Информационное сообщение
В сложном, многополярном, быстроменяющемся мире крайне важно не останавливаться на достигнутом, а искать новые грани взаимодействия и сотрудничества между нашими странами как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Однозначно, что Казахстан и Россия обречены на вечную дружбу и плодотворное взаимодействие в интересах своих народов.
Этими словами Председатель Сената Парламента РК Оралбай Абдыкаримов приветствовал сегодня участников первого в рамках Года России в Казахстане мероприятия – Международной научно-практической конференции "Казахстанско-российское взаимодействие в 21 веке и вызовы глобализации", организованной Сенатом совместно с Министерством образования РК, Посольством РФ в нашей стране, Московской современной гуманитарной академией и Казахстанско-российским университетом.
В работе конференции приняли участие видные политические и общественные деятели двух сран, крупные отечественные и зарубежные ученые из МГИМО РФ, Института Мировой Экономики и Международных Отношений, Институтов Европы и Востоковедения РАН, Института стран Азии и Африки при МГУ.
Проблемы глобализации, их сущность, тенденции и перспективы, влияние глобализационных процессов на постсоветское пространство, Центральную Азию, Казахстан и Россию, актуальные вопросы формирования единого экономического пространства, проблемы экономической безопасности Казахстана и России, их геополитической идентичности и перспективы стратегического партнерства - таковы главные темы докладов и выступлений Министра иностранных дел РК Касымжомарта Токаева, председателей комитетов Сената Жабайхана Абдильдина и Куаныша Султанова, вице-министра образования Российской Федерации Н. Банцекина, директора Лондонского Международного института стратегических исследований Кэтрин М. Дж. Пинник директора Института мировой экономики и международных отношений РАН и других видных ученых, государственных и общественных деятелей.
В проекте резолюции конференции, которая будет принята завтра, констатируется, что глобализационные процессы, протекающие в современном мире, приобретают исключительное, жизненно важное значение для всех стран и народов, а решение многих проблем, вызываемых глобализацией, возможно лишь в совместном поиске прочных и долгосрочных путей взаимовыгодного сотрудничества как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Поэтому участники конференции отметили необходимость дальнейшего углубления взаимодействия Казахстана и России на всех стратегически важных направлениях. В этой связи проект итогового документа конференции предусматривает создание при министерствах образования двух стран постоянно действующей комиссии по координации процесса развития и реформирования национальных систем образования двух государств, а на базе Казахстанско-Российского университета и Современной гуманитарной академии РФ – объединенного казахстанско-российского диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций. Конференция считает целесообразным создание Российско-Казахстанского университета в г. Москве и учебных центров Современной гуманитарной академии в приграничных районах Российской Федерации. Также проектом предусмотрены меры по улучшению информированности населения двух стран друг о друге путем регулярного культурного, творческого и научного взаимообмена.
Отдел по связям со СМИ Сената Парламента РК, 23 января
--
Выступление министра иностранных дел Республики Казахстан Токаева К.К. на международной научно–практической кон-ференции "Казахстанско–российское взаимодействие в XXI веке и вызовы глобализации" (23 января 2004 г., г.Астана)
Пресс-служба МИД РК, 23 января
Уважаемые участники конференции!
Последний год был знаковым для дипломатов Казах-стана и России, он прошел на фоне наращивания темпов двустороннего сотрудничества практически во всех областях. Логическим продолжением этого процесса стала недавняя встреча в верхах в Астане. Переговоры Президентов двух государств увенчались важными договоренностями, которые, несомненно, придадут дополнительный импульс двусторонним связям.
Мы, в Казахстане, твердо привержены курсу разви-тия и укрепления взаимовыгодного сотрудничества с Россией. Другая политика в отношении соседнего государства с учетом известных исторических, демографических, культурных, экономических и иных факторов просто невозможна и шла бы в разрез с национальными интересами Казахстана. Отрадно, что наши устремления правильно воспринимаются в Кремле. Российское руководство предпринимает встречные усилия, направленные на повышение уровня и качества взаимодействия между двумя государствами.
Но как бы близки ни были наши страны, это не снимает с повестки дня необходимость согласованного решения многих сложных вопросов, возникающих в процессе развития сотрудничества.
Говоря об этом, хотел бы выделить проблему создания единого экономического пространства. К этому поистине судьбоносному шагу из всех постсоветских стран именно Казахстан и Россия подготовлены в наибольшей степени. Причины этого явления общеизвестны – схожесть экономических систем и идентичность подходов к решению проблем реформирования экономик. И дело даже не в том, что кто–то кого–то опережает в темпах реформ, потому что сравнения с учетом значительной разницы в экономических потенциалах, политических культурах и традициях, зачастую неуместны, а в том, что альтернативы интеграции и сотрудничества попросту не существует.
Интеграция выгодна и Казахстану, и России. Она выгодна с геополитической и геостратегической точек зрения, она также выгодна и нужна народам наших стран. Если говорить о первой стороне дела, то совершенно очевидным является то, что Россия, будучи евразийской державой, по-прежнему занимающей второе место в мире по своему военноядерному потенциалу, остро нуждается в обеспечении собственных интересов в постсоветском пространстве. То, что эта задача абсолютна актуальна свидетельствуют не только последние события в Грузии, но и ситуация в центрально-азиатском регионе. Для дипломатов и политологов не секрет, что практически все постсоветское пространство, особенно наш регион, превратилось в арену переплетения и даже столкновения долгосрочных интересов целого ряда крупных держав, среди которых Россия занимает не последнее место. Потому мы с пониманием относимся к желанию Москвы иметь тесные взаимоотношения с Астаной. Естественное совпадение интересов и целей двух государств создает благоприятную почву для укрепления стратегического партнер-ства и союзничества, о чем лидеры двух стран договорились еще в 1998 году.
Что касается Казахстана, то наша страна является надежным и, самое главное, достойным партнером России. Уже это важное обстоятельство предопределяет внимательный учет взаимных интересов, равноправие и полный отказ от конфронтационных подходов при решении сложных вопросов двусторонних отношений. До настоящего времени обеим сторонам удавалось выдерживать эту линию. Важно, чтобы она не прерывалась и в будущем.
А будущее, по оценкам ведущих экспертов, представляется достаточно радужным для обоих государств. Согласно прогнозам известной американской компании "Голдман Сакс", к 2050 году Россия может войти в пятерку мировых лидеров по объему валового внутренне-го продукта. Понятно, что важным компонентом такого успеха станет наращивание торгово–экономического сотрудничества с Казахстаном, которому тоже прочат благоприятные перспективы. Все это является дополнительным аргументом в пользу укрепления взаимодействия между нашими странами. Такое взаимодействие должно базироваться на обоюдном стремлении к решению имеющихся проблем.
В повестке дня двусторонних отношений еще имеются нерешенные вопросы, это общеизвестный факт. По поручению Президентов правительства наших стран должны найти до конца года ре-шение вопросов, касающихся юридического оформления неделимитированных участков общей границы протяженностью 156 километров. Надо отметить, что пограничные делегации Казахстана и России уже проделали значительный объем работы, подготовив юридическое описание 98 процентов общей границы, которая является самой протяженной сухопутной границей в мире. Завершение делимитации границы и подписа-ние соответствующего соглашения, без всякого преувеличения, станет событием огромного исторического значения, поскольку впервые в истории два крупных соседних государства обретут границу, оформленную в соответствии с требованиями и нормами международного права. Казахстанская делегация настроена на продолжение конструктивной работы на основе т.н. "дежурных" карт местности, чтобы найти правильные решения имеющихся вопросов, и надеется на взаимопонимание российской стороны.
Что касается другого, не менее важного, вопроса – совместного использования космодрома Байконур, то решение двух ли-деров наших стран о продлении срока его аренды до 2050 года, на наш взгляд, создает благоприятную политическую и юридическую основу для продолжения сотрудничества в космической сфере. Это сотрудничество должно развиваться по восходящей линии, раскрывать новые сферы и возможности. Если 10 лет назад наши страны в обстановке политической неразберихи и экономической деградации в постсоветском пространстве пытались найти развязки сложнейших проблем, перешедших из одной исторической эпохи в другую, и находили удачные и правильные решения, то сейчас, по мере положительной эволюции общей ситуации, нам предстоит решать задачи принципиально иного качества.
Для Казахстана чрезвычайно важно получить доступ в космос на правах стратегического партнера России, мы уже не можем довольствоваться нынешним положением арендатора. Потому наше правительство с повышенным вниманием работало над подготовкой соглашений о производстве казахстанского спутника связи и о создании совместного предприятия на базе экологически безопасного ракетоносителя "Ангара". Байконур является достоянием всей цивилизации, но космодром – это общее достояние и Казахстана, и России, потому должен приносить практическую пользу нашим странам, являющимся союзниками и партнерами.
Мы считаем, что важное экономическое и политиче-ское значение имеет подписанное в ходе визита российского президента соглашение между компаниями "КазМунайГаз" и "Лукойл" о совместной разработке одного из блоков на шельфе Каспийского моря. Это соглашение интересно не только тем, что сулит значительный объем российских инвестиций, но и тем, что по сути дела открывает новый этап нефтяной стратегии Казахстана. Данный документ является хорошим сигналом для всех заинтересованных зарубежных компаний, желающих работать на казахстанском рынке нефти и газа в соответствии с новыми правилами и нормами. Кроме того, соглашение в перспективе даст серьезный импульс развитию торговли между двумя странами.
Это тем более важно, поскольку президенты заявили о необходимости удвоения объема торговли и доведения ее до 10 млрд. долларов в ближайшие годы. Данная задача вполне выполнима, если побудить пограничные регионы к продолжению активных связей и сотрудничества. Именно на местах должны проявляться конкретные инициативы и предприниматься энергичные меры к наращиванию торговли. Это полностью соответствует долгосрочным интересам наших народов.
Мы также считаем, что наступило время принять смелое и далекоидущее решение в отношении применения внутрироссийских железнодорожных тарифов для казахстанских экспортеров. Действующая система двойных тарифов идет вразрез с духом и задачами стратегического партнерства, противоречит целям интеграции. Прези-дент Н.Назарбаев совершенно обоснованно заявил о неприемлемости узковедомственных позиций в таком важном деле, как казахстанско-российское сотрудничество, тем более корректность экономических расчетов, заложенных в основу такой политики, тоже порождает большие сомнения. Попутно, в порядке иллюстрации, хотел бы отметить, что Казахстан отказался от политики двойных железнодорожных тарифов в отношении соседнего Кыргызстана – решение об этом было принято во время недавнего визита Президента А.Акаева в Астану.
Выше уже было сказано, что даже в самые тяжелые периоды обеим странам удавалось находить решение наиболее трудных вопросов. Достаточно вспомнить договоренности президентов Казахстана и России по вопросам гражданства, статуса "Байконура", взаимных финансовых претензий, разграничения дня северной части Каспийского моря, транспортировки энергоресурсов через трубопроводные системы России, взаимодействия правоохранительных органов, таможенных и пограничных служб и по другим аспектам двусторонних связей. Считаем, что такое конструктивное сотрудничество должно набирать обороты, это чрезвычайно важно в условиях нарастающей глобализации. Данный процесс является объективной реальностью, частью которой являются и Казахстан и Россия, исповедующие либеральные ценности в экономике. Показательно, что обе страны по сути дела движутся параллельно в переговорном процессе по вступлению в ВТО и, возможно, вступят в эту организацию если не одновременно, то примерно в одинаковые сроки.
Казахстан и Россия, как говорится, по определению, обязаны стоять на одних позициях в противостоянии современным вызовам и угрозам. Находясь в близком соседстве в стратегически важном регионе, обе страны должны активно и, самое главное, результативно, взаимодействовать друг с другом для противодействия международному терроризму, нелегальной миграции, наркотрафику и прочим формам организованной преступности. Двустороннее сотрудничество в этой сфере может стать важным и даже решающим компонентом многосторонних усилий в рамках ШОС, ОДКБ и других международных организаций.
Мы также считаем, что желательно придать допол-нительную динамику и конкретное содержание взаимодействию и координации действий двух стран на международной арене, прежде всего в ООН, ОБСЕ и других международных организациях. Поэтому в рамках визита российского руководителя был подписан протокол о консультациях между внешнеполитическими ведомствами двух стран.
Важная сфера двусторонних отношений – это куль-турно–гуманитарное сотрудничество. Думается, Президент нашей страны совершенно не случайно акцентировал особое внимание на этот вопрос и в ходе переговоров с главой российского государства, и во время пресс-конференции. Действительно, взаимополезные связи в данной области полностью соответствуют чаяниям и устремлениям народов двух стран. Отнюдь не умаляя значения контактов деятелей культуры, науки и творчества, хотел бы все же особо выделить такую сферу, как образование. Подготовка молодых специалистов в московских и других веду-щих российских ВУЗах, помимо самоценности, имеет огромное политическое значение. Мы не можем говорить о масштабности и перспективности сотрудничества без наличия прогресса именно в сфере образования. Считаю, что это направление следует рассматривать в качестве приоритетного в нашей совместной работе по наращиванию казахстанско–российского сотрудничества.
Пользуясь возможностью, хотел бы дать разъяснения по поводу конечных целей казахстанской политики в отношении России, тем более эта тема оживленно обсуждается нашими политологами и средствами массовой информации. Казахстан твердо выступает за дальнейшее укрепление интеграции, сотрудничества и партнерства на равноправных началах. Говорить же о некоем желании обеих стран пойти на создание единого союзного государства совершенно неправильно и неуместно, потому что таких планов не существует. Подобного рода действия не соответствуют интересам Казахстана, уверен, что они не представляют интереса и для России.
В заключение хотел бы высказать уверенность в том, что данная конференция будет продуктивной в плане наработки новых идей и предложений, которыми можно было бы воспользоваться во время практической работы. Полагаю, что подобного рода форумы должны иметь продолжение не только в Москве, но и в других городах, например, административных центрах пограничных областей, где особенно остро воспринимается любая информация, касающаяся взаимоотношений двух соседних государств. Мы также надеемся, что интерес к такой важной теме, как казахстанско–российское сотрудничество, проявят большее число известных ученых, политологов и действующих полити-ков из дружественного нам государства. Ведь залог успеха любого международного мероприятия – это взаимное уважение, равноправие и взаимный интерес. Казахстан твердо придерживается этих принципов в своей внешней политике.
Спасибо за внимание.
--
КАЗАХСТАН И РОССИЯ ИМЕЮТ ПРЕИМУЩЕСТВО ДЛЯ ВХОЖДЕНИЯ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - ВИЦЕ-МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ РФ Астана. 24 января. КАЗИНФОРМ
То, что образовательные системы Казахстана и России основываются на фундаментальности, особенно в области естественных наук, и ориентации на духовное, нравственное начало, является серьезнейшим преимуществом России и Казахстана при вхождении в мировое образовательное пространство. Об этом заявил вице-министр образования России Никита Банцекин, выступая на международной научно-практической конференции "Казахстанско-российское взаимодействие в XXI веке и вызовы глобализации", проходящей 23-24 января в Астане, передает Казинформ.
"Чтобы находиться на стержне мировых тенденций в сфере образования, требуется ускоренная адаптация российских и казахстанских вузов к работе на международном рынке образовательных услуг. Это означает нахождение собственных ниш в мировом информационно-образовательном пространстве, опору на собственные информационные технологии, внедрение новых образовательных технологий дистанционного обучения и трансграничного предоставления образовательных услуг", - считает Н.Банцекин.
В этой связи, полагает вице-министр образования РФ, важнейшей задачей министерств образования Казахстана и России является "своевременное законодательное оформление государственного подхода к этим новациям в области международного образования". |