"Казахстанская правда", 6 февраля
В еженедельной деловой французской газете "Le nouvel economiste" ("Новый экономист") от 23-29 января текущего года опубликовано интервью Н. А. Назарбаева под названием "Превратить Каспийское море в демилитаризованную зону", инициированное главным редактором газеты господином Филиппом Плассаром
В сердце Центральной Азии, которая является стратегическим регионом - нефть, ислам, наркотики, - Казахстан совершает экономический и политический переход под руководством Президента Назарбаева. Этот бывший коммунистический лидер призывает к демилитаризации стран Каспийского региона, на Каспии находится нефтяное месторождение Кашаган, потенциально второе в мире по величине.
- Вы запланировали 10-процентный экономический рост в 2003 году. Сможете ли вы сохранить такой темп роста в 2004 году?
- Мы планировали 8-9 процентов и пока идем, как говорится, по графику. В текущем году рост ВВП составляет примерно 9 процентов. Я надеюсь, что мы сможем сохранить экономические показатели и в будущем году, и в ближайшей перспективе.
Наши ожидания, конечно же, в определенной степени связаны со стабильностью мировой конъюнктуры на энергоносители и другие статьи экспорта. Это подтверждается тем, что впервые в прошлом году внутренние инвестиции превысили уровень иностранных инвестиций. Экономика приобрела черты саморазвивающейся системы. Институциональные реформы, проведенные в конце 90-х годов, дают позитивные результаты.
- Ваша экономика стимулируется нефтяным сектором, и вы возлагаете большие надежды на Кашаганское месторождение. Каким образом вы намерены оградить Казахстан от "проклятия ресурсов", или, иными словами, от негативных последствий нефтяного фактора?
- Мы хорошо знаем об этой опасности и хотим уйти от зависимости от нефтяного фактора. Энергоресурсам и другим сырьевым запасам отводится роль катализатора экономического развития Казахстана. Часть средств аккумулируется в Национальном фонде, который призван сыграть стабилизирующую роль в случае падения экспортных доходов. Другими задачами Национального фонда являются развитие приоритетных экономических проектов, а также накопление средств для будущих поколений.
В Казахстане разработана программа индустриально-инновационного развития, созданы специальные фонды для ее финансового обеспечения. По нашим расчетам, реализация программы диверсификации экономики к 2015 году обеспечит рост экономики в 3,5 раза.
Речь идет об ускоренном развитии обрабатывающих отраслей, в первую очередь, создании сектора машиностроения для добычи нефти и газа.
Социальные вопросы являются еще одним приоритетом. Сейчас Казахстан относится к категории стран со средним уровнем доходов. По индексу человеческого развития мы находимся примерно на 70-м месте в мире. Наша задача - войти в первую тридцатку, то есть в число развитых стран. Думаю, она осуществима в течение 10-15 лет. Почти половина государственного бюджета тратится на социальную сферу. В рамках программы предусмотрены шаги, направленные на снижение уровня безработицы, в том числе развитие системы микрокредитования, создание дополнительных рабочих мест, организация оплачиваемых общественных работ, профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовка безработных.
- Какую независимость сложнее получить - экономическую или политическую?
- Казахстан с его 15-миллионным населением - это небольшой рынок, его нельзя назвать самодостаточным. Мы также сильно зависим от наших соседей, в первую очередь, от России, в сфере транзита.
Поэтому для нас критически важно активно сотрудничать с соседними государствами, развивать торговлю, открывать совместные предприятия в различных областях, то есть создавать ситуацию экономической взаимозависимости.
Что касается сотрудничества с Россией, то мы возлагаем большие надежды на создание Единого экономического пространства на территории четырех государств СНГ.
Например, мы впервые создали газовый альянс - компанию "КазРосГаз" для добычи, переработки и экспорта газа из Казахстана и России на европейский энергетический рынок. У нас хорошо развивается сотрудничество в сфере нефтяного транзита, мы заключили договор на 10 лет об объемах экспорта казахстанской нефти по трубопроводной системе России.
- Вы стали инициатором поддержки иностранных инвестиций и провозгласили реформы в этом направлении? Сообщите, пожалуйста, свежие данные...
- Наша экономическая стратегия требует установления либерального режима для иностранных инвесторов. Это позволило привлечь в страну необходимый поток финансовых резервов и специалистов, развить наши инфраструктурные возможности.
Привлечение в казахстанскую экономику с 1993 г. по 2003 г. 23,4 млрд. долларов иностранных инвестиций свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате и имидже государства. Не могу не отметить главные страны-инвесторы - это США, на долю которых приходится 30,7 %, далее Великобритания (13,7 %), Италия (7,0 %) и Швейцария (5,7 %). На ближайшие 25 лет уже заключены контракты с иностранными инвесторами на общую сумму 100 млрд. долларов.
- Каким образом вы намереваетесь соединить экономический рост и экологическую безопасность?
- С распадом СССР не исчезли проблемы, от него унаследованные: дефицит водных ресурсов и деградация земель, усыхание и опустынивание Аральского моря, смертоносное наследие Семипалатинского ядерного полигона, промышленные отходы, угроза нефтяных разливов на Каспии - таков далеко не полный перечень экологических проблем Казахстана.
Ухудшение экологической ситуации рассматривается нами как угроза национальной безопасности. У нас разработана программа по устойчивому развитию и создана соответствующая Национальная комиссия, к сфере деятельности которой, в частности, отнесены вопросы экологии, борьбы с опустыниванием, здравоохранения и другие.
Большое значение имеет сотрудничество с международными организациями, прежде всего, с ООН. Мы предложили придать Международному фонду спасения Арала статус института ООН.
- Каспийское море, на котором находится гигантское Кашаганское месторождение, вызывает зависть. Вы создаете морской флот, тем самым вызывая некоторые опасения у ваших соседей? Какую цель вы преследуете?
- В соответствии с международным морским правом, каждое государство, имеющее выход к морю, имеет право на создание военно-морских сил. Поэтому хочу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что все прикаспийские государства имеют ВМС со значительным количеством корабельного состава.
Сегодня казахстанский флот занят защитой морской экономической зоны и территориальных вод, в том числе от актов терроризма и диверсионных действий. Кроме того, морские силы осуществляют содействие правоохранительным и природоохранным органам в защите граждан, природных богатств и ресурсов, а также принимают активное участие в аварийно-спасательных работах на море.
Мы - миролюбивая страна и заинтересованы в превращении Каспийского моря в демилитаризованную зону.
- Какую роль планирует взять на себя Казахстан в Центральной Азии, так как этот регион играет стратегическую роль на мировой карте?
- Распад СССР прочертил огромную пропасть между прошлым и будущим, и страны Центральной Азии оказались наедине с огромным количеством проблем.
Мы живем в очень сложное время (международный терроризм, бедность, экологические катастрофы, распространение оружия массового поражения).
С первых дней независимости Казахстан положил в основу внешней политики принципы открытости и сотрудничества. Казахстан добровольно отказался от ядерного оружия, решил почти все доставшиеся от СССР проблемы, связанные с определением границ с соседями.
В многостороннем формате мы участвуем в таких региональных структурах, как Организация Договора о коллективной безопасности, Шанхайская Организация Сотрудничества. Многое достигнуто в установлении миролюбивой и стабильной политики в форме СВМДА - Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (июнь, 2002 год, Алматы) и Первого съезда лидеров мировых и традиционных религий (сентябрь, 2003, Астана).
- Полагаете ли вы, что государства региона должны быть более интегрированы?
- Не думаю, что пять государств постсоветской Центральной Азии сегодня стоят на пороге создания политического союза. Думать так было бы самообманом.
Но, тем не менее, как и политическое партнерство, так и тесное экономическое взаимодействие государств региона - это объективная необходимость. Геополитические процессы, разворачивающиеся вокруг региона, с одной стороны - общие для наших стран потребности внутреннего развития, с другой - требуют не просто скоординированной, но и предсказуемой политики центрально-азиатских лидеров.
Они обусловлены схожестью экономических проблем, начиная с формирования рыночной экономики и заканчивая эффективным использованием водных ресурсов. В конечном счете, мы имеем общие исторические и культурные корни, этническое и языковое родство. Наш регион окружен такими соседями, каждый из которых представляет собой геополитическое целое - Россия, Китай, регион Среднего Востока. В каждом из них происходят мощные процессы, могущие оказать на центрально-азиатские страны непосредственное воздействие. По моему убеждению, страны Центральной Азии не только нуждаются во взаимодействии, но также в более сильном объединении.
- Каким образом вы планируете бороться против терроризма?
- Наша страна не намерена оставаться в стороне от глобального противостояния новым вызовам и угрозам - Казахстан в силу географического положения остро ощущает негативный потенциал этих угроз, так как соседствует с территориями с высоким террористическим потенциалом.
После событий 11 сентября Казахстан без колебаний поддержал США и их партнеров по коалиции в борьбе с международным терроризмом. Казахстан открыл воздушное пространство для полетов авиации Антитеррористической коалиции, активно взаимодействует с ней по линии спецслужб.
И на внутренней арене мы предприняли соответствующие меры по противодействию терроризму.
Но надо понимать, что причины возникновения и роста международного терроризма кроются на почве социальных и экономических пороков. Его невозможно победить, если не уничтожить пропасть между богатыми и бедными мирами, неконтролируемую торговлю оружием, наркобизнес. Для борьбы с этим злом мы должны отбросить межконфессиональные предрассудки и политические амбиции.
- Будучи президентом-мусульманином, как вы относитесь к мусульманскому фундаментализму в Центральной Азии?
- Одной из нетрадиционных опасностей для Центральной Азии является религиозный экстремизм и радикальный ислам. Сегодня в мире религии ислам часто путают с исламистским экстремизмом. И это порождает различные теории об исламистской угрозе в целом.
Но надо различать собственно ислам и религиозный экстремизм - это разные вещи. Усиление религиозного экстремизма во многих частях света и особенно в Центральной Азии заставляет нас внимательно отнестись к данному явлению. Защита от этого - конфессиональная безопасность, межрелигиозное согласие и межнациональная стабильность.
Казахстан - это государство с преобладающим мусульманским населением. Но в нашей стране в мире и согласии проживают 130 народностей и этнических групп, исповедующих около 40 религий и вероисповеданий. Такого рода разнообразие способствует толерантности.
- Казахстан является молодой демократией, иногда критикуемой. Что бы вы ответили этим критикам?
- По мнению глубоко уважаемой мною Маргарет Тэтчер, чисто западная демократия возможна лишь в странах с западной культурой и с западным менталитетом. И я с ней согласен.
Мы положительно воспринимаем позитивные западные ценности - демократию, толерантность, уважение к закону, к труду, личности, но мы не ставим цели превратиться в страну западного образца.
Действительно, нашей демократии всего десять лет, в то время как западная демократия формировалась столетиями. И я понимаю, что наши условия пока не вполне соответствуют вашему пониманию демократических принципов.
Мы последовательно движемся к открытому обществу по принципу: сначала экономика, а потом политика. Сейчас мы проводим модернизацию системы государственного управления. Она связана с расширением полномочий местного управления, передачей ряда государственных функций местным органам.
Мы активно работаем над совершенствованием избирательной системы, которая должна стать еще более прозрачной и открытой. Еще одной важной задачей для нас остается дальнейшее укрепление институтов гражданского общества. Мы будем двигаться вперед шаг за шагом, сохраняя ценности нашей культуры и политическую стабильность. По моему убеждению, история рассудит выбор, сделанный нами. |