Kazakhstan today, 26 января
Сегодня, 26 января на совместном заседании палат парламента депутаты в первом чтении одобрили изменения и дополнения в Конституционный Закон "О выборах в РК", сообщает корреспондент KZ-today их Астаны. Как сообщалось ранее, в парламенте находилось два варианта данного законопроекта: правительственный и депутатской фракции "Аул". Созданная на совместном заседании палат парламента 26 декабря 2003 года совместная комиссия, рассмотрев оба варианта законопроекта, рекомендовала депутатам взять за основу правительственный вариант. "Правительству удалось избежать радикализма и крайностей, которые могут внести излишнюю напряженность и в без того нелегкий выборный процесс", - сказал председатель согласительной комиссии Жазбек Абдиев. Вместе с тем, отметил он, "проект, инициированный депутатами, безусловно, заслуживает внимания, но предлагаемые изменения и дополнения требуют внесения изменений в большое количество законодательных актов, включая конституционные законы и Конституцию страны". В ходе сегодняшнего заседания лидер партии "Аул" Гани Калиев заявил, что "большинство депутатов партии "Аул" отзывает свои подписи под своим вариантом законопроекта "О внесении изменения и дополнений в Закон "О выборах". По его словам, депутаты провели встречи с представителями правительства и Центризбиркома. "Конструктивный диалог с авторами правительственного варианта привел нас к консенсусу по проектам обсуждаемого закона", - отметил Г. Калиев. В частности, сказал он, депутаты договорились с правительством, что "граждане, которые имеют непогашенную или не снятую судимость не должны иметь права баллотироваться на выборные должности". Кроме того, депутаты и правительство пришли к согласию, что окружные и участковые избирательные комиссии должны формироваться "соответствующими маслихатами из 7 человек по одному от каждой политической партии, участвующей в выборах". Также, по словам Г. Калиева, правительство согласилось использовать при голосовании прозрачные урны. Со своей стороны министр юстиции РК Оналсын Жумабеков, отвечая на вопросы депутатов, подтвердил, что "мы согласны с изменениями порядка формирования избирательной комиссии". На совместном заседании палат парламента создана согласительная комиссия по подготовке законопроекта ко второму чтению.
-----
Необходимо приведение выборного законодательства в соответствие с требованиями времени Астана, 26 января
На состоявшемся сегодня, 26 января, совместном заседании палат Парламента выступил с докладом по проектам Конституционного закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республике Казахстан "О выборах в Республики Казахстан" депутат Мажилиса, руководитель рабочей группы по рассмотрению данных законопроектов Жазбек Абдиев. Пресс-службой аппарата Мажилиса представляется полный текст этого доклада:
"Доклад по проектам Конституционного закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республике Казахстан "О выборах в Республики Казахстан"
Уважаемый Председатель! Уважаемые коллеги!
Демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений воли и власти народа, основой избираемых органов и должностных лиц. Международными документами в той или иной мере предусматриваются нижеследующие основные принципы подготовки и проведения выборов, которые принято называть международными стандартами демократических выборов. Это: - право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного представительства, на выборные государственные и муниципальные должности; - свободный, периодический и обязательный, справедливый, подлинный, открытый и гласный, ответственный характер выборов; - участие в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу волеизъявления избирателей; - гарантия реализации избирательных прав и свобод человека и гражданина, иных участников избирательного процесса, а также судебная и иная защита избирательных прав и свобод всех участников выборов; - проведение выборов независимыми избирательными органами (избирательными комиссиями); - обеспечение действенного общественного и беспристрастного международного наблюдения за выборами. Эти стандарты были и будут основными в оценке результатов выборов. Надо учитывать и то обстоятельство, что темпы развития Казахстана, место и авторитет его на международной арене не позволяют ожидать какого-либо снисхождения в оценке выборов как со стороны международных наблюдателей, так и собственно населения самой республики. Таким образом, мы стоим перед необходимостью приведения выборного законодательства в соответствие с требованиями времени.
Уважаемые коллеги! Совместная рабочая группа палат Парламента тщательно рассмотрела и обсудила оба законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан", находящихся в Парламенте . Цель совместной рабочей группы была одна – оценка преимуществ и недостатков проектов и выработка предложений для Парламента по концепциям обоих проектов Конституционного закона. Позвольте мне уйти от критики звучавшей на заседаниях совместной рабочей группы недостатков того или иного проекта. Следует констатировать одно: положения обоих законопроектов требуют настоятельных изменений и соблюдения вышеупомянутых международных стандартов. Но это не означает, что все предшествующие выборы были нелигитимными. Необходимость изменений сегодня вызвана позитивной трансформацией страны, появлением заинтересованности большей части общества и его добром желании участвовать в происходящих политических процессах, в том числе и выборах, отсутствием прежнего равнодушия к политическим событиям. Основными вопросами, затронутыми в проектах и вызывавшими особо оживленные дискуссии в совместной рабочей группе, были, безусловно, вопросы формирования избирательных комиссий, их статус и их полномочия, а также участие в их работе представителей политических партий, порядок образования центральной избирательной комиссии, ее место и роль в иерархии избирательных органов; вопросы минимизации влияния органов исполнительной власти и управления на выборный процесс, права и обязанности наблюдателей, статус доверенных лиц, порядок формирования списков избирателей и вопросы применения законов гражданской и административно-правовой ответственности за нарушения выборного законодательства. По всем изложенным позициям оба законопроекта имеют как принципиальные отличия, так и единство решений. Таким образом, в том или ином видении, проблемы выборного законодательства обозначены, выделены как предмет для обязательного обсуждения сначала в рамках будущей совместной комиссии, а затем и всего Парламента. Вместе с тем, полнота, объемность изменений и дополнений в выборное законодательство, представленные в проекте Правительства, сопровожденные логическими дополнениями в некоторые законодательные акты, с усилением административной и гражданско-правовой ответственности за нарушение закона о выборах, являются на взгляд членов совместной рабочей группы, более взвешенными, аргументированными и прямо или косвенно приближают избирательную систему страны к международным стандартам. Правительству удалось избежать радикализма и крайностей, могущих внести излишнюю напряженность и в без того нелегкий выборный процесс. Проект, инициированный депутатами безусловно заслуживает внимания, но предлагаемые изменения и дополнения требуют внесения изменений в большое количество законодательных актов, включая Конституционные законы и изменения, собственно, и Конституции страны. Цель свободных, открытых и справедливых выборов вполне реально достижима посредством одобрения концепции Правительственного варианта, тем более что он изложен в точном соответствии с требованиями закона Республики Казахстан "О нормативно-правовых актах". Совместная рабочая группа полагает также, что те нормы, которые отсутствуют в проекте Правительства, но предлагаются депутатским вариантом, будут рассмотрены в порядке установленным Регламентом Парламента. Совместная рабочая группа предлагает принять за основу проект Конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан", внесенного Правительством Республики Казахстан и одобрить его в первом чтении. Благодарю за внимание".
(Распространено пресс-службой аппарата Мажилиса Парламента РК)
-----
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И ФРАКЦИЕЙ "АУЫЛ" ДОСТИГНУТ КОНСЕНСУС - ПО ПРЕДЛАГАЕМЫМ ПОПРАВКАМ В ЗАКОН "О ВЫБОРАХ В РК" Астана. 26 января. КАЗИНФОРМ
Большинство членов парламентской фракции партии "Ауыл" отзывают свои подписи под инициированным фракцией законопроектом "О внесении изменений в Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан". Как передает агентство Казинформ, об этом сегодня, 26 января, выступая на совместном заседании палат Парламента, заявил лидер партии депутат Мажилиса Гани Калиев. По его словам законопроекты, инициированные партией и Правительством страны, "имеют общую основу". Он пояснил, что в основе как проекта, инициированного фракцией "Ауыл", так и правительственного законопроекта есть рекомендации постоянно действующего Совещания (ПДС) по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества. Он отметил, что законопроекты совпадают во многом, между тем имелись и принципиальные отличия. Депутат Калиев сообщил, что члены фракции провели встречи с разработчиками правительственного законопроекта и пришли к консенсусу, в частности по статье 11 законопроекта, регламентирующей порядок образования избирательных комиссий, заметив при этом, что авторы обоих законопроектов исходили из требований о проведении честных открытых выборов. Вместе с тем в законопроектах имелись и принципиальные разногласия. Правительство предлагало формировать избирательные комиссии по схеме: вышестоящие комиссии формируют нижестоящие при консультациях с политическими партиями. Фракция "Ауыл" же предлагала включать в состав избирательных комиссий представителей политических партий. В настоящее время, как пояснил Г.Калиев, разработчики обоих законопроектов пришли к согласию. Избиркомы предлагают образовывать маслихатами при консультациях с политическими партиями, и в состав избирательных комиссий могут входить по одному представителю политических партий, участвующих в выборах. Избиркомы должны состоять из семи человек. Перечислив еще ряд позиций, по которым достигнут консенсус, Г.Калиев сообщил, что большинство депутатов фракции "Ауыл" отзывают свои подписи под инициированным ими законопроектом. Не отозвал свою подпись только депутат Ерасыл Абылкасымов. Вмести с тем, Г.Калиев сообщил, что депутат Е.Абылкасымов, не только не отозвал свою подпись по данным законопроектам, но и выходит из фракции "Ауыл".
-----
МИНИСТР ЮСТИЦИИ: ПРАВИТЕЛЬСТВО МОЖЕТ СОГЛАСИТЬСЯ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИЗБИРКОМОВ МАСЛИХАТАМИ Астана. 26 января. КАЗИНФОРМ
Правительство готово пойти на определенные уступки и может согласиться с предложениями отдельных депутатов по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон "О выборах". Об этом журналистам, как передает Казинформ, в перерыве совместного заседания палат Парламента сообщил Министр юстиции Оналсын Жумабеков. В частности, по его словам правительство может дать согласие на предложение отдельных депутатов по формированию территориальных избирательных комиссий маслихатами. Более того, по словам Жумабекова данный вопрос обсуждался, и такое предложение предусматривалось. "Мы хотели отойти от того, когда избиркомы формируются акимами", - сказал Жумабеков. Вместе с тем он подчеркнул, что "и в одном, и в другом варианте законопроекта именно от формирования избирательных комиссий акимами мы отходим". В частности правительство предлагает формирование избиркомов центральной избирательной комиссией, альтернативный вариант предлагает формирование избиркомов маслихатами. При этом О.Жумабеков подчеркнул, что изменение в способах формирования избиркомов не влияют на концепцию законопроекта, и именно по этой причине правительство готово поддержать предложения отдельных депутатов. О.Жумабеков подчеркнул, что порядок формирования центральной избирательной комиссии остается прежним, таким же как в действующем законодательстве. Что касается депутатского предложения о том, чтобы разрешить баллотироваться лицам, имеющим судимость, Жумабеков заявил: "Мы твердо стоим на том, что лица, у которых есть не погашенная судимость, не могут быть кандидатами в представительные законодательные органы". Министр подчеркнул, также, что они могут голосовать согласно действующему законодательству, но баллотироваться - не имеют права. Как уже сообщалось, Парламент, одобрил правительственный вариант законопроекта в первом чтении. Рассмотрение законопроекта во втором чтении назначено на 20 февраля.
----
ПАРЛАМЕНТ ОДОБРИЛ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ ПОПРАВОК В ЗАКОН "О ВЫБОРАХ" Астана. 26 января. КАЗИНФОРМ
Парламент сегодня, 26 января на совместном заседании палат Парламента одобрил в первом чтении правительственный вариант проекта закона "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах". Как передает Казинформ, за это решение проголосовали 37 депутатов Сената и 65 депутатов Мажилиса. Против этого решения проголосовали по одному депутату от каждой палаты, и три мажилисмена воздержались. Рассмотрение законопроекта во втором чтении назначено на 20 февраля. Также создается совместная комиссия палат Парламента для подготовки законопроекта ко второму чтению.
-----
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЗАКОНОПОЕКТ О ВЫБОРАХ ПРИНЯТ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ Ирина Севостьянова, Казинформ, 26 января
Парламент Казахстана одобрил в первом чтении проект изменений в Конституционный закон "О выборах в РК". Вопреки ожиданиям наблюдателей, рассмотрение важного политического закона прошло на удивление спокойно. Об изменении выборного законодательства говорилось давно. Так, еще 2 сентября 2002 года Президент страны Нурсултан Назарбаев, выступая на открытии четвертой парламентской сессии сообщил, что по его поручению создается рабочая группа, которая будет разрабатывать проект изменений в конституционный закон "О выборах". Наряду с рабочей группой, разработкой поправок в выборное законодательство занимались политические партии. В Парламент изначально было представлено три законопроекта - разработанный Правительством, инициированный парламентской фракцией партии "Отан" и парламентской фракцией партии "Ауыл". В конце декабря фракция "Отан" заявила об отзыве своего законопроекта, заявив, что большинство предложенных ими норм совпадает с правительственным вариантом. В течение месяца совместная рабочая группа палат Парламента обсуждала два законопроекта. Обсуждение проходило весьма активно, на каждом заседании разворачивались бурные дебаты. Как справедливо отметил председатель рабочей группы мажилисмен Жазбек Абдиев, "положения обоих законопроектов требуют настоятельных изменений и соблюдения международных стандартов". При этом он подчеркнул, что "это не означает, что все предшествующие выборы были нелигитимными". За весь период обсуждения законопроекта в рабочей группе депутаты фракции "Ауыл" настаивали на принятии именно их концепции, утверждая, что в разработанном ими законопроекте содержится больше конкретных норм, направленных на улучшение выборной системы в Казахстане, и призванных сделать выборы открытыми и прозрачными. Тем неожиданней стало заявление лидера партии депутата Мажилиса Гани Калиева, который сегодня заявил, что большинство депутатов фракции отзывают свои подписи под инициированным ими законопроектом. Он пояснил, что депутаты провели встречи с Правительством и Центральной избирательной комиссией. "Конструктивный диалог с авторами правительственного варианта привел нас к консенсусу по проектам обсуждаемого закона", - отметил Г. Калиев. Консенсус достигнут по следующим принципиальным позициям. Правительство смогло убедить депутатов в том, что "граждане, которые имеют непогашенную или не снятую судимость не должны иметь права баллотироваться на выборные должности". Разрешить людям, имеющим судимость, баллотироваться предлагали депутаты в альтернативном законопроекте. Помимо этого, по словам Г.Калиева, Правительство согласилось использовать прозрачные урны при голосовании. Решен и один из самых спорных вопросов - формирование территориальных избирательных комиссий. Правительство согласилось с предложением депутатов о том, что окружные и участковые избирательные комиссии должны формироваться "соответствующими маслихатами из 7 человек по одному от каждой политической партии, участвующей в выборах". Достижение согласия подтвердил и министр юстиции Оналсын Жумабеков. "В ходе работы над данным законопроектом мы хотели отойти от того, чтобы избирательные комиссии формировались акимами - исполнительной властью", заявил глава Минюста. При этом он отметил, что "и при формировании избирательных комиссий центральной избирательной комиссией, как это было предусмотрено правительственным вариантом данного законопроекта, и при формировании избирательных комиссий маслихатами, как это было предложено депутатами, мы от этого отходим". Министр юстиции подчеркнул, что вариант формирования избирательных комиссий маслихатами рассматривался Правительством, однако не был включен в правительственный вариант, поскольку, по мнению разработчиков правительственного варианта законопроекта, это "могло внести затруднения в повседневную деятельность маслихатов, в особенности Астаны и Алматы". "Рассмотрение на сессии маслихатов большого количества членов избирательных комиссий могло действительно вызвать затруднения у представителей маслихатов", - пояснил О.Жумабеков. Выступая с докладом, депутат Жазбек Абдиев охарактеризовал правительственный законопроект как более взвешенный, аргументированный и прямо или косвенно приближающий избирательную систему страны к международным стандартам – "Правительству удалось избежать радикализма и крайностей, могущих внести излишнюю напряженность и без того в нелегкий выборный процесс", - подчеркнул он. Что касается проекта, инициированного депутатами, он, по мнению Ж.Абдиева, "безусловно, заслуживает внимания, но предлагаемые изменения и дополнения требуют внесения изменений в большое количество законодательных актов, включая Конституционные законы и изменения, собственно, и Конституции страны". Итоги рассмотрения законопроекта в первом чтении вызывают некоторое удивление со стороны наблюдателей. В течение года поправки в выборное законодательство были предметом горячих споров в Парламенте. Депутаты высказывали самые противоречивые мнения, критиковали Правительство и друг друга. Тем более удивительны результаты голосования на совместном заседании: 37 сенаторов и 65 мажилисменов проголосовали "за" предложенный в качестве основы правительственный законопроект, по одному человеку от каждой палаты проголосовали "против", и трое мажилисменов воздержались. Однако, при обсуждении законопроекта в ходе подготовки его ко второму чтению он, естественно, претерпит существенные изменения. Уже сейчас сравнительная таблица включает более 400 поправок. Но концептуальные позиции, скорее всего, останутся без изменения. Что касается самого выборного процесса, и того, насколько новый закон улучшит избирательную систему, мы сможем убедиться уже осенью во время выборов в Мажилис парламента страны. |