Арон Цыпин, www.gazeta.ru, 22 февраля
Во вторник в Баку состоялось подписание документов по финансированию нефтепровода Баку – Тбилиси (Грузия) – Джейхан (Турция). Только Азербайджан был представлен президентом; Турция и Грузия прислали всего лишь министров, а от Казахстана, чья нефть могла бы наполнить эту трубу, не приехал никто.
Сегодня, во вторник, в президентском дворце "Гюлистан" в Баку в 15 часов по Москве пройдет подписание документов о начале финансирования нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан. В церемонии подписания примут участие представители Азербайджана, Грузии и Турции.
По мнению экспертов, Баку – Джейхан – самый дорогостоящий из всех проектов транспортировки каспийской нефти.
* * *
$0,5 млрд выделяют Международная финансовая корпорация и Европейский банк реконструкции и развития (по $250 млн). Синдикат должен будет выделить для финансирования проекта $1,2 млрд. BP готова была выделить кредит в размере $500 млн, другой участник проекта, Statoil, – $170 млн. Часть кредита идет по линии экспортно-импортных агентств, связанных с правительствами США, Великобритании, Японии и Германии, которые предоставляют так называемые связанные кредиты на закупку оборудования только из своих стран.
* * *
Главное преимущество этого нефтепровода – возможность экспорта каспийской нефти, минуя Боспорский пролив, где танкеры обычно стоят в пробке, через глубоководный порт Джейхан на Средиземном море.
Как альтернативный вариант транспортировки азербайджанской нефти рассматривается простаивающий до сих пор нефтепровод Одесса – Броды: из Баку азербайджанская нефть в этом случае идет не в Турцию, а в грузинский порт Супса, откуда танкерами по Черному морю до Одессы, а потом через территорию Украины и Польши непосредственно в нефтепроводную систему Западной Европы.
Главный недостаток обоих проектов состоит в том, что в азербайджанском секторе Каспия запасов нефти, необходимых для нормального функционирования нефтепровода, может не оказаться.
* * *
Участники проекта: BP (30,1%), ГНКАР (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), ENI (5%), Itochu (3,4%), ConocoPhillips (2,5%), INPEX (2,5%), Total (5%) и Amerada Hess (2,36%). Протяженность – 1767 км, из них в Азербайджане – 443 км, в Грузии – 248 км, в Турции – 1076 км. Пропускная способность трубопровода – 50 млн тонн нефти в год. Строительные работы начались в апреле 2003 года и завершатся в четвертом квартале 2004 года. Азербайджанский участок нефтепровода должен быть построен к сентябрю 2004 года, грузинский – к октябрю 2004 года, турецкий – к концу 2004 года. Экспорт азербайджанской нефти из порта Джейхан (Турция) намечен на второй квартал 2005 года.
* * *
В этой связи особенно печально для проекта то, что на церемонию подписания важнейшего для судьбы трубопровода документа не прибыли представители Казахстана. Это подтвердили "Газете.Ru" в казахской компании "Казмунайгаз". Нефть из этой страны, как до сих пор предполагалось, должна была помочь азербайджанской нефти наполнить трубопровод до Джейхана.
Да и вообще, обращает на себя внимание невысокий статус участников церемонии. Только с азербайджанской стороны в ней задействован глава государства – президент Ильхам Алиев.
Турция прислала всего-навсего министра энергетики, который попытался сгладить эффект от своего появления предложением назвать конечный нефтяной терминал в Джейхане именем ныне покойного руководителя Азербайджана Гейдара Алиева.
На министерском уровне была представлена и Грузия, а Михаил Саакашвили, по сообщению его пресс-службы, в Баку даже и не собирался. Как сказали "Газете.Ru" знакомые журналисты в Азербайджане, "если бы баба (имеется в виду Гейдар Алиев) был жив, все бы прискакали сюда, как на свадьбу".
Есть и другие признаки того, что к азербайджанской нефти и ее транспортировке после кончины Гейдара Алиева относиться всерьез перестали. Наиболее яркий пример – компания BP. У нее самая большая доля в проекте "Баку – Джейхан", и именно она через азербайджанскую компанию служит оператором той части трубы, которая идет в упоминавшуюся выше Супсу. И одновременно дочернее предприятие BP, BP-ТНК, лоббирует на Украине реверс трубопровода Одесса – Броды, то есть сама себе закрывает возможность гнать нефть в Европу этим путем.
Более того, в BP говорят, что главной ресурсной базой компании в ближайшем будущем станет Россия, а не Азербайджан.
И наконец, прямо перед вторничным подписанием финансовых документов очередной удар по проекту нанесла российская компания "ЛУКойл", выразившая намерение продать свою долю в считавшемся одним из самых перспективных в азербайджанской части Каспия месторождении Шахдениз.
Вряд ли этот поступок свидетельствует в пользу блестящего будущего маршрута Баку – Джейхан.
* * *
На сцене появляется Chevron
Украинский министр топлива и энергетики Сергей Ермилов в ходе интернет-конференции во вторник, сообщил, что американская нефтяная компания Chevron предложила Украине транспортировку нефти по нефтепроводу Одесса – Броды в прямом направлении уже в нынешнем году.
* * *
Еще в 1999 году Financial Times писала, что спонсируемые США нефтяные проекты могут подвергнуть их отношения с Москвой серьезным испытаниям. "Речь идет прежде всего о подписании соглашения между Турцией, Азербайджаном и Грузией, которое опредяет условия... инвестиций в сооружение нефтепровода из Баку до турецкого порта Джейхан. Американское спонсорство преследует прежде всего геополитические цели – вовлечь страны Кавказа и Каспийского региона в орбиту Запада и мировой экономики. Кроме того, Вашингтон рассчитывает на изоляцию Ирана, диверсификацию источников энергоносителей и уменьшение зависимости от ближневосточной нефти".
Теперь, когда США удерживают под контролем Ирак с его огромными и доказанными нефтяными ресурсами, их стратегический интерес к Азербайджану и проекту "Баку – Джейхан" резко снизился.
-----
Глава "Казмунайгаз" ожидает готовности соглашения о транзите казахстанской нефти по БТД в течение месяца БАКУ, 3 февраля. /Корр. РИА "Новости" Герай Дадашев/
Азербайджан и Казахстан могут прийти к единому варианту межправительственного соглашения о транзите казахстанской нефти через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан /БТД/ в течение месяца, сообщил РИА "Новости" во вторник исполнительный директор "Казмунайгаз" Сабир Исимбеков.
По его словам, процесс работы экспертов двух стран над соглашением "ведется в положительном ключе" и находится "на этапе согласования некоторых юридических аспектов и коммерческих условий вхождения в этот проект иностранных нефтяных компаний, работающих в Казахстане".
Исимбеков выразил уверенность в том, что "в ближайшее время стороны начнут работать уже над совместным документом".
По его словам, один из принципов, которым руководствуется казахстанская сторона в работе над соглашением, - многовариантность использования нефтепроводов для транзита собственной нефти. Этот же подход действует и в отношении права использования в будущем трубопроводов Баку-Новороссийск и Баку-Супса.
Исполнительный директор "Казмунайгаз" сообщил также, что в Казахстане образована компания "Тениз сервис", основная задача которой - создание "береговой инфраструктуры", то есть, технических условий для транспортировки нефти.
Хотя каждая из стран первоначально подготовила собственный вариант межправительственного соглашения о присоединении Казахстана к проекту БТД, но, как неоднократно подчеркивали представители сторон, "их фундаментальные положения в целом совпадают". |