NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 19:49 ast
17:49 msk

Состоялась коллегия Министерства индустрии и торговли
Даниал Ахметов: Благодаря усилиям Главы государства все организационные вопросы оперативно решены и теперь от нас ждут конкретных результатов. Необходимо, чтобы институты развития активизировали свою деятельность не только в Астане или Алматы, но и во всех регионах страны
18.02.2004 / политика и общество

Выступление Премьер-Министра Республики Казахстан Ахметова Д.К. на расширенной коллегии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан
17 февраля 2004 года

Уважаемые участники коллегии!

В соответствии с поручениями Главы государства одним из приоритетных направлений работы исполнительных органов является реализация Стратегии индустриально-инновационного развития. Это ключевой фактор реструктуризации экономики и повышения ее конкурентоспособности, поэтому на Министерство индустрии и торговли возлагается особая ответственность.

В целом, итоги деятельности Министерства в прошедшем году можно оценить как удовлетворительные. Из числа наиболее важных достижений надо особо отметить принятие оперативных и системных мер по реализации Стратегии. Так, были разработаны проекты нормативно-правовых актов и принят ряд программных документов.

Хочу подчеркнуть, что прошлый год в значительной степени являлся всего лишь подготовительным этом той работы, которую необходимо проделать в 2004 году. Поэтому Ваша работа будет оцениваться по конкретным результатам текущего года.

В этом контексте обозначу основные задачи перед Министерством, а значит и перед институтами развития, промышленными предприятиями и предпринимательством.

Первое. Координация деятельности институтов развития, особенно в вопросах взаимодействия с местными органами власти.

Для достижения целей, определенных Стратегией, государство переходит от пассивной инвестиционной политики к активной, и берет на себя функцию координатора инвестиций.

Несмотря на то, что в 2003 году рост объемов инвестиций превысил 10%, на повестке дня стоит вопрос переориентации инвестиционных потоков в сторону проектов, обеспечивающих реструктуризацию экономики. Об этом я говорил на коллегии Министерства финансов. Министерство индустрии должно внести взвешенные предложения по этому вопросу. В настоящее время государственные активы всех институтов развития переданы в Ваше ведение и теперь в значительной степени от Вашего профессионализма зависит эффективность освоения государственных ресурсов.

Вкратце остановлюсь на задачах по совершенствованию работы институтов развития.

Во-первых. Необходимо выстроить эффективный механизм координации и взаимодействия государственных органов с институтами развития. Для этого Министерство должно выработать систему критериев оценки их работы. Основными критериями, должны быть не количественные параметры инвестиционных проектов, в том числе объем инвестиций, а конечные результаты реализации проекта.

Во-вторых. Институты развития должны участвовать в проектах, направленных на создание промышленных кластеров и внедрение современных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции. Что касается кластеров, то считаю важным изучить международный опыт, пригласить зарубежных ученых с мировым именем и подготовить конкретные проекты.

В-третьих. Министерству необходимо разработать систему мониторинга реализации Стратегии, как на центральном, так и на местном уровне. До конца первого квартала акиматы будут заслушаны на Координационном Совете о проводимой ими работе, в т.ч. о взаимодействии с институтами развития. Этот диалог должен поддерживаться постоянно. Местным органам надо ясно и четко представлять собственные планы и обеспечивать совместно с Министерством и институтами развития их реализацию.

Благодаря усилиям Главы государства все организационные вопросы оперативно решены и теперь от нас ждут конкретных результатов. Необходимо, чтобы институты развития активизировали свою деятельность не только в Астане или Алматы, но и во всех регионах страны. Министерство, как я отмечал выше, должно координировать этот процесс. В итоге от развития промышленности положительный мультипликативный эффект перейдет на другие сектора экономики и социальную сферу.

Второе направление. Повышение качества продукции и внедрение международных стандартов.

Оперативные итоги первого месяца текущего года показывают снижение темпов роста в обрабатывающей промышленности - с 8,9% в декабре до 8,2% в январе. Пока рано говорить о спаде промышленного производства, но и нельзя быть уверенным в продолжении позитивных тенденций пяти последних месяцев прошлого года. Должен с сожалением констатировать, что нет положительных сдвигов в структуре экспорта. Удельный вес высокотехнологической продукции в объемах поставок так же, как и в предыдущие годы не превышает 2%. Так будет до тех пор, пока не произойдет существенного роста конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей.

Надо однозначно понимать, что качественный рост показателей в промышленности будет обеспечен только за счет ввода новых производств, имеющих экспортоориентированную направленность и отвечающих международным стандартам.

По поручению Главы государства, в достаточно сжатые сроки была разработана и утверждена Программа развития национальных систем стандартизации и сертификации, подготовлен базовый проект Закона о техническом регулировании. Учитывая значимость этого документа, надо в ближайшее время проработать проект Закона с международными экспертами на предмет соответствия требованиям ВТО и уже в первом полугодии обеспечить его принятие. Параллельно следует оперативно разработать все подзаконные нормативные акты.

Что касается Программы, то требуется четкая и оперативная реализация мероприятий. В этой связи поручаю Министерству ввести мониторинг внедрения международных стандартов в отраслевом и региональном разрезах. Минимальное число предприятий, перешедших на международные стандарты - это, помимо прочего, следствие отсутствия должной координации действий между центральными ведомствами и местными органами власти.

Третье направление. Создание эффективной инновационной инфраструктуры.

Развитие научно-производственной системы вокруг базовых отраслей экономики - это важный вопрос, требующий особого контроля. Речь идет об инновациях и наукоемких производствах. Здесь важна активность самих предприятий. Для этого необходимо:

Во-первых, выработать экономические и правовые регуляторы инновационной политики, стимулирующие значимые и прорывные исследования и работы, а также внедрение в производство научных достижений и инновационных разработок.

Именно Ваше министерство, как государственный орган, непосредственно взаимодействующий с бизнесом, должно внести системные предложения, подкрепленные расчетами. Предложения могут касаться налоговых преференций, амортизационной политики, лизинга и других инструментов стимулирования модернизации основных средств, внедрения новых технологий. На мой взгляд, данный аспект работы Министерства индустрии пока еще не активизирован.

Во-вторых, необходимо сформировать реально функционирующую инновационную инфраструктуру.

При этом хочу заметить, что на данном этапе нет необходимости распыляться на создание большого количества технопарков. Напротив, следует сосредоточиться на нескольких направлениях, которые сегодня были озвучены. Министерству индустрии совместно с министерствами науки, энергетики, экономики необходимо в кратчайшие сроки еще раз проанализировать мировой опыт и внести конкретные проекты необходимых нормативных актов.

В-третьих, требуется начать реализацию уже имеющихся инновационных проектов, направленных на диверсификацию и модернизацию производств, выпуск новой продукции. Поручаю Вам совместно с Министерством образования и науки в течение года создать банк данных научных изобретений и инновационных технологий (патентов) и обеспечить ее доступность для инвесторов.

Также пора наладить систему обеспечения трансферта передовых современных технологий в Казахстан. Первый шаг - создание совместного предприятия с сингапурской инжиниринговой компанией - уже сделан. Учитывая, что данный проект в этой сфере - пилотный, Министерство совместно с другими государственными органами должно обеспечить его динамичную реализацию.

В-четвертых, совместно с министерствами образования, труда и социальной защиты необходимо решать вопросы кадрового обеспечения и эффективного использования имеющихся трудовых ресурсов.

В целях обеспечения промышленности менеджерами новой формации, а также увеличения числа специалистов среднего звена надо внедрить программу подготовки кадров для высокотехнологичных производств. Для этого необходимо привлечь квалифицированных иностранных преподавателей в учебные заведения страны, создать центры подготовки и переподготовки рабочих и специалистов технических профессий.

В данном направлении очень важна роль вашего Министерства - как определяющего спрос промышленности на профессиональные кадры. Вы, совместно с местными органами, должны оценить потребности регионов в рабочей силе по каждой специальности, по каждому предприятию на среднесрочную перспективу. Исходя из этих данных должны планировать свою деятельность министерства образования и труда.

Четвертое. Одним из важнейших направлений деятельности Министерства является и активизация реформ в жилищно-коммунальной сфере.

Подъем экономики Казахстана обусловил актуальность нового этапа развития жилищного строительства. 2 млн. квадратных метров, введенных в прошлом году, только на треть удовлетворили годовую потребность населения в новом жилье. Строительство жилья, и в целом развитие строительной индустрии дает мультипликативный эффект для всей экономики. Кроме того, темпы ввода жилья являются важным индикатором состояния социальной сферы.

Таким образом, главными задачами развития отрасли в 2004 году должны стать: обеспечение высоких темпов строительства жилья, доступного для широких слоев населения и дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы жилищной сферы. Министерство должно совместно с другими государственными органами определиться с предложениями по данному вопросу.

Пятое. В отношении функций Министерства по части торговли.

Идет подготовка к вступлению в ВТО. В текущем году мы должны подписать договора со странами - основными внешнеторговыми партнерами Казахстана.

Требуется приложить максимум усилий для создания оптимальных условий доступа отечественных экспортеров на зарубежные рынки. При этом важно добиться расширения географии экспорта казахстанских товаров. В этой связи следует продолжить переговоры по подписанию соглашений, устанавливающих преференциальные режимы в торговле. Также надо активизировать работы по совершенствованию экономических отношений в рамках ЕврАзЭС, и развитию Единого экономического пространства.

Следующее. Государственная политика текущего года является преимущественно социально направленным. Только на повышение пенсий и зарплат выделено 70 млрд. тенге. Эти средства по поручению Президента страны будут направлены на улучшение жизни населения, поэтому нельзя допустить, чтобы прибавку в доходах съели цены.

Должен сказать, что государственная политика ценообразования до сих пор регулируется Законом КазССР "О ценообразовании", принятым еще в 1990 году. Формирование нормативно-правовой базы в соответствии с текущими реалиями - одна из важнейших задач в этом вопросе. Поскольку Министерство также несет ответственность за динамику цен на внутренних рынках продовольственных и непродовольственных товаров, поручаю Вам совместно с Акимами регионов активизировать свою работу по сдерживанию инфляции и внести соответствующие предложения.

Шестое. Поддержка развития малого и среднего бизнеса.

В числе главных задач надо выделить реализацию Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства, а также исполнение поручений, данных Президентом Республики Казахстан на 11-м Форуме предпринимателей. Здесь имеются серьезные проблемы.

В целях вовлечения субъектов малого и среднего бизнеса в реализацию индустриально-инновационной Стратегии в 2004 году, Министерством - совместно с союзами и объединениями предпринимателей - должны быть разработаны действенные меры. В первую очередь следует обратить внимание на совершенствование системы кредитования, развитие лизинга, а также предоставление специальных знаний и информации.

Уважаемые коллеги!

2004 год является начальным этапом реструктуризации экономики, создания ее современной индустриальной базы. От того, насколько эффективным будет ваша работа, зависит качество и своевременность выполнения поручений Главы государства по повышению конкурентоспособности страны.

Все поставленные задачи выполнимы. От Вас требуется слаженная работа, инициативность и координация деятельности местных органов исполнительной власти, институтов развития и предпринимательской среды.

Желаю Вам успехов.

-----

Выступление Министра индустрии и торговли Джаксыбекова А. на расширенной коллегии МИиТ
17 февраля 2004 года

Уважаемый Даниал Кенжетаевич!
Уважаемые участники коллегии!

Кратко оценивая прошедший год, хотелось бы отметить, что наряду с достаточно высокими показателями развития экономики страны в целом, впервые темп роста обрабатывающих отраслей промышленности превысил темп роста горнодобывающего сектора и составил 8,9 процента.

Эту тенденцию можно назвать знаковой, потому что главная задача, которую поставил Глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в утвержденной им Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы, - это как раз обеспечение перехода от сырьевой к сервисно-технологической экономике.

Очень существенным итогом прошлого года можно назвать рост экспорта отечественных товаров. Он составил 33 процента. Также впервые внешнеторговый оборот превысил 20 миллиардов долларов США, а положительное сальдо торгового баланса - 4 миллиарда долларов.

В сфере промышленности достигнут значительный рост производства в таких отраслях как деревообрабатывающая - 65 процентов, кожевенная и обувная - на 40 процентов, и химическая - 16 процентов.

Столь значительный рост производства деревообрабатывающей промышленности стал возможен за счет расширения рынков сбыта, а также уменьшения себестоимости продукции за счет введения новых технологий с высокой добавленной стоимостью. Кроме этого, динамичное строительство жилых домов и объектов социальной инфраструктуры позволило увеличить загрузку производственных мощностей деревообрабатывающих предприятий. В текущем году мы намерены принять меры к созданию новых производств по выпуску деревянных строительных конструкций и мебели, а также по защите деревообрабатывающих предприятий от недобросовестной конкуренции с импортом.

Рост производства химической продукции обеспечен за счет реанимации простаивающих производств, а также увеличения выпуска фосфора, минеральных удобрений, хромовых солей. В целях дальнейшего развития отрасли, с учетом приоритетов Стратегии, в текущем году будет разработана Программа развития химической промышленности на 2005-2010 годы.

В 2003 году индекс физического объема горнодобывающей промышленности (кроме добычи топливно-энергетических полезных ископаемых) составил 108%, в металлургической промышленности - 103,1%.

Основными факторами, обеспечившими его рост, стали: ввод в эксплуатацию на Испат-Кармете доменной печи №3, завершение строительства корпорацией "Казахмыс" завода по извлечению металлического цинка из некондиционных цинковых концентратов, мощностью 100 тысяч тонн катодного цинка в год, увеличение объемов производства на АО "ССГПО", ТНК "Казхром" и других предприятиях горно-металлургического комплекса.

Развитию этого комплекса также способствовало налаживание кооперационных связей с крупнейшими предприятиями уральского региона Российской Федерации. В частности, по поручению Главы Правительства рабочие делегации Министерства и руководителей ряда казахстанских предприятий посетили Свердловскую и Челябинскую области. Итогом стало создание совместного предприятия "РосКазМедь", организация поставок казахстанской продукции на трубопрокатный завод, договор о сотрудничестве с Магнитогорским металлургическим комбинатом.

В текущем году будет продолжена работа по организации производства по непрерывной разливке стали и строительству трубного завода на Испат-Кармете. Изучается возможность создания производства металлизованного продукта на ССГПО, что, безусловно, будет способствовать успешной реализации Программы развития горно-металлургического комплекса Республики Казахстан на 2001-2005 годы.

Одним из главных результатов развития обрабатывающей промышленности можно назвать итоги работы машиностроительного комплекса, который по своему потенциалу имеет все перспективы стать "прорывной" отраслью по производству высокотехнологичной и экспортоориентированной продукции.

В своем ежегодном послании народу Казахстана Глава государства акцентировал внимание именно на развитии машиностроения, в первую очередь, нефтегазового. Поэтому хотелось вкратце осветить итоги развития данной отрасли и ключевые задачи на текущий год.

Темп роста машиностроительной отрасли по итогам 2003 года составил 20,7 процента, тогда как в 2002 году мы имели здесь не рост, а даже падение производства на 2 процента. При этом рост экспорта продукции машиностроения в 2003 году составил 41 процент.

Подъем отрасли в основном был обеспечен за счет освоения новых видов продукции для нефтегазовой промышленности и увеличения объемов производства транспортных средств, электротехнической продукции и электроники. Многие машиностроительные предприятия заключили на 2003 год крупные контракты на поставку своей продукции, а также выиграли тендера национальных компаний на закупку товарно-материальных ценностей.

Нынешние показатели развития отрасли свидетельствуют о правильности выбора Правительства, когда предприятия самостоятельно начали перестраивать свою корпоративную политику, нацеленную, в первую очередь, на изучение конъюнктуры спроса на внутреннем и внешнем рынках.

В отчетном периоде позитивное влияние на показатели отрасли оказали предприятия Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской областей и города Алматы. Наибольшие темпы роста к соответствующему периоду прошлого года имели Кентауский трансформаторный завод (220 процента), АЗТМ (175,8 процента), Петропавловское предприятие электроизоляционных материалов (181,4 процента), Усть-Каменогорский конденсаторный завод (273 процента), Усть-Каменогорский арматурный завод (692,7 процента), Степногорский подшипниковый завод (157,2 процента), завод им. Кирова (113,4 процента).

В общей сложности на сегодняшний день в машиностроении функционирует более 2 тысяч предприятий, и эта цифра имеет тенденцию к росту.

Добавлю - не только количественному, но и качественному. Традиционно отечественное машиностроение охватывало сельскохозяйственный и металлургический сектора, электротехническую промышленность. Однако с момента обретения независимости и начала освоения крупных нефтегазовых месторождений фактически с нуля создана достаточно эффективная и динамично развивающаяся отрасль нефтегазового машиностроения, которая во многом и оказывает влияние на рост показателей машиностроительной отрасли в целом.

Вполне своевременным и обдуманным стало решение таких предприятий, как АЗТМ, Белкамит, Имсталькон, ЗИКСТО, завода имени Кирова и ряда других по освоению новых видов нефтегазового оборудования, а также Актюбинского завода нефтяного оборудования по организации полного цикла производства штанг насосных, насосно-компрессорных труб и глубинных насосов.

К этому надо добавить, что развитие сотрудничества с машиностроительными предприятиями России способствовало созданию таких совместных предприятий как Агромашхолдинг, Казахстан-КАМАЗ и АЗИЯ-АВТО. В частности, в 2003 году на заводе АЗИЯ-АВТО (Усть-Каменогорск) выпущено 2628 автомобилей из автокомплектов поступающих с АвтоВАЗа (г.Тольятти).

В текущем году планируется акцентировать внимание на поддержании высоких темпов роста производства в машиностроительной отрасли как за счет освоения новых видов продукции, так и за счет создания благоприятных инвестиционных условий по развитию отечественного машиностроения и эффективного применения мер таможенно-тарифного регулирования.

В качестве примера эффективного применения этих мер для целей создания и развития в Казахстане высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью можно назвать проект по сборке в Усть-Каменогорске автомобилей "SKODA" на производственной базе АЗИЯ-АВТО.

Было предложено усовершенствовать подходы при определении критериев достаточной переработки легковых автомобилей в части введения постепенного (ежегодного) увеличения стоимости "локальной" части в цене конечного товара.

В будущем, в целях успешной реализации Стратегии, эти подходы целесообразно использовать и для стимулирования других крупных сборочных машиностроительных проектов с суммой инвестиций, превышающей 1 млрд. тенге. Так, к примеру, на АО "Агромашхолдинг" прорабатывается проект создания производства по сборке комбайнов, в первую очередь, для удовлетворения внутреннего спроса, а также для продвижения экспорта в будущем.

Как известно, начиная с середины прошлого года горнодобывающие компании столкнулись с проблемой нехватки полувагонов для отгрузки продукции. С учетом роста внутреннего спроса на полувагоны, высокого износа имеющегося парка и перспективы экспорта, активно прорабатываются вопросы увеличения производства полувагонов отечественными предприятиями. Такими возможностями на сегодняшний день обладают Акмолинский вагоноремонтный завод и ряд других предприятий.

Значительную роль в развитии машиностроительной отрасли должно сыграть АО "НК "Казахстан инжиниринг", в состав которой в 2003 году переданы 23 предприятия оборонной промышленности республики.

За год работы предприятиями Компании в рамках агрегированных показателей объем произведенной продукции составил 5,4 млрд. тенге и вырос на 16,3 процента.

Предприятия Компании активно внедряют новые производства по заказам нефтегазовой промышленности республики, железной дороги и сельского хозяйства.

В текущем году планируется создание СП между компанией "Сингапур Технолоджис" и некоторыми предприятиями "Казахстан инжиниринга". Прорабатываются вопросы создания совместных производств с рядом других иностранных компаний.

Таким образом, как видим, рост показателей и складывающаяся картина в обрабатывающей промышленности должна стать базой для обеспечения полномасштабной реализации первого этапа Стратегии.

В текущем году будут начаты работы по проведению маркетинговых конъюнктурных исследований потенциально конкурентоспособных секторов (кластеров) промышленности - машиностроения, химической отрасли, информационных технологий, промышленности строительных материалов.

При проведении такого анализа будет взят на вооружение метод анкетирования предприятий, учитывающий их инновационный и инвестиционный потенциал, а также место и роль в соответствующей отрасли обрабатывающей промышленности.

Понятно, что рост показателей промышленности во многом зависит от благоприятной экономической конъюнктуры рынка, поэтому перед нами стоит задача по обеспечению перехода на инновационное развитие экономики.

В целях обеспечения проведения скоординированной и согласованной индустриально-инновационной политики центральными и местными органами власти, а также государственными институтами развития учрежден Координационный Совет при Правительстве возглавляемый заместителем Премьер-Министра.

Создана и капитализирована система институтов развития: Банк развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд, Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Центр инжиниринга и трансферта технологий, Фонд науки, Центр маркетингово-аналитических исследований.

Важно отметить, что институты развития должны сформировать целостную и взаимосвязанную систему для концентрации и перераспределения государством инвестиционных ресурсов в приоритетные отрасли экономики. При этом каждый институт развития должен четко осознавать свои функции и специализацию.

Другой немаловажный вопрос, требующий особого контроля - это создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие научно-производственной системы вокруг базовых отраслей экономики.

В 2003 году Правительством были проведены конъюнктурные исследования имеющегося в регионах производственного и научно-технического потенциала для создания субъектов инновационной инфраструктуры. В республике зарегистрировано несколько десятков технопарков и бизнес-инкубаторов.

Однако деятельность этих технопарков, созданных в большинстве своем как коммунальные предприятия при местных органах власти, сводится, в основном, к сдаче в аренду пустующих производственных и административных площадей, организации проката технологического оборудования, предоставлению общих коммунальных и коммуникационных услуг. Однако здесь отсутствует основной фактор, характеризующий их именно как технопарки - разработка и выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции.

Поэтому в этом году планируется создать 3 региональных технопарка в Алматы, Караганде и Уральске, а также обеспечить эффективную реализацию Программы развития СЭЗ "Парк информационных технологий, что, в свою очередь, позволит консолидировать ресурсы науки и производства для выпуска отдельных видов высокотехнологичной продукции. Для этих целей имеются республиканские и местные бюджетные средства для долевого участия в создании указанных технопарков. К этому добавлю, что в целях унификации форм и видов субъектов инновационной деятельности разработана Концепции развития сети технопарков в Казахстане, которая предусматривает создание в стране многоуровневой национальной инновационной системы.

С целью формирования базы данных изобретений, разработок и проектов для последующего их внедрения в производство Министерство индустрии и торговли с 25 февраля по 25 апреля проведет республиканскую акцию "Инновационный Казахстан".

С этой трибуны я обращаюсь ко всем ученым и изобретателям страны, специалистам научно-исследовательских институтов, новаторам производства с предложением принять активное участие в данной акции и тем самым внести свой вклад в реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана.

Приглашаем всех заинтересованных лиц представить свои предложения в Министерство, двери которого всегда открыты для творческих людей. Добавлю, что для более оперативной работы при областных акиматах также создаются региональные штабы по проведению этой акции.

Подробная информация о форме представления заявки будет в ближайшие дни опубликована в республиканских и региональных средствах массовой информации.

Для технологического перевооружения отечественных предприятий на выпуск экспортоориентированной и высокотехнологичной продукции, а также трансферта новых технологий, организована работа по привлечению в Казахстан крупных иностранных транснациональных корпораций (ТНК).

В 2003 году инвестиции в основной капитал составили один триллион 259,3 миллиарда тенге, что на 10,6 процента больше, чем в 2002 году. Однако нельзя не осознавать тот факт, что рост инвестиций, особенно в приоритетные сектора экономики требует от нас внесения изменений и дополнений в действующее инвестиционное законодательство. В связи с чем, согласно Вашему поручению, Даниал Кенжетаевич, в 2004 году будут внесены изменения в Закон "Об инвестициях", предполагающие создание благоприятных условий для инвестирования в несырьевые сектора экономики.

С момента утверждения Закона Республики Казахстан "Об инвестициях" и подзаконных актов в 2003 году заключено 64 контрактов на предоставление налоговых льгот и преференций предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики страны.

Из поступивших в 2003 году 93-х заявок на предоставление инвестиционных преференций по 41-й заявке заключены контракты, в том числе в обрабатывающей промышленности - 25, и 16 - в отраслях сельского и рыбного хозяйства, производства и распределения электроэнергии, транспорта. Общая сумма инвестиций в фиксированные активы по заключенным контрактам составила 338,4 миллиона долларов США. В ходе реализации инвестиционных проектов инвесторы обязуются создать 4 тысячи 240 новых рабочих места, из которых не менее 90 процентов будут составлять казахстанские кадры.

Как вы знаете, Стратегией индустриально-инновационного развития строительная отрасль также отнесена к базовой, системообразующей отрасли. Динамичное развитие за последние годы строительной отрасли оказывает мультипликативный эффект и служит гарантированным источником инвестиционного спроса и позволяет за счет использования средств населения поддерживать воспроизводительный цикл в экономике.

В 2003 году Правительством утвержден план мероприятий по снижению стоимости строительства жилья, разработана и внесена в Правительство Концепция обновления жилищного фонда и дальнейшего развития жилищно-коммунальной сферы на период до 2006 года, разработаны и введены с 1 января 2004 года новые сметно-нормативные документы в уровне цен 2001 года.

Вместе с тем, рассматривая рост жилищного строительства в целом, мы говорим о развитии всей цепочки добавленной стоимости строительного товара, создании новых рабочих мест, увеличении производства как сырьевых товаров, так и готовых стройматериалов.

За 2003 год в республике построено 17 тысяч 835 квартир. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 42 процента. Соответственно выросло производство строительных материалов, изделий и конструкций.

В текущем году нам предстоит проанализировать объемы и направления финансовых потоков в строительной отрасли для определения перспектив создания новых производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью. Будет принята единая Программа развития жилищного строительства и жилищно-коммунальной сферы.

В 2003 году по поручению Правительства начата реализация комплекса мероприятий по развитию национальной системы стандартизации и сертификации, как важнейшего инструмента повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Для создания правовых основ новой системы разработан и передан в Парламент законопроект "О техническом регулировании".

Реализация данной задачи необходима и с точки зрения вступления Казахстана в ВТО, так как дальнейшая либерализация внешнеторгового режима с учетом основных правил и норм Всемирной Торговой Организации, требует прежде всего от самих предприятий технологического перевооружения, устранения непрофильных активов и снижения энерго- и материалоемкости.

Итогом проведенной работы по присоединению Казахстана к ВТО явилось завершение периода информационного обмена и перехода Казахстана в активную фазу переговорного процесса со странами-членами Рабочей группы по определению условий нашего членства в этой организации. На данный момент проект Фактологического резюме отработан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и отправлен в Секретариат ВТО.

Кроме того, мы вышли на подписание двусторонних протоколов о завершении переговоров с членами Рабочей группы. Так, в 2003 году подписан протокол с Кыргызстаном и Египтом, в текущем году планируется подписание еще ряда протоколов.

С принятием Государственной программы развития и поддержки предпринимательства на 2004-2006 годы по существу начат новый этап развития этого важнейшего сектора экономики. Для успешной реализации данной Программы мы имеем достаточно прочную экономическую базу и сам динамично развивающийся частный сектор. В частности, по итогам 2003 года зарегистрировано 522 тысячи субъектов предпринимательства, что на 18 процентов выше показателя 2002 года. Численность граждан, занятых в малом бизнесе, увеличилась на 7 процентов и составила 1,2 миллиона человек.

В целом от реализации Программы ожидается увеличение количества субъектов малого бизнеса до 550 тысяч, а численности занятых в этом секторе экономики до 1,6 миллиона человек и доли продукции малого бизнеса в структуре ВВП до 27 процентов.

В целях создания благоприятных условий для дальнейшего развития малого бизнеса разработан и принят ряд нормативных правовых актов, которые позволили снизить налоговую нагрузку для субъектов предпринимательства.

Как было отмечено, повышение жизненного уровня населения, и, соответственно увеличение потребительского спроса, а также рост промышленности обусловили динамичный подъем торговли в республике.

В 2003 году объем розничного товарооборота Казахстана составил 928,4 миллиарда тенге и увеличился по сравнению с 2002 годом на 10 процентов, объем оптового товарооборота - на 9, и внешнеторгового оборота - на 31 процент.

2003 год отмечен началом создания и совершенствования законодательной базы, регулирующей торговые отношения. Так, в начале года Правительством были утверждены Правила регулирования торговых рынков, разработаны проекты Законов Республики Казахстан "О регулировании торговой деятельности", "О торгово-промышленных палатах".

Основываясь на данных Агентства по статистике, можно констатировать тот факт, что создаваемые благоприятные условия для развития торговли дали свои позитивные результаты: наблюдается динамика перетока значительной доли товарооборота с рынков в торговые предприятия. Иными словами, созданы основы для ведения и развития цивилизованной торговли.

В целях создания условий для качественных изменений в структуре экономики проводится гибкая таможенно-тарифная политика. Приняты конкретные меры по защите отечественных производителей от возросшего импорта товаров путем применения защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Однако следует отметить, что существующие таможенные тарифы были в основном сформированы в период, когда реальный сектор экономики находился в кризисном состоянии, и поэтому не отражают реалии сегодняшнего дня.

В этой связи, а также в рамках подготовки к вступлению Казахстана в ВТО Министерством проводится работа по пересмотру существующих мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли. В текущем году будет разработана Концепция таможенно-тарифной политики в соответствии с приоритетными направлениями Стратегии индустриально-инновационного развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Продолжается работа по совершенствованию автоматизированной системы экспортного контроля. В настоящее время Министерство имеет работоспособную версию программы АСЭК, которая включает в себя современные технологии. В результате полного внедрения программы будет создана единая республиканская контрольно-информационная система в области экспортного контроля.

Уважаемые участники коллегии!

Всем нам хорошо понятно, что задачи, которые поставлены перед нами, являются приоритетными в экономике страны и что их решение находится под постоянным контролем Президента Республики Казахстан.

Эти задачи являются основными ориентирами в политике Правительства.

Разрешите от вашего имени поблагодарить Даниала Кенжетаевича, а также выразить слова благодарности руководителям Администрации Президента, членам Правительства за участие в работе нашей коллегии, за то пристальное внимание, которое они уделяют Министерству в его повседневной работе.

Хочу также выразить уверенность, что нами будут приложены все силы для достижения определенных Стратегией ориентиров за счет скоординированной, целеустремленной и слаженной работы государственных органов и частного сектора, их реальных практических, результативных дел.

Благодарю за внимание.

-----

Экспорт отечественных товаров по итогам 2003 года увеличился на 33%. Об этом заявил министр индустрии и торговли Адильбек Джаксыбеков на коллегии ведомства
"Хабар", 17 февраля

Объем внешнеторгового оборота, по данным министерства, достиг рекордной отметки - 20 миллиардов долларов. Премьер-министр Даниал Ахметов, который принял участие в работе коллегии, положительно оценил деятельность министерства по подготовке вступления в ВТО. Одна из важнейших задач, которая стоит перед ведомством, заявил премьер - продвижение казахстанских товаров на внешние рынки, расширение географии экспорта. Вместе с тем, как отметил Даниал Ахметов, министерство должно активнее влиять на ценообразование на внутреннем рынке. Ответственность за динамику цен несут акимы областей. Ахметов также отметил необходимость внедрения международных стандартов на предприятиях Казахстана.

Даниал Ахметов, премьер-министр РК:
- Министерство разрабатывает стандарты - в этом году в области машиностроения. Эти стандарты будут гармонизированы со среднемировыми, и таким образом мы создадим мотивацию к обновлению основных фондов и создадим условия для перехода к более прогрессивным технологиям.

-----

В Казахстане введен особый режим налогообложения для организаций, занимающихся переработкой нефти и газа
Астана. 17 февраля. КАЗИНФОРМ

В целях создания благоприятного климата для привлечения инвестиций в нефтехимическую отрасль экономики, в Казахстане введен особый режим налогообложения для организаций, осуществляющих деятельность по углубленной переработке нефти и газа. Об этом, как передает Казинформ, 17 февраля сказал Министр экономики и бюджетного планирования РК Кайрат Келимбетов, выступая на расширенном заседании коллегии Министерства индустрии и торговли.

Так, особый режим будет осуществляться в виде освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога в течение 5 лет с момента ввода в эксплуатацию объекта нефтехимической промышленности.

Однако, как подчеркнул К.Келимбетов, необходимо дальнейшее совершенствование отечественной налоговой системы с целью повышения конкурентоспособности производимой в стране продукции и эффективности использования внешнеэкономических факторов в интересах национальной экономики. В этой связи, как сообщил министр, ведется работа по совершенствованию с 1 января 2005 года порядка исчисления амортизационных отчислений по фиксированным активам и определения вычетов по расходам на ремонт основных средств. Указанные изменения, считает глава ведомства, "призваны способствовать дальнейшему привлечению инвестиций в экономику страны".

Кроме того, по словам министра, в среднесрочном периоде предполагается введение налоговых стимулов для субъектов научной и инновационной деятельности. "Это будет способствовать созданию и развитию наукоемких и высокотехнологичных производств, а также введению дополнительных мер для усиления привлекательности инвестиционного климата в несырьевом секторе экономики страны", - сказал К.Келимбетов.

-----

Минэкономики предлагает проведение анализа порядка выдачи лицензий предприятиям
Астана. 17 февраля. КАЗИНФОРМ

В связи с многочисленными нарушениями выдачи лицензий предприятиям, Министерство экономики и бюджетного планирования РК предложило Министерству индустрии и торговли совместно с Комитетом по делам строительства провести анализ порядка выдачи лицензий. Об этом 17 февраля на расширенном заседании коллегии Мининдустрии сказал Министр экономики Кайрат Келимбетов, передает Казинформ.

По словам главы Минэкономики, от предпринимателей зачастую поступают жалобы на несоблюдение сроков рассмотрения заявок на получение лицензий. "Необходимо отметить, что продолжают иметь место факты требования органов-лицензиаров представлять не предусмотренные правилами документы, а также направление для проведения экспертизы в созданные при государственных органах предприятия", - сказал министр. При этом, по его словам, "стоимость проведения данной экспертизы значительно превышает лицензионный сбор". "Кроме того, иногда, вместо бессрочной, выдаются лицензии на год", - добавил К.Келимбетов.

В связи с этим, как подчеркнул К.Келимбетов, предстоит тесная работа министерства с Комитетом по поддержке малого бизнеса Мининдустрии. "От комитета мы ждем наибольшее количество предложений, как от органа, координирующего вопросы развития предпринимательства в республике", - отметил глава Минэкономики. Всего за 2003 год органами-лицензиарами было выдано более 28 тысяч лицензий.

-----

Инвестиции в основной капитал в 2003 году в РК составили 1,25 трлн. тенге - комитет по инвестициям
Kazakhstan today, 17 февраля

Инвестиции в основной капитал в 2003 году в Казахстане составили 1,25 трлн. тенге, что на 10,6 % больше, чем в 2002 году. Об этом сегодня, 17 февраля, в ходе заседания расширенной коллегии министерства индустрии и торговли РК в Астане, сообщил председатель комитета по инвестициям Ерлан Аринов, передает корреспондент KZ-today.

"Доминирующую долю в общем объеме инвестиций - 37% от ВВП, по-прежнему, составляют предприятия горнодобывающей промышленности, в то время как доля горнообрабатывающей промышленности составила в прошлом году лишь 9% от ВВП", - подчеркнул Е. Аринов. В то же время, заметил он, продолжилась сложившаяся тенденция постепенного снижения объемов инвестиций в горнодобывающую промышленность и одновременное увеличение объемов инвестиций в перерабатывающую промышленность Казахстана.

В структуре источников инвестиций основную долю составляют собственные средства предприятий - 59%, иностранные инвестиции - 25%, доля вливаний госбюджета составила 16%. Среди предприятий, которые сами инвестируют средства в свое производство, наибольшее количество составляют предприятия добывающего сектора - 47%, 19% - предприятия транспорта и связи, 13% - предприятия обрабатывающей промышленности.

40% иностранных инвестиций было направлено в сферу добычи полезных ископаемых, еще 40% - в операции с недвижимым имуществом, и 3% - в предприятия обрабатывающей промышленности.

В 2003 году было заключено 64 инвестиционных контракта на сумму фиксированных активов $338,5 млн. В целом приток иностранных инвестиций за 2003 год, по данным Е. Аринова, составил $24,5 млрд.

Основными странами-инвесторами для казахстанской экономики, по данным министерства индустрии и торговли, являются США, Великобритания, Италия и Южная Корея. Наиболее активно инвестиционная деятельность иностранных компаний проявляется, по словам Е. Аринова, в Карагандинской и Атырауской областях, а также в городах Астана и Алматы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Правительство поддержит отечественного производителя минудобрений 20.02.2004
В марте планируется провести презентацию Карачаганакского газового проекта 20.02.2004
В Правительстве рассмотрен проект по разведке и добыче метана из угольных пластов Карагандинского бассейна 20.02.2004
Председатель совместной комиссии – о выборных поправках 20.02.2004
В Атырау начал работу III Конгресс журналистов Казахстана 20.02.2004
Счетным комитетом выявлены недостатки в работе Минтранскома и госорганов Мангистауской области 20.02.2004
Пошатнувшиеся кресла 20.02.2004
Лукашенко лечат с помощью газовой гомеопатии 20.02.2004
Сейм Литвы намерен объявить импичмент президенту 20.02.2004
Премьер-Министр РК положительно оценил работу Центра маркетингово-аналитических исследований 19.02.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz