Арон Цыпин, www.gazeta.ru, 3 февраля
Правительство Украины в среду приняло решение использовать нефтепровод Одесса–Броды по "европейскому" варианту – то есть создать для азиатской нефти путь в обход России. В принятии этого решения не обошлось без Chevron, имеющей значительные интересы в Казахстане.
В январе в Варшаве было подписано польско-украинское соглашение о создании совместного предприятия по строительству нефтепровода из Бродов в польский Плоцк. По данным BBC, в Польше пока не найдено фирмы, серьезно заинтересованной в таком использовании нефтепровода.
Правительство Украины в среду приняло решение использовать нефтепровод Одесса–Броды для поставок нефти в Европу и отказаться от его реверсного использования. Об этом заявил вице-премьер Украины Андрей Клюев после заседания кабинета министров. По словам Клюева, "принято решение о направлении использования нефтепровода от Одессы до Бродов" и создана правительственная комиссия, которая должна обеспечить его наполнение нефтью и эффективное использование. Министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов сообщил, что к концу 2004 года Chevron сможет прокачать по трубе Одесса–Броды в европейском направлении 4–5 млн т нефти, добытой в Каспийском регионе.
Строительство трубопровода Одесса–Броды длиной 674 км и пропускной способностью 9–14,5 млн т в год Украина завершила в 2001 году – в расчете на участие в экспорте в Европу каспийской нефти. Проект по вовлечению Украины в Евроазиатский нефтетранспортный коридор, который должен обойти территорию "неблагонадежной" России, был подготовлен американской фирмой Kellog, Brown and Root, дочерним предприятием Halliburton, близким к американской нефтяной компании Chevron и к нынешней администрации США. Все это время нефтепровод простаивал, пока российская компания ТНК-BP не предложила использовать его для ежегодного экспорта 9 млн т российской нефти через Одессу и далее танкерами через Босфор.
В заявлении для СМИ украинский министр упомянул некие казахские и азербайджанские компании, но в более раннем интервью указал именно на Chevron.
Единственное, где Chevron может взять эти 4–5 млн т обещанной украинцам нефти – из уже функционирующего и пролегающего по территории России нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума Тенгиз (Казахстан)–Новороссийск (Россия), в котором один из акционеров – все тот же Chevron; или по лоббируемому администрацией США трубопроводу Баку–Тбилиси–Супса, который войдет в строй лишь в конце 2004 года, а далее – доставлять танкерами по Черному морю к уже построенному в Одессе терминалу.
У американского варианта существует один серьезный минус, а именно: в азербайджанской части Каспия нефти нет, ее может не хватить даже для загрузки основной ветки нефтепровода – в турецкий порт Джейхан.
Косвенное подтверждение этому "Газета.Ru" получила в пресс-службе казахской нефтяной компании "Казмунайгаз": там сообщили, что по инициативе азербайджанской стороны в последнее время ведутся интенсивные переговоры по созданию на казахском берегу Каспия береговой инфраструктуры для погрузки нефти Кашаганского месторождения в танкеры.
Украинский кабинет министров получил отчет американской консалтинговой фирмы Energy Solutions LLC с расчетным счетом в литовском банке об оптимальном использовании нефтепровода Одесса–Броды, в котором фигурирует девять вариантов возможной транспортировки нефти. Некоторые из них совершенно анекдотичны: так, например, рассматривался вариант комплексного использования нефтепровода (транспортировка нефти до Брод по нефтепроводу, а далее железнодорожными цистернами на южно-польские НПЗ – одновременно с увеличением транспортировки российской нефти в направлении нефтетерминала "Южный" по приднепровским магистральным нефтепроводам). Нефтетранспортный монополист Украины "Укртранснафта" утверждал, что в выводах Energy Solutions правительству предлагается обратить внимание на целесообразность транспортировки каспийской нефти в перспективе, однако из-за ее нехватки в ближайшие три года и отсутствия отрезка Броды–Плоцк принять предложение о реверсном (то есть по российскому сценарию) использовании нефтепровода в этот же период.
Но это месторождение должно войти в строй лишь в 2006 году.
Единственный вывод, который можно сделать, – Chevron собирается использовать трубопровод КТК, проходящий по территории России, в интересах американской администрации, стремящейся нанизать на нитку нефтепроводов возможно большее число стран, и в ущерб интересам другой российской компании – ТНК.
По мнению одного из самых уважаемых экспертов мирового нефтяного рынка, профессора из ЦЭМИ Олега Брагинского, по вовлеченности в сегодняшнюю американскую геополитику Chevron равных себе не имеет.
А о том, что у решения украинского правительства была именно политическая подоплека, свидетельствует и то, что решение было принято вскоре после визита президента Путина на Украину, где должно было быть подписано соглашение о реверсе, и то, что вскоре после решения американский посол на Украине провел встречу с руководством "Нафтагаза Украины".
В ТНК-BP отказались комментировать политическую подоплеку принятого Украиной решения, заявив, что с "уважением относятся к принятому правительством Украины решению". В то же время пресс-служба компании заявила, что
"предложение о временном реверсном использовании трубопровода остается в силе".
Chevron попал в деликатную ситуацию. Гнать нефть по строящемуся нефтепроводу Баку–Тбилиси–Супса, который вступит в строй лишь в конце 2004 года и в котором акционером является ConocoPhilips, – означает не выполнить обязательств перед Украиной.
Гнать нефть по проходящему по российской территории нефтепроводу КТК, акционером которого Chevron является, – можно поссориться с Россией.
Пресс-служба штаб-квартиры Chevron затруднилась вчера с ответом на вопрос о том, по какому маршруту собирается американская компания возить нефть и где она собирается ее брать, а затем в течение дня была недоступна. Интересно, что прежде приходилось сталкиваться с неумением подать информацию в пресс-службах очень больших и уважаемых российских компаний, причастных к большой государственной политике; этот опыт теперь распространился и на американцев. |