ Даулбай
76. ОБРЯДИН Юрий
73. ПРИХОДЬКО Николай
72. ЕРЖАНОВ Бакит
71. ГРОМОВ Валерий
64. УРАЗБЕКОВ Марат
63. НУРМУКАНОВА Зауре
62. ХАМИТОВ Темиржан
58. ШЕКИМОВ Данияр
57. КУКЕНОВ Талгат
55. САПАРГАЛИЕВ Талгат
55. СЫДЫКОВ Бакытбек
52. ДЖАНЕКЕНОВ Нурлан
51. КАРИМ Медет
...>>>
13.10.24 Воскресенье
87. АМИРГАЛИЕВ Нариман
87. КРАСНОСЕЛЬСКИЙ Николай
84. БУКЕЙХАНОВ Нурым
69. УРАЗАЛИЕВ Серикказы
66. АТАМКУЛОВ Ерлан
65. САТЫБАЛДИН Азимхан
62. МУСТАФАЕВ Ерлан
61. САГИНТАЕВ Бакытжан
59. ДЖУМАБАЕВ Канат
59. ШАРИПОВ Нурсерик
57. АБДИЛДАБЕКОВ Марат
57. ЖУМАГУЛОВ Жаркын
56. ТАЖИБАЕВ Асхат
55. АБУЛГАЗИН Данияр
52. САГЫН Бекбол
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz