NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 03:50 ast
01:50 msk

Даниал Ахметов: Правительство должно быть инициативным
"Мы прекрасно понимаем, что какой-то определенный период времени в Казахстане будет доминировать добывающий сектор. Но я бы сказал, что это наша сильная сторона, которой не надо бояться. Именно сырьевой сектор должен стать локомотивом развития экономики, и на его базе должно пройти серьезное изменение структуры"
29.01.2004 / политика и общество

Беседу вел Сергей КУЗОВНИКОВ, "АиФ-Казахстан", 28 января

Глава правительства - очень занятой человек. Тем не менее нам удалось "похитить" два часа в действительно напряженном графике премьер-министра Даниала АХМЕТОВА, чтобы узнать из первых уст, чем же на самом деле в настоящее время занято правительство.
- Что такое в целом правительство? – вопросом на вопрос ответил Даниал Кенжетаевич. Это механизм, который реализует политику, определенную главой нашего государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Этот механизм должен работать четко, слаженно и без понуканий, грамотно достигать поставленных целей. Правительство обязано быть инициативным - проще говоря, "механизм" должен сам находить способы и методы решения возникающих задач. И алгоритмы действий уже определены президентом страны.
Растем и развиваемся
- При вступлении в должность вы заявляли, что, несмотря на высокие темпы роста, экономика Казахстана до сих пор находится в неустойчивом состоянии и слишком зависима от конъюнктуры мировых цен на сырьевые товары. Есть ли сегодня основания для пересмотра такой оценки?
- Я сказал тогда, что страна стабильно движется вперед. За четыре года рост ВВП составил более 49 процентов. Тем не менее и до сих пор очень сложно говорить об устойчивом развитии. Еще в 1992 году на мировом саммите в Рио-де-Жанейро было впервые дано определение устойчивого развития государства. Оно включает гармоничное развитие социального, экономического и экологического секторов. То есть триединство и гармония развития в этих трех областях как раз и характеризуют устойчивое развитие государства. Поэтому сегодня можно и нужно говорить о Казахстане как о стабильно развивающемся государстве. Стратегия президента страны как раз и заключается в том, чтобы изменить структуру производства, изменить структуру экономики в целом и выйти на траекторию устойчивого развития.
Сегодня в доходах страны 26,7 процента занимают поступления от нефтегазового сектора. Это очень много. Для сравнения скажу: в Нигерии этот показатель - 23 процента, а вот в Норвегии, тоже стране с преобладающим нефтегазовым сектором, эта цифра составляет 8,9 процента. Мы сегодня стремимся выйти на траекторию устойчивого развития, поэтому мои оценки не меняются. А вся деятельность правительства посвящена тому, чтобы государство за определенный период времени перешло от стадии стабильного роста к фазе устойчивого развития.
- Получается, что сейчас - не до экологии, надо решить глобальные вопросы?
- Когда страна занимается прежде всего экономикой, решая необходимые социальные задачи, - это как бы подготовительный этап. Его прошли все страны мира, которые можно сегодня причислить к странам с устойчивым развитием. Это страны первой десятки Европы, США, Сингапур, Япония и другие - вы их все знаете. Вообще, это очень непростая материя. Человечество ведь, в принципе, перешло на новый этап. ХХI столетие - это время постиндустриального развития. Совершенно новое явление, которое еще называют "экономикой третьей волны". Именно это и будет характерно и наиболее важно в ближайшем будущем.
- Вы неоднократно заявляли о том, что Казахстану необходимо развивать высокотехнологичные и наукоемкие производства. Более того, вы настойчиво продвигаете в жизнь идею создания технопарков по образцу зарубежных аналогов…
- Мы прекрасно понимаем, что какой-то определенный период времени в Казахстане будет доминировать добывающий сектор. Но я бы сказал, что это наша сильная сторона, которой не надо бояться. Именно сырьевой сектор должен стать локомотивом развития экономики, и на его базе должно пройти серьезное изменение структуры. Мы сегодня, например, говорим о том, что необходимо больше внимания уделять обрабатывающей промышленности. Но, для того чтобы появилась обрабатывающая промышленность, страна должна создать определенные экономические условия. Тогда мы осуществим так называемый перелив капитала. Это все естественные процессы становления. Так было во многих странах.
Безусловно, мы стремимся к тому, чтобы в Казахстане появились высокие технологии. Но нужно отчетливо понимать, в каких условиях они могут появиться. Должна быть очень сильная наука, образованное население, должен быть капитал. Созданные в прошлом году институты, такие, как Банк развития, Инновационный инвестиционный фонд, как раз являются механизмом реализации этой цели. Мы сегодня создаем несколько парков информационных технологий, которые должны стать основой новых высокотехнологичных отраслей. И ничего нового мы не придумали, по этому пути прошел весь мир. Мы знаем, как создавались, скажем, специальные научные зоны в Китае; мы внимательно изучили подходы, которые были в Сингапуре. Хотя каждая страна имеет свои особенности. Скажем, Сингапур - это очень удачное географическое расположение, это стык морских путей. Китай - это огромный внутренний рынок, активная экономическая среда. Достаточно много людей из этой страны в свое время эмигрировали, заработали денег, а сегодня они возвращаются в Китай. 80 процентов инвестиций, которые пришли в китайские экономические зоны, - это деньги тех людей, которые когда-то уехали. У Казахстана есть своя специфика, но мы внимательно анализируем опыт, который существует в мире. Сейчас, на мой взгляд, в достаточной степени успешно развивается порт Актау. Он имеет в силу географических особенностей серьезные преимущества. Таким образом, понятна стратегия, которую мы стараемся реализовать.
За рынок надо бороться
- Именно для этого проходят структурные изменения в экономике? Известно, что вы последовательно пытаетесь демонополизировать энергетическую, железнодорожную и телекоммуникационную отрасли…
- Мы стремимся к тому, чтобы в текущем и следующем годах провести реструктуризацию естественных монополий. Это, конечно, демонополизация рынка телекоммуникаций, главной целью которой является создание широкой конкуренции. То же самое можно сказать о реструктуризации железнодорожного транспорта. Мы хотим, чтобы на железнодорожный рынок Казахстана пришли операторы из СНГ или стран Западной Европы. То есть мы впервые в практике стран СНГ, да и Европы, открываем в течение короткого периода времени этот сектор экономики для всех операторов.
- Однако это ведь стратегическая отрасль. Где заканчиваются интересы экономики и начинаются интересы национальной безопасности?
- Задача любого правительства, если оно хочет быть прогрессивным, - создание конкурентного сектора. Так вот, задача наша - создать именно в этой естественной монополии, которая долгое время была как святая святых, конкуренцию. Это мы и делаем. И не нужно бояться, что те или иные национальные интересы будут ущемлены. Для этого должны быть приняты грамотные и эффективные законодательные акты, которые защитят наши интересы.
То же самое можно говорить и о создании розничного рынка электроэнергии в Казахстане. В 1996 году, в соответствии с указом президента, мы создали оптовый рынок. Россия сейчас идет по этому же пути. Но оптовый рынок - это всего лишь 40 процентов всего энергетического рынка. 60 процентов - это так называемый розничный рынок. Именно розничный рынок будет завершающим в преобразовании энергетики, чем сегодня активно занимается правительство.
Пятьдесят на пятьдесят
- В обществе бытует мнение, что казахстанские компании в добывающем секторе довольно сильно потеснены компаниями зарубежными. Так ли это? И, если уж мы говорим о том, что экономика страны - на подъеме, каковы пути увеличения казахстанского участия в освоении природных богатств страны?
- Я согласен с тем, что в нефтегазовом секторе, да и, скажем, в металлургическом, не так много казахстанских компаний. С одной стороны, государству все равно, какая компания вносит в копилку доход - казахстанская, американская либо японская. Но с другой стороны - есть вопросы. Именно поэтому, в соответствии со стратегией президента, в знаковом для нашей экономики секторе нефти и газа принято решение, что во всех нефтегазовых разработках участие казахстанских компаний будет составлять не менее 50 процентов.
- Через "КазМунайГаз"?
- Возможно, появятся новые компании, которые мы планируем создавать. Правительство в прошлом году сделало очень серьезные шаги. Заключили соглашение с компанией "Лукойл" на разработку нефтяных месторождений Тюб-Караган и Атасты, ведем интенсивные переговоры по Курмангазы. Думаю, в этом году в том же самом соотношении 50 на 50 мы достигнем решения с "Роснефтью". На этих же условиях занимаемся проблемой месторождения Хвалынское. Здесь налицо наше стремление к тому, чтобы в нефтяном секторе появилась достаточно сильная компания, которая в объеме 50 процентов участвовала во всех нефтяных разработках. Я убежден: пройдет не так много времени, и наша компания заявит о себе как национальная компания, обладающая серьезными современными технологиями. И она будет участвовать практически во всех известных крупных месторождениях.
- Мы говорим о некоей гипотетической компании, которая появится в будущем?
- Нет, пока мы ведем речь о "КазМунайГазе". Но со временем, безусловно, страна может создать еще одну или две компании. Уже то, что мы сделали в прошлом и начали в этом году, создает совершенно другой облик нашей национальной компании в лице "КазМунайГаза". Одной из целей правительства является создание в течение короткого времени сильной национальной компании именно в нефтяном секторе. В газовом же секторе мы разрабатываем сегодня с национальной компанией "КазТрансГаз" Амангельдинское месторождение, готовимся к разработке газового месторождения Урихтау в Актюбинской области. В этом году начнем разведочные работы по газу в угольных пластах Карагандинской области. Все это создает хорошие предпосылки к тому, чтобы и в газовой отрасли появилась серьезная национальная компания, которая будет со временем конкурировать с мировыми компаниями.
Здесь Казахстан, кстати, тоже не изобретает велосипед. В той же Южной Корее после Второй мировой войны вся экономика была в руках японских менеджеров и японского капитала. Но со временем произошло то, что называется приходом национальных кадров и национального капитала. Это не национализация, а абсолютно естественное явление, когда усиливающийся и укрепляющийся национальный капитал начинает скупать все, что есть в собственной стране, а потом активно переливается в другие страны.
- Можем мы сейчас говорить о лоббировании государством отечественных компаний?
- В какой-то степени - да. Хотя должен сказать, что правительство не собирается слишком уж активно лоббировать интересы своих компаний во всех отраслях. Главная задача правительства - создание конкурентного сектора в экономике. Но, безусловно, скажем, в нефтегазовой области мы стремимся к тому, чтобы были укреплены позиции национальных компаний.
Зачем нам ВТО
- Сейчас много говорится о необходимости вступления Казахстана в ВТО. У этого шага есть как сторонники, так и противники, причем аргументы и тех и других весьма серьезны и весомы. Но вы всегда говорили, что при всех "за" и "против" есть такое понятие, как необходимость. Почему, по вашему мнению, Казахстан должен стать членом Всемирной торговой организации?
- Потому, что очень многое будет зависеть от уровня интеграции Казахстана в систему мироэкономики, в систему мирохозяйства. Мы должны отчетливо понимать, что Казахстану необходимо активно использовать естественные географические и иные преимущества, которые у него есть. Это, безусловно, соседство с Россией и с Китаем. Товарооборот с Россией у нас составил 4,6 миллиарда долларов, с Китаем - около 3 миллиардов. Мы понимаем, что Казахстан, как страна с недостаточным внутренним рынком, должен опираться на интеграцию именно с этими странами.
Президент страны Нурсултан Назарбаев в течение последнего десятилетия уделяет много внимания и прилагает много усилий для дальнейшего улучшения взаимоотношений с РФ и КНР. Поэтому правительство будет продолжать заниматься развитием и расширением экономического сотрудничества прежде всего с ними. А если следовать общемировым тенденциям, то мы с Россией, другими странами должны думать о так называемых межстрановых кластерах, с тем чтобы, создавая и развивая кластер в определенных сегментах экономики, мы были бы конкурентоспособны в мире. Возможно, это будет кластер в области добычи и производства меди, где и Казахстан, и Россия обладают серьезными возможностями. Свыше 400 тысяч тонн рафинированной меди производит Казахстан, Россия - в три раза больше. Объединив наши усилия, создав межстрановой кластер в этой области, мы можем достигнуть серьезных успехов на мировом рынке. Можно назвать, например, кластер в области ловли рыбы и производства икры - ведь именно Россия и Казахстан являются основными поставщиками осетровых и черной икры на мировые рынки. Вот вам и еще одна из задач нашего правительства - перейти на другой уровень взаимоотношений. Мы готовим серьезные предложения, которые, я убежден, будут обязательно реализованы. Не случайно мы сегодня ведем переговоры с ведущими мировыми экономическими институтами, с тем чтобы выявить конкурентные преимущества Казахстана в системе мирохозяйства. Мы должны отчетливо понимать, какой сектор экономики Казахстана будет конкурентоспособен не сегодня, а завтра, в середине ХХI столетия. Для этого сегодня мы начинаем серьезные исследования, привлекая лучшие экономические умы.
Казахстан не может жить только в экономическом пространстве своей страны или только в экономическом пространстве СНГ. Мы должны идти в систему мирохозяйства. Хотя нам надо отчетливо понимать, что вступление в ВТО должно быть разумным и экономически просчитанным шагом. Преимущество вступления - в том, что мир открывает перед нами свои экономические границы. Недостатком является то, что мы в общем-то страна, имеющая серьезную технологическую, инженерную и в ряде отраслей интеллектуальную отсталость. Но и здесь вступление в ВТО создает для нас серьезную мотивацию прогресса. Поэтому мы предполагаем в течение ближайших полутора-двух лет вступить в эту всемирную организацию. Работа ведется достаточно интенсивно. При этом мы ставим перед собой цель, чтобы вступление в ВТО было гармонизировано прежде всего с Россией. Поэтому активная работа по совместному вступлению во Всемирную торговую организацию с синхронизацией ряда экономических параметров тоже является одной из задач нашего правительства.
- А наши договоренности, например, с "Лукойлом" - это больше все-таки вопрос экономики или политики? Или здесь счастливо все совпало?
- Я думаю, это как раз удачное совпадение, когда мы, основываясь на точных экономических критериях, определили "Лукойл" как стратегического партнера. С другой стороны, это и пример хорошей интеграции, когда наша национальная компания и российская компания, наш сосед, если хотите, в какой-то степени братская страна, развивают с нами хорошие экономические взаимоотношения. А в основе отношений, которые объединяют страны, конечно, лежит экономика. Чем быстрее мы объединим свои экономические интересы, тем лучше будут в целом взаимоотношения. Я весьма удовлетворен тем, что, безусловно, только положительные эмоции вызывают Год России в Казахстане и Год Казахстана в России. Наши страны имеют много общего в прошлом. Мы обладаем уникальной возможностью говорить на одном языке, у нас сходный менталитет. Сегодня мы начинаем строить совместное экономическое будущее, и решение президентов создать единое экономическое пространство - весьма примечательное явление.
О мотивах и стимулах
- Помните, как в Петропавловске вы говорили руководителям заводов, что если, мол, не перейдете на новые стандарты, то начиная с 2005 года работать не будете?
- Мы хотим гармонизировать наши стандарты с общемировыми. Это очень сложная задача. В ближайшее время будет принят закон о техническом регулировании, который приведет к тому, что некие технологические регламенты будут совершенно иными. Они будут соответствовать требованиям ХХI века. А по параметрам они будут отвечать технологическим регламентам стран с устойчивым развитием. Тем самым мы создаем у промышленников серьезную основу для того, чтобы выйти на технологическое перевооружение.
- Но мы же создадим проблему предприятиям, которые, может быть, будут не готовы перейти на новые технические стандарты!
- Мы создали необходимые институты - Банк развития, Инновационный инвестиционный фонд, компании по страхованию экспорта. То есть сейчас появились финансовые возможности для того, чтобы страна активно шла на обновление основных фондов, меняла структуру своей экономики. Это одна часть мотивации. С другой стороны, мы должны создать и вторую часть фундамента для этого обновления. Мы меняем стандарты, и каждый промышленник вдруг в одночасье начинает понимать, что та продукция, которую он производит, на мировом рынке никому не нужна. Это крайне сложно, тяжело. Но нечего и говорить об индустриальном инновационном развитии, не решая проблем стандартизации, не принимая ряда законов, которые создадут еще одну ступень мотивации. И уже потом, кроме тех механизмов, которые я назвал, заработают и лизинг, и франчайзинг.
- Будут ли налоговые льготы для тех, кто пойдет по этому пути?
- Безусловно. Налоговые льготы, преференции. Это очень важно и для легализации теневой экономики. Никто ведь до недавнего времени не занимался этим сектором. Хотя он живет рядом с нами и процветает. Теневой сектор - это что? Это скрытая, неформальная и нелегальная экономика. Нелегальная где? В винно-водочном бизнесе. Скрытая где? В легкой промышленности. Неформальная - это так называемое невыявленное домашнее хозяйство, прежде всего в аграрном секторе.
- Вы могли бы сформулировать основную задачу возглавляемого вами Кабинета?
- Конечно, могу. Как метод - это воплощение в жизнь политики президента Нурсултана Назарбаева, а как один из способов - реализация в первую очередь индустриально-инновационной стратегии. Для этого мы с середины прошлого года занимаемся серьезными структурными преобразованиями в обществе в целом. Это реформирование системы образования, системы здравоохранения. Страна не в состоянии реализовать стратегию индустриально-инновационного развития, не изменяя, не трансформируя систему образования. Образование - это база. Поэтому с середины прошлого года мы подготовили концепцию реформирования в системе образования. Конечно же, эта концепция далеко не бесспорная, именно поэтому правительство поручило Министерству образования и науки провести широкое обсуждение в обществе. Потом уже, с учетом общественного мнения, мнения ученых, аналитиков и специалистов-практиков, мы примем ту концепцию, которая будет удовлетворять национальным интересам страны. То есть наряду с прагматическими делами, связанными с созданием конкурентного рынка в естественных монополиях (а этого, могу смело сказать, никто не сделал ни до, ни после нас), мы занимаемся серьезным делом, которое называется "структурные преобразования". Проще говоря, можно завезти в страну новейшие технологии, это займет какое-то время. Важно за этот период подготовить новых специалистов, тех, чьи дипломы и аттестаты будут признаны в других странах.
Здравоохранение, образование - это как раз те отрасли, которые не реформировались в течение последних шести лет. С тех пор как пенсионная реформа началась, таких преобразований не было. Так что в целом мы ставим перед собой вот эти две задачи.
А следующая - это, конечно же, легализация теневой экономики. Сегодня, по подсчетам мировых экспертов, теневая экономика Казахстана занимает от 22 до 34 процентов валового внутреннего продукта. И это - следствие избыточного влияния государства. Интересно, что пока говорить о том, что та или иная страна мира в достаточной степени эффективно решила эту проблему, нельзя. Но мы, безусловно, занимаемся этой проблемой, и какое-то решение, дающее положительный эффект для экономики государства, найдем.
Немного личного
- Многие отмечают ваш жесткий стиль работы. Говорят, что вы способны на резкие и быстрые решения. Этот стиль вырабатывался еще в бытность инженером-строителем?
- Главное для меня, когда я принимаю решения, чтобы они были экономически просчитанными. Да, я стремлюсь делать это быстро, чтобы это принесло эффект. А насчет моей профессии... Я благодарен судьбе, что мне еще в начале карьеры довелось работать в строительстве. Я в 30 с небольшим лет руководил большим строительным трестом, в моем подчинении было свыше 5 тысяч человек. Ситуация заставляла принимать быстрые решения. При этом приходилось все время искать какие-то пути к совершенствованию, много читать. Вообще, если не следишь за тем, что происходит в экономической практике, невозможно принимать решения.
- А времени хватает для того, чтобы читать?
- Ночью.
- Чем еще вы занимаетесь в свободное время? Например, ходите ли в магазин, чтобы узнать, сколько стоят хлеб и мясо?
- Мне не надо для этого ходить по магазинам. На самом деле я точно знаю, сколько стоят хлеб, мясо и другие продукты. Любой руководитель должен очень точно понимать, в каком экономическом измерении он живет. Тогда его действия будут понятны не только ему самому, но и тем людям, ради которых он работает.
Если говорить о личных делах, то я стремлюсь к тому, чтобы, например, летом два-три раза в неделю уделять время занятиям спортом. Я езжу на велосипеде по 30-40 километров, особенно когда бываю в коротких командировках в Алма-Ате. Там мне компанию составляют друзья, среди которых много известных спортсменов. Зимой играю в волейбол, опять-таки с друзьями, которые меня понимают и приезжают со своими детьми. Так было и в Северном Казахстане, и в Павлодаре, и сейчас в Астане. Еще играю в футбол, в настольный теннис. Вообще предпочитаю динамичные виды спорта, которые дают хорошую работу мышцам и хороший отдых голове.
- Понятно, что рейтинги популярности политиков - это тот вопрос, на который уже заранее известен ответ...
- К рейтингам я отношусь скептически. Сложно судить об объективности того или иного печатного органа, поскольку часто он становится механизмом или орудием в руках политиканов. Однако я знаю, что вся страна убеждена в высоком рейтинге Нурсултана Назарбаева. И это для меня главное.
- Некоторые упрекают вас в весьма скептическом отношении к политическому либерализму. Что лежит в основе такого отношения? И какие, по-вашему, реформы должно проводить общество в первую очередь - политические или экономические?
- В основе всего должна лежать экономика. Создавая прогрессивное, с экономической точки зрения, государство, мы получаем хорошую возможность для решения социальных задач. Потому, безусловно, вначале должны идти экономические реформы, которые создают фундамент. Потом - те или иные политические преобразования. Так, например, одна из азиатских стран реформировала свою политическую систему, не проведя перед этим экономических преобразований. И ничего толком не добилась. Таких стран, к сожалению, много. Можно много говорить о политических реформах, но если не будут решены проблемы экономики, если не будут решены задачи, связанные с экономической свободой человека, то не будут эффективны любые политические преобразования.
- Но сейчас-то настало время для политики? Образно говоря, мы оделись, поели и, сыто откинувшись, начали рассуждать о том, что в политике надо сделать…
- А у нас идут политические преобразования. Простой пример: есть новая редакция Закона о выборах, и сама выборная система медленно, но верно трансформируется. То есть мне кажется, что идет разумное, постепенное, гармоничное развитие политической системы, которое в определенной степени соответствует экономическому образу страны.
Ведь Казахстан - это, по сути, страна, имеющая весьма удобное географическое положение. Поэтому мы ищем пути, где можем достигнуть прогресса, - и в экономике, и в политике. Ищем, на мой взгляд, успешно.

Справка "АиФ Казахстан"
Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан 2003 года в целом свидетельствуют о сохранении положительных тенденций.
Темпы прироста индекса физического объема промышленного производства к январю-декабрю 2002 г. составили 8,8%.
По укрупненным видам экономической деятельности обеспечен прирост продукции: в горнодобывающей промышленности - на 8,8%, обрабатывающей - на 8,9%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 7,1%.
Рост промышленного производства в отчетном периоде наблюдался во всех регионах страны.
Объем валовой продукции сельского хозяйства за 12 месяцев 2003 г. увеличился на 1,4%.
Объем инвестиций в основной капитал в январе-декабре т. г. превысил уровнь соответствующего периода 2002 года на 10,6%.
Объемы услуг, предоставляемых предприятиями связи, в январе-ноябре 2003 года возросли по сравнению с январем-ноябрем прошлого года на 25,4%.
Внешнеторговый оборот за январь-ноябрь 2003 г. сложился в размере 19 млрд. долларов США. Рост к уровню января-ноября 2002 г. составил 29%, при этом экспорт увеличился на 33%, импорт - на 25%.
На потребительском рынке республики цены на товары и услуги в декабре 2003 г. по сравнению с декабрем 2002 г. возросли на 6,8%.
Официальная ставка рефинансирования Национального банка установлена на уровне 7% годовых.
В январе-ноябре 2003 г. среднедушевые денежные доходы населения составили 103 986 тенге, что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выше на 14,7%, а реальные располагаемые - на 7,8%. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в январе-ноябре 2003 г. сложилась в размере 22 783 тенге, с увеличением за период на 13,9%, а в реальном выражении - на 7,1%.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана определил приоритетные задачи деятельности КНБ 30.01.2004
Глава государства принял председателя правления банка "Туран-Алем" 30.01.2004
Вопросы вступления Казахстана в ВТО обсуждены в правительстве 30.01.2004
Казахстан может ввести ограничение на экспорт зерна весной 2004 года 30.01.2004
Необходимо ввести пятиуровневую систему образования 30.01.2004
Мастер игры 30.01.2004
Державе нужно помогать 30.01.2004
Рабочий график главы государства 29.01.2004
Даниал Ахметов: Правительство должно быть инициативным 29.01.2004
Рабочий график премьер-министра 29.01.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz